Свежий номер

Партнеры


Главное

Что Армения получила за два года членства в ЕАЭС

Общие результаты экономического развития Армении в составе ЕАЭС за два прошедших года довольно оптимистичны. В отличие от Киргизии, где процессы евразийской интеграции пока далеко не столь впечатляющи, кавказская республика сумела по максимуму использовать преимущества общего рынка ЕАЭС, чему в немалой степени способствовал «торговый», «предпринимательский» менталитет ее населения. При этом республика не только не имеет общей сухопутной границы с другими участниками союза, но и лишена самого дешевого сухопутного способа сообщения с ними – железнодорожного. Железная дорога в Россию через Азербайджан была заблокирована вскоре после начала карабахского конфликта, а через Грузию – в 1992 г., с началом первой войны в Абхазии. Поэтому возить грузы между Арменией и другими странами ЕАЭС приходится автомобильным транспортом через грузинскую территорию.

По данным Евразийской экономической комиссии, объем взаимной торговли Армении с государствами ЕАЭС по итогам 2016 г. составил 392,1 млн. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем в полтора раза (на 53%). Почти вся «союзная» торговля Армении приходится на Россию (95%). Но и небольшой по объему товарооборот с другими странами ЕАЭС из-за низкой «стартовой базы» тоже заметно вырос: с Казахстаном – на 43%, с Белоруссией – в 2,1 раза, а с Киргизией – почти втрое. По словам министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяны Валовой, в прошлом году Армения заняла в ЕАЭС первое место по темпам роста промышленного производства, достигших 6,7%. Почти в таком же объеме выросло производство сельскохозяйственной продукции, что позволило стране нарастить поставки продовольствия на общесоюзный рынок. Больше всего при этом вырос экспорт фруктов, алкогольных и безалкогольных напитков.

За первый квартал 2017 г. объем торговли РА со странами ЕАЭС, по данным ЕЭК, вырос на 38,4% (до 102,5 млн. долл.), что больше уровня 2014 г. на 49%, а 2015 г. – в три раза. ВВП республики за первый квартал этого года увеличился на 6,5%, что является одним из самых высоких показателей среди государств ЕАЭС. «Рост ВВП при вступлении Армении в Союз должен был составить 2%, это примерно 20 млн. долл. США в год, – заявил на сессии «Республика Армения и ЕАЭС: новые возможности и перспективы развития» доктор экономических наук Ашот Тавадян. – Но был оценен и ущерб от невступления в ЕАЭС, а также в ЕС. Отказавшись от евразийского объединения, мы теряли бы примерно 0,5 млрд. долл. США в год, от невступления в ЕС потери составляют порядка 30 млн. долл. США в год». По словам эксперта, со второго года членства страны в ЕАЭС прогноз улучшения экономических показателей начал сбываться. А тот факт, что за первый квартал экспорт вырос сразу на 30%, позволяет ей по итогам года увеличить ВВП на 7%.

Главный внешнеэкономический партнер Армении  – Россия. По итогам 2016 г. на нее пришлась четверть (24,3%) всей внешней торговли республики. Общий объем торговли между двумя странами за прошлый год, по данным Федеральной таможенной службы РФ, составил более 1,3 млрд. долл. При этом двухсторонний товарооборот из-за поставок энергоносителей имеет резкий перекос в пользу России. Если российский экспорт в Армению по итогам прошлого года составил 957,3 млн. долл., то армянский экспорт в РФ – 378,3 млн. Россия поставляет в республику природный газ, нефтепродукты, продовольствие, металлы и металлоизделия, продукцию химической промышленности, каучук, продукцию машиностроения, текстильные изделия и обувь. Из Армении в РФ экспортируются главным образом продовольствие и сельхозсырье, а также машины, оборудование и транспортные средства, жемчуг, драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, химическая продукция и минеральное сырье. 

Россия лидирует и по объему инвестиций в армянскую экономику. По разным оценкам, ее доля составляет до половины всех накопленных капиталовложений. По данным на март 2016 г., объем российских инвестиций достиг 3,4 млрд. долл. В числе крупнейших проектов российского бизнеса в Армении – ввод в эксплуатацию 5-го энергоблока Разданской ТЭС (декабрь 2013 г.), покупка «Вымпелкомом» армянского телекоммуникационного оператора «Арментел», приобретение банком ВТБ «Армсбербанка», модернизация РУСАЛом завода «РусалАрменал», а «Интер РАО ЕЭС» – Севано-Разданского каскада ГЭС. Всего в республике действует около 1,3 тыс. предприятий с участием российского капитала, что составляет треть от общего числа всех совместных предприятий. Россия почти полностью контролирует армянскую энергетику и в значительной мере – транспорт. Газовые сети республики на 100% принадлежат «Газпрому», а железные дороги отданы на 30 лет в концессию РЖД и управляются принадлежащей им Южно-Кавказской железной дорогой.

