Свежий номер

Партнеры


Главное

О внешнеполитической стратегии ЕС на постсоветском пространстве

На встрече в верхах стран ЕС 28 июня в Брюсселе верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини представила новую стратегию Евросоюза в области внешней политики и политики безопасности. Документ предусматривает расширение непосредственного влияния ЕС через включение в его состав новых стран и претензии на собственную сферу геополитического влияния вблизи российских границ и за счёт стран бывшего СССР, заметим, при полном игнорировании законных интересов России. Анализ документа показывает, что внешняя политика ЕС, если она не будет соответствующим образом скорректирована, останется источником вызовов и прямых угроз РФ и ЕАЭС в целом.

В стратегии чётко зафиксирован курс ЕС на расширение состава через включение государств бывшей Югославии («Западные Балканы», по терминологии документа) и на создание подчинённой Брюсселю сферы влияния, внутри которой действуют стандарты ЕС и отношения с которой также строятся по этим же стандартам. В стратегии ЕС определено, что политика расширения Евросоюза «представляет собой стратегические инвестиции в безопасность и процветание Европы».

Канцлер ФРГ Ангела Меркель 5 июля подтвердила в Париже во время встречи в верхах западнобалканских государств, что страны западных Балкан по-прежнему остаются кандидатами на вступление в ЕС, подчеркнув, что после решения Великобритании о выходе из союза ничего не изменилось. Таким образом, среди стран, которые ЕС усиленно втягивает в свою орбиту, находятся республики бывшей Югославии, объективно представляющие особый интерес для РФ. В первую очередь, речь идёт о Сербии, отношения с которой имеют для России особое, стратегическое во всех смыслах значение.

Документом определены страны Европы, которые на данный момент не могут претендовать на членство в ЕС, но зачислены Брюсселем в зону своего геополитического влияния. Отношения с последними выстраиваются в формате «европейской политики соседства». На восточно-европейском направлении «политика соседства» ЕС, по-прежнему, осуществляется в формате «Восточного партнёрства» (ВП) и распространяется на постсоветские государства – Украину, Белоруссию, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан. К этим государствам стратегия ЕС официально не предусматривает применение «политики расширения», с ними союз намерен развивать отношения на основе соглашений об ассоциации.

В стратегии заявлено, что ЕС будет работать над «повышением устойчивости» своих «восточных соседей» и отстаивать их право «свободно определять» свой подход к ЕС. Под «повышением устойчивости» и «свободным определением», очевидно, имеется в виду нейтрализация традиционного историко-культурного влияния России на постсоветском пространстве, которая препятствует распространению в постсоветских странах «европейской веры». Из этого следует, что Брюссель отрицает право России на собственную сферу геополитических интересов по периметру своих европейских границ в СНГ и планирует наращивание конфронтации с РФ на этой почве.

Таким образом, курс Брюсселя на создание за счёт политики соседства, в частности в формате «ВП», собственной сферы влияния в виде полуколониальной сырьевой периферии ЕС из постсоветских государств не изменился. Следовательно, не сняты вызовы и угрозы со стороны ЕС экономическим и геополитическим интересам России на постсоветском пространстве. Напротив, они ещё более усугубляются.

Но внешнеполитическая стратегия ЕС усугубляет риски и вызовы для самих участников «политики соседства» из числа постсоветских членов «Восточного партнёрства». Итог двух лет действия ассоциации Украины с ЕС показывает, что эта форма взаимодействия прямо стимулирует нарастающие темпы деиндустриализации некогда промышленно и технологически развитой бывшей советской республики.

Экономически существенно превосходящий страны ВП Евросоюз навязывает своим партнёрам по ассоциации одностороннюю зону свободной торговли с неограниченным выходом на их рынки. В итоге ослабленная экономика постсоветских «восточных партнёров» ЕС буквально рушится под двойным ударом, что наглядно показывает пример Украины: преимущество товаров из ЕС в конкурентоспособности на рынках ассоциированных с ним членов ВП дополняется мизерными квотами (только в их рамках ассоциированные с ЕС страны могут поставлять товары в ЕС по низким таможенным тарифам) и широкими нетарифными ограничениями в отношении весьма немногой конкурентоспособной в ЕС продукции постсоветских стран. В первую очередь максимально затрудняется доступ на рынок ЕС высокотехнологичной промышленной продукции.

В целом зона свободной торговли постсоветских стран – членов ВП с ЕС способствует их экономическому ослаблению, односторонней кредитной зависимости от Брюсселя, а также ведет к конфликту обязательств в рамках ЗСТ в СНГ и с ЕС соответственно. Этот конфликт, как показывает украинский опыт, Брюссель подогревает, отказываясь согласовывать с РФ условия участия постсоветских стран в двух ЗСТ – с ЕС и в СНГ.

