Свежий номер

Партнеры


Главное

Армения на пути сближения с Россией

Стратегические отношения России с Арменией успешно развиваются во всех сферах как в двухстороннем формате, так и в рамках международных организаций. Внимание к армяно-российским отношениям значительно увеличилось в контексте евразийской интеграции. Об основных направлениях взаимодействия двух исторических партнёров, а также о существующих и потенциальных проблемах армяно-российских отношений рассказал президент Русско-Армянского Содружества Юрий Людвигович Навоян.

Армения – единственная страна Южного Кавказа, которая состоит в ОДКБ. Однако по-настоящему тесное взаимодействие в рамках этой организации наблюдается лишь с Россией. В связи с этим возникают вопросы: во-первых, насколько эффективно сегодня для Армении сотрудничество в рамках ОДКБ и, во-вторых, каковы перспективы двухстороннего сотрудничества между Россией и Арменией?

Армения – очень ответственный член ОДКБ, потому что она последовательно и четко выполняет свои обязательства, активно участвует в формировании повестки дня ОДКБ. В рамках ОДКБ выделяется военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, особенно с Россией. С одной стороны, это нормально, потому что, так или иначе, Россия –системообразующая страна в организации. В ОДКБ можно наблюдать три основных направления: южное, базирующееся в основном на отношениях России и Армении; западное – на отношениях России и Белоруссии; и, центральноазиатское.

ОДКБ играет важную роль в плане политического сдерживания. Данная организация сегодня – активный участник в формировании системы безопасности в регионе в целом. Другая характерная черта заключается в том, что до создания Евразийского экономического союза фактически ОДКБ была самой эффективной структурой в СНГ. Естественно, ОДКБ играет балансирующую и сдерживающую роль, особенно в регионе Южного Кавказа, где очень сложная геополитическая ситуация.
 
С другой стороны, ОДКБ интенсивно развивается, и это не декоративная организация. Все решения, которые принимают главы государств на соответствующих заседаниях, эффективно выполняются. В рамках ОДКБ проходят крупные учения, многие из них – на территории Армении, что способствует улучшению боеспособности, в том числе, и армянской армии.

Несомненно, вступление Армении в Евразийский экономический союз – серьезный шаг для страны, который открывает для нее большие возможности. Тем не менее появляется и ряд проблем, связанных с конвергенцией таможенных режимов (в частности, повышение импортных пошлин). В связи с этим интересно узнать, как Вы оцениваете последствия вступления Армении в Евразийский экономический союз?

Вступление Армении в Евразийский экономический союз проходило на фоне переговоров о заключении соглашения об ассоциации с Европейским союзом. При этом руководство Армении приняло, на мой взгляд, рациональное политическое решение о вступлении в Евразийский экономический союз.
 
Почему рациональное? Во-первых, с учетом характера российско-армянских отношений, не только военно-политических, но и экономических, очевидно, что, если основной стратегический партнер Армении инициирует субрегиональные или экономические проекты, Армения не может быть в стороне. Другой вопрос, на каком уровне и при каких условиях Армения могла участвовать в Евразийском экономическом союзе? Первоначально отсутствие общей границы между Россией и Арменией считалось серьезным препятствием для полноправного членства Армении в Евразийском экономическом союзе. Однако совместная межгосударственная комиссия экспертов выяснила, что этот фактор не помеха, и Армения может стать членом Евразийского экономического союза. В итоге, процесс подписания соглашения об ассоциации с ЕС приостановлен, и сегодня Армения выступает в качестве полноправного члена Евразийского экономического союза.

Армения как член ВТО еще в начале 1990 годов полностью либерализовала свою экономику. В Армении очень низкие пошлины. По ряду других направлений с ЕАЭС есть определенные вопросы, которые необходимо согласовать и привести к общему знаменателю. Поэтому соглашение о вступлении Армении в ЕАЭС предусматривает разные переходные периоды по ряду товаров и по согласованию таможенных пошлин до 2022 года.