Вступление Армении 2 января 2015 г. в ЕАЭС произошло на крайне неблагоприятном внешнем фоне. Резкое обострение отношений России и Запада, повлекшее за собой введение взаимных экономических санкций, вызвало падение торговли, валютный кризис и спровоцировало сокращение объема ВВП большинства стран ЕАЭС. По итогам 2015 г. российско-армянская торговля снизилась на 11,6%, что в немалой степени было вызвано колебаниями курса национальных валют по отношению к доллару. Тем не менее, как показало время, стратегически присоединение Армении к ЕАЭС оказалось совершенно правильным шагом. 

«Уже на первоначальном этапе членства в Союзе Армения получила новые возможности для развития национальной экономики, – прокомментировала результаты евразийской интеграции заместитель председателя Контрольной палаты страны Ара Нранян. – В первую очередь это возможность приобретения сырья и ресурсов без оплаты экспортных пошлин и тарифов, взаимное признание документов, выдаваемых государственными органами стран ЕАЭС, начало реализации принципов свободного движения товаров, услуг, капитала и людей».

Открытие огромного по меркам Армении рынка ЕАЭС создает для армянского бизнеса совершенно новые перспективы. «Если в первое время по инерции в числе сравнительных преимуществ армянской экономики назывались традиционные отрасли, производство продовольственных товаров, в том числе экспорт коньяка, – заявила А. Нранян, – то сейчас мы можем говорить о потенциале традиционных, но, увы, частично забытых армянских производственных традиций – в первую очередь это легкая промышленность – трикотаж, производство обуви».

В свою очередь, замминистра финансов Армении Армен Айрапетян, как сообщает пресс-служба ЕЭК, обратил внимание на повышение конкурентоспособности армянской экономики за счет «эффекта масштаба» и снятия тарифных барьеров. Снижение стоимости товаров, в том числе сырья, ведет к уменьшению себестоимости производимой продукции, снижению цен на нее и росту конкурентоспособности. Введение Единого таможенного тарифа ЕАЭС вызвало рост доходов бюджета от взимания таможенных пошлин, поступление которых по сравнению с 2015 г. выросло на 30%. Несомненным плюсом ЕАЭС армянские эксперты считают и возможность введения общесоюзных технических стандартов, на разработку которых не надо тратить собственных средств, а также доступ к общему рынку госзакупок.

На этом фоне, мягко говоря, странным выглядит стремление Армении параллельно развивать экономические отношения с Евросоюзом. «Для нас это было довольно сложным решением. С одной стороны, у нас были исключительные отношения с Россий, с другой – глубокие отношения с Евросоюзом, – прокомментировал «евразийский выбор» своей страны председатель Общественного совета Вазген Манукян. – Мы выбрали свой путь. И, как оказалось, мы можем сохранить хорошие отношения с европейскими партнерами, находясь в ЕАЭС».

Напомним, что Ереван планирует заключить с Брюсселем «облегченный» вариант договора о евроассоциации, предусматривающий создание зоны свободной торговли с ЕС. У ЕАЭС такой договор, по словам Т. Валовой, возражений не вызывает, поскольку аналогичное соглашение уже есть у Казахстана и Киргизии. Такая «отстраненность» министра ЕЭК от проблемы непонятна. В конечном итоге «параллельные интеграции» могут постепенно размыть Евразийский союз, «раздергивая» его по другим интеграционным объединениям и превращая в аморфное образование, не способное влиять на внешнеэкономическую политику участвующих в нем стран. 

Источник

Точка зрения

Биолаборатории США на пространстве СНГ: угроза нарастает Биолаборатории США на пространстве СНГ: угроза нарастает

Последние годы средства массовой информации всё чаще стали обращать внимание на активность США в открытии и...

Читать далее...
Азербайджан-2017: Запад усилит давление на официальный Баку Азербайджан-2017: Запад усилит давление на официальный Баку

«Эра милосердия» в исполнении президента Азербайджана Ильхама Алиева – смягчение условий содержания под стражей...

Читать далее...
Международное право – persona non grata в дипломатии США? Международное право – persona non grata в дипломатии США?

Дипломатическим отношениям Соединённых Штатов Америки и России больше 200 лет. Формальный старт российско-американским...

Читать далее...

Мероприятия

Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...
XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции

Евразийский банк развития (ЕАБР) начал подготовку к XII Международной конференции «Евразийская интеграция». Мероприятие...

Читать далее...
Арктика как регион сотрудничества стран-участниц ЕАЭС Арктика как регион сотрудничества стран-участниц ЕАЭС

Россия, как участник Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заинтересована в вовлечении стран-партнёров в...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color