В итоге получается, что ЕС фактически нацелен на вытеснение РФ с рынков её традиционных торговых партнёров по СНГ, не входящих в ЕАЭС. Это прямой удар как по экономическим, так и по геополитическим интересам РФ на постсоветском пространстве.

Документ содержит завуалированную установку на смену режимов в странах-участниках «политики соседства»: «наша сила притяжения», как говорится в стратегии, «может стимулировать трансформацию в них». Т.е. попытки политической дестабилизации союзников России по типу украинского госпереворота февраля 2014 года будут продолжены. Это является уже прямой угрозой РФ, поскольку данный тезис непосредственно касается ближайших соседей и традиционных партнёров России не только по аморфному СНГ, но и ЕАЭС (как в случае с Белоруссией и Арменией, которые также входят в ВП).

В области политики безопасности внешнеполитическая стратегия ЕС состоит в «расширении сотрудничества с Североатлантическим альянсом в режиме взаимного дополнения и полного уважения институциональных процедур, а также автономии принятия решений каждой из сторон». Документ признаёт НАТО главным форматом взаимоотношений стран ЕС в вопросах коллективной безопасности и по-прежнему исходит из традиционного разделения зон ответственности между Евросоюзом и НАТО: первый занимается продвижением в своей зоне влияния на постсоветском пространстве «европейских ценностей» и экономической экспансией, а военный альянс берёт на себя военно-политическую и военно-техническую составляющие.

При этом стратегия фиксирует необходимость усиления собственных военных возможностей ЕС, определяя деятельность Брюсселя в этих вопросах как относительно автономную от НАТО, но в рамках общей политики коллективной безопасности, выработанной в альянсе: «Евросоюз будет параллельно углублять отношения с НАТО и развивать собственные оборонные возможности, сохраняя независимость в принятии решений в оборонной сфере».

Подобная независимость ЕС от блока в условиях «углубления отношения с НАТО» – это, скорее, благие пожелания, чем настоящие намерения Брюсселя. Но, вероятно, здесь скрыта иная реальная задача – включить в некую систему коллективной обороны те страны Европы, которые не являются членами НАТО, а в некоторых случаях – и ЕС, но представляют для Евросоюза и в целом для Запада интерес.

О каких странах идёт речь, становится ясно из следующего положения стратегии: «Европейцы должны быть способны защищать Европу, реагировать на внешние кризисы ипомогать государствам – партнерам в развитии их оборонных возможностей и структур безопасности (выделено мной. – Д.В.)». В этом контексте документ призывает «усилить оборонные возможности Евросоюза, чтобы ЕС мог проводить операции как во взаимодействии с Североатлантическим альянсом, так и независимо от него».

Речь, таким образом, идёт, конечно, об Украине и неспособности киевского режима победить в начатой им же гражданской войне в Донбассе, как о прецеденте, который, по мнению разработчиков документа, не должен повториться нигде в «государствах-партнёрах». Возможности НАТО в таких случаях ограничены, и Брюссель, видимо, ищет какой-то формат самостоятельных силовых действий в подобных ситуациях на постсоветском пространстве с целью вооружённого удержания своей зоны влияния.

ЕС по-прежнему не признаёт факт российской принадлежности Крыма и «не принимает дестабилизации Восточной Украины». Фактически речь идёт о неприкрытом покушении на территориальную целостность России, а выраженное в соответствии с демократическими процедурами на референдуме стремление крымчан к вхождению в состав РФ грубо игнорируется. ЕС в принципе не хочет и признавать какую-либо вину киевского режима за развязывание гражданской войны в Донбассе.

Итак, никаких выводов из украинской трагедии, которая прямо спровоцирована авантюрными и безответственными действиями по втягиванию этой страны в сферу своего влияния в формате «ассоциации», в Брюсселе не сделано. Курс на расширение ЕС и стремление превратить участников «политики соседства» из числа постсоветских стран в зону собственных исключительных интересов будет продолжен. Следовательно, будет продолжена и политика конфронтации с Россией.

Особое внимание в этой связи следует обратить на ясно выраженное намерение ЕС добиваться дестабилизации политических режимов в странах СНГ и даже ЕАЭС, которые включены в программу «Восточного партнёрства», а по сути определены зоной геополитического влияния Брюсселя.

Дмитрий Верховцев

Источник

Точка зрения

Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...
Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы

Портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с бывшим министром обороны Армении Вагаршаком Арутюняном....

Читать далее...

Мероприятия

В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...
Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...
XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции

Евразийский банк развития (ЕАБР) начал подготовку к XII Международной конференции «Евразийская интеграция». Мероприятие...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color