Армения и Россия тесно взаимосвязаны: более 2 миллионов армян проживает в России, и российско-армянские отношения затрагивают интересы почти каждой семьи в Армении. Другое дело, что правительству Армении необходимо иметь сегодня более эффективную повестку по работе как с Россией в двухстороннем формате, так и в рамках Евразийского экономического союза.

С другой стороны, я согласен с оценками ряда российских политологов, которые говорят, что Армения – в определенной степени недооцененный партнер России на Южном Кавказе. Армения имеет очень важное значение для России. Вступление Армении в ЕАЭС делает союз особо привлекательным с геополитической точки зрения. Без преувеличения, именно благодаря позиции Армении в начале 1990 годов Россия осталась на Южном Кавказе и продолжает играть определенную роль в регионе.

По Вашему мнению, готова ли Армения продолжить интеграцию в структуру ЕАЭС? Например, готова ли она к созданию валютного союза в будущем? Какова позиция Армении по вопросу создания ЗСТ между ЕС и ЕАЭС?

Маловероятно, что в ближайшее время будет создан валютный союз. Но если такой вопрос возникнет, Армения будет исходить из собственных интересов, и это тоже станет предметом обсуждения. Обсуждение создания ЗСТ – положительная динамика в отношениях субрегиональных союзов. Более того, Участвуя в Евразийском экономическом союзе, Армения не прерывает свои отношения с Европой и с остальным миром. Наоборот, опыт Армении может быть интересным для России, Казахстана и Белоруссии.
 
Более того, Армения может стать дополнительной площадкой для диалога членов Евразийского экономического союза с остальным миром. Существование большой армянской диаспоры тоже не позволяет государству закрыться в определенной конфигурации и не иметь отношений с остальным миром. Специфика Армении в том, что после приобретения независимости фактор диаспоры играет очень важную роль в развитии страны. Необходимо учитывать степень интеграции Армении с остальным миром, и на этом тоже строить определенную рациональную политику.

Как Вы видите развитие отношений между Арменией в рамках Евразийского экономического союза и Ираном?

Армяно-иранские отношения находятся и в политическом, и в экономическом смысле в очень хорошем состоянии. Намеченная тенденция отношений Ирана с Западом, с одной стороны, и создание Евразийского экономического союза – с другой – позволяют наращивать отношения с Ираном. Если мы рассматриваем перспективы транспортных или коммуникационных проектов в рамках Евразийского союза, надо учитывать, что при деблокаде абхазской железной дороги и при строительстве ветки железной дороги из Армении в Иран, Армения может стать транспортным коридором Север-Юг с выходом на Персидский залив через Иран. Иран тоже заинтересован во взаимодействии через Армению с Евразийским экономическим союзом. Нельзя упускать из виду и то, что Иран по вопросу нагорно-карабахского конфликта занимает очень взвешенную, позитивную для Армении позицию, в отличие от другого регионального игрока – Турции.

Украинский кризис еще раз поднял проблему самоопределения народов и территориальной целостности государства. Как, по Вашему мнению, происходящие сегодня политические процессы могут повлиять на урегулирование нагорно-карабахского конфликта? Какова вероятность возобновления вооруженного конфликта? Как Вы оцениваете роль Минской группы ОБСЕ?

События вокруг Крыма и Украины еще раз продемонстрировали важность права народов на самоопределение. В этом смысле Карабах – положительный пример. Еще в конце 1980 годов, находясь в составе Советского Союза, карабахские армяне воспользовались своим правом в рамках советской Конституции и пожелали мирным, конструктивным путем выйти из состава Азербайджана и присоединиться к Армении, а при распаде СССР в 1991 году провели референдум и создали Нагорно-Карабахскую Республику. На это Азербайджан ответил крупномасштабной военной кампанией и фактически проиграл войну. В 1994 году при посредничестве России было заключено перемирие. До сих пор оно в основном соблюдается благодаря сдерживающему фактору армии самообороны Карабаха. Это единственный конфликт современности, где баланс держится без участия миротворцев: силы самообороны Карабаха своими действиями вносят вклад в региональную безопасность. Угроза войны всегда остается.

