Свежий номер

Партнеры


Главное

Приднестровская Молдавская Республика: признание и компромиссы

Потенциально Приднестровье является самой успешной из всех непризнанных или частично признанных республик на постсоветском пространстве. В сложных условиях Тирасполю удалось сохранить значительную часть советского промышленного потенциала, построить новые объекты и успешно выходить на внешние рынки. Более того, уровень жизни в непризнанной республике превосходил показатели в бывшей метрополии. На фоне скромного, но ухоженного Тирасполя Кишинев выглядит большой деревней, особенно после реализации проектов Автономной Некоммерческой Организации "Евразийская интеграция" (создана в ноябре 2012 года для разработки и реализации программы материальной помощи ПМР). Эти проекты названы историческими для республики (60 млн долларов – никогда прежде не направлялись такие суммы в здравоохранение и просвещение Приднестровья единоразово, в рамках одного проекта).  

В отличие от всех остальных собратьев по международному статусу у Приднестровья нет границы с дружественным государством или даже с морем. На западе находится не дружественная Молдавия, а на востоке до недавнего времени была нейтральная Украина. И как только Киев после переворота сменил политику на враждебную, Приднестровье стало думать уже не о развитии, а о выживании. Республика оказалась в режиме полной блокады.

После того как вооруженное противостояние на Днестре завершилось подписанием 21 июля 1992 г. «Соглашения о принципах мирного урегулирования», приднестровская проблема в течение длительного времени выглядела как периферийный политический сюжет. Однако в последние три года она стала одним из важных элементов международной повестки в контексте украинского кризиса и усиления противостояния России и Запада на постсоветском пространстве.

Помимо ухудшения геополитической обстановки для ПМР в условиях блокады со стороны Украины, с января 2016 г. остается угроза прекращения (или видоизменения) торговых преференций ЕС для приднестровских товаров, что чревато ухудшением социально-экономической ситуации в Приднестровье. В то же время сохранение этого режима само по себе продолжит привязывать экономику ПМР к ЕС и Молдавии. При этом и США, и Евросоюз, и ОБСЕ — наблюдатели и посредники в процессе мирного урегулирования — закрывают глаза на действия Украины, которая нарушает свой статус страны-гаранта посредством изоляции Приднестровья (возводятся оборонительные сооружения, создаются препоны для пересечения украинской границы гражданами России).

В конце 2016 года победа на президентских выборах в Молдавии лидера Партии социалистов Игоря Додона это еще один пример прихода к власти несистемного политика. Новый глава государства в ходе кампании обещал избирателям отказаться от курса своих предшественников и оппонентов, то есть максимального сближения с ЕС при заметном охлаждении отношений с Москвой. За это Додон получил ярлык «пророссийского» кандидата.

Игорь Додон проявляет себя на приднестровском направлении куда более активно и инициативно и не скрывает намерение ликвидировать ПМР в кратчайшие сроки путем «федерализации Молдавии». В начале октября 2016 года в рамках кишиневского пресс-клуба Додон призвал приднестровцев «смириться с тем, что их никогда не признают, и они не станут субъектом РФ». «Вы граждане Молдовы (лишь около 200 тыс. из примерно полумиллиона жителей ПМР обладают гражданством Молдавии). У нас единая страна. Вы должны понимать, что второго Калининграда не будет. Единственное будущее для Приднестровья — это в составе Молдовы. Других вариантов нет. И в ближайшем будущем не появятся», — заявил Додон, заочно обращаясь к приднестровцам. Правда, оговорился, что «выбор» у приднестровцев все же есть — оказаться в составе Украины или Молдавии. И добавил, что в случае его прихода к власти, решение по присоединению Приднестровья к Молдавии может быть найдено уже в следующем 2017 году.

Однако все стороны процесса понимают, что урегулирование проблемы Приднестровья невозможно решить без участия России. Первый шаг в этом направлении Додон уже сделал, проведя встречу с Президентом России В.В. Путиным и недавно избранным президентом Приднестровья Вадимом Красносельским. Политики заявили, что готовы к поискам компромиссов в целях урегулирования конфликта.

После встречи со своим приднестровским коллегой Додон отметил, что стороны «должны увидеть конкретные результаты в течение 2017 года», таким образом, сохраняя риторику своей предвыборной платформы. Избранный президент выступал за вхождение Приднестровья в состав Молдавии на правах конфедерации и даже заявлял, что в соглашении должно быть прописано право на самоопределение Приднестровской Молдавской республики (ПМР) в случае вступления Молдавии в НАТО. Несмотря на то что полномочия Додона как президента Молдавии не позволяют ему формировать политический курс в одиночку, некоторое пространство для маневра у него есть. Президент Молдавии Игорь Додон по итогам встречи 21 февраля с председателем парламента Андрианом Канду и премьером Павлом Филипом заявил, что все органы государственной власти страны - администрация президента, парламент и правительство - должны прийти к единому мнению по приднестровскому вопросу. Иначе эту проблему будет решить очень сложно. Подобное заявление подтверждает: в Кишиневе постепенно приходят к пониманию о необходимости предоставить политикам из Тирасполя гарантии выполнения обязательств и простимулировать ПМР вернуться к обсуждению территориального вопроса.

В Приднестровье впервые за долгие годы заговорили о возможности возврата к обсуждению политического статуса республики. В Тирасполе настаивают, что условие для этого одно — воля парламента и народа Молдавии, выраженная на референдуме. Для возобновления переговоров о политическом статусе Приднестровья должны сложиться конкретные обстоятельства. Политики Приднестровья напомнили, что Молдавия — парламентское государство, поэтому подобные инициативы должны исходить прежде всего от парламента страны и народа. Тирасполь готов участвовать в переговорах, поскольку в ПМР понимают, что к урегулированию ситуации можно идти только путем диалога. Приднестровье готово идти на взаимные уступки на основе референдума, проведенного в 2006 году. В Молдове, никакого волеизъявления народа по этому вопросу не было. По настоянию Тирасполя, легче работать, когда занимаются реализацией воли народа, а не отдельных должностных лиц государства.

В Тирасполе не исключают, что и в Приднестровье возможно проведение повторного референдума, «если актуальная повестка дня будет требовать волеизъявления народа». В тоже время Премьер и Парламент РМ принимают решения направленные на отрицание инициатив Приднестровской стороны. Таким сигналом является решение Премьер Молдовы пригласить Генсека НАТО Йенса Столтенберга принять участие в церемонии открытия офиса Альянса в Кишиневе. Премьер заверил руководство НАТО, что правительство окажет всю необходимую поддержку для упрощения процедуры аккредитации руководителя и персонала офиса (соглашение об открытии офиса НАТО в Кишиневе было подписано в ноябре 2016 года).

Серьезные изменения в риторике вокруг приднестровского урегулирования заметны и ключевым игрокам на международной арене. Россия, участвующая в формате 5+2, где стороны пытаются разрешить многолетний кризис, надеется на то, что в скором времени в урегулировании произойдут реальные сдвиги. «Мяч на стороне Республики Молдовы».

Виталий Огородников, эксперт Фонда развития евразийского сотрудничества

Точка зрения

Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...
Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы

Портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с бывшим министром обороны Армении Вагаршаком Арутюняном....

Читать далее...

Мероприятия

В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...
Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...
XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции

Евразийский банк развития (ЕАБР) начал подготовку к XII Международной конференции «Евразийская интеграция». Мероприятие...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color