Решение Карабахского конфликта надо искать в плоскости международного права, которое позволяет народу жить свободно, самоопределяться и строить современное государство. В отличие от соседей, сегодня карабахские армяне строят очень эффективное государство. Если во время выборов находиться в Карабахе и наблюдать за электоральным процессом, то не останется никаких сомнений в том, что Карабахская республика состоялась и с ней надо считаться, признать это государство, и на двухсторонней дипломатической основе строить экономические, гуманитарные и политические отношения.

Минская группа — основной формат, который позволяет вести переговоры. Этот формат необходимо сохранить, потому что ОБСЕ — организация, предоставляющая сторонам возможность вести диалог между собой, в то время как сопредседатели выступают гарантом переговоров между Арменией и Азербайджаном. Но здесь есть один недостаток: в переговорном процессе не участвует Нагорно-Карабахская республика как сторона, несмотря на то, что первоначально Карабахская республика была субъектом переговоров. Пока не восстановится формат полноценного участия Нагорно-Карабахской республики в переговорном процессе, не будет достигнуто окончательное решение, потому что никакая сторона не может навязать искусственное решение карабахским армянам. Они сами должны вместе с официальным Баку на основе взаимных компромиссов и уступок прийти к общему согласию. Тогда все остальные страны, в том числе и сопредседатели, будут гарантами этих соглашений. Навязывание искусственных моделей карабахцам без учета их волеизъявления чревато новой эскалацией.

Как Вы оцениваете российско-армянские отношения? Что Российско-Армянское Содружество может сделать, чтобы усилить связи между Арменией и Россией? В частности, среди армянской молодежи в России активно обсуждается вопрос о создании армянского культурного центра в Москве, посредством которого два народа смогли бы более тесно взаимодействовать в культурной сфере.

Российско-армянские отношения развиваются очень естественно и действительно носят стратегический характер, потому что охватывают основные области жизнедеятельности — военно-политические, экономические, и гуманитарные.
 
Программы сотрудничества в этих направлениях носят долгосрочный характер. Это обусловливает особые отношения между Россией и Арменией. Фактор диаспоры, которую я считаю живым связующим звеном между Россией и Арменией, сможет сыграть роль катализатора в российско-армянских отношениях. Однако не всегда мы наблюдаем принятие эффективных решений и актуальной повестки между определенными ведомствами России и Армении. Необходимо работать над усовершенствованием этого направления. Это относится и к армянским ведомствам и институтам, и к российским.

По поводу культурного центра Вы попали в точку, потому что долгие годы на соответствующих форумах Русско-Армянское Содружество поднимает этот вопрос. Он давно созрел для решения в рамках межгосударственных отношений и соглашений. Армянский культурный центр в Москве будет дополнительным эффективным звеном для реализации всех договоренностей. Между Арменией и Россией есть хорошая договорная база, в том числе, и в области гуманитарного сотрудничества о создании на взаимной, паритетной основе культурных или информационных центров. Российская сторона очень эффективно реализует эти возможности. В частности, в последние годы в Ереване был построен и функционирует «Дом Москвы», представительство Россотрудничества, Российский научно-культурный центр. Это позволяет непосредственно реализовывать российские федеральные проекты гуманитарного характера в Армении, а армянскому обществу более тесно сотрудничать с Россией. При этом армянская сторона должна реализовать свое право для своих же граждан и соотечественников, для сохранения культуры и создания новых информационных и образовательных ресурсов. Это будет действительно постоянно действующим звеном, которое может генерировать новые идеи и проекты в межгосударственных отношениях, выйдя за рамки диаспоры.

Материал подготовлен Лусине Мнацаканян, стажером РСМД, Александром Елисеевым, менеджером РСМД, и Марией Гуровой, редактором сайта РСМД

Источник

Точка зрения

Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...
Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы

Портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с бывшим министром обороны Армении Вагаршаком Арутюняном....

Читать далее...

Мероприятия

В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...
Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...
XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции

Евразийский банк развития (ЕАБР) начал подготовку к XII Международной конференции «Евразийская интеграция». Мероприятие...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color