Свежий номер

Партнеры


Главное

Многовекторность – и ничего личного. К итогам визита президента Назарбаева в США

Визит Нурсултана Назарбаева за океан оказался насыщенным событиями. В первый день он встретился со своим американским коллегой Дональдом Трампом, а 18 января принял участие в заседании Совета безопасности ООН на тему «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия».

Для Казахстана – событие, для Fox News – эпизод

Разумеется, что к визиту приковано внимание и казахстанских экспертов и СМИ, и экспертов стран-соседей и стран-партнеров.

Что касается казахстанских СМИ, то первый день визита оценивается в крайне превосходной степени. Звучат фразы: «новый этап стратегического партнерства», «следующая страница в истории взаимоотношений двух стран», «кульминация прорывных действий казахстанской дипломатии с момента избрания Казахстана непостоянным членом Совета Безопасности ООН» и прочие весьма комплиментарные оценки.

Все главные результаты, достигнутые в ходе встречи, содержатся в совместном заявлении о новом этапе расширенного стратегического партнерства. Говоря об этом, Д. Трамп подчеркнул, что США рассматривают Казахстан «в качестве ценного друга и стратегического партнера США в Центральной Азии». 

Стратегическое партнерство заключается в стремлении двух стран решать вопрос укрепления международной и региональной безопасности. В первую очередь речь идет о более тесной координации усилий Астаны и Вашингтона по Афганистану. В практическом плане это вылилось в решение разрешить транзит специальных грузов из США в Афганистан через казахстанские  порты Актау и Курык. Соответствующий законопроект 17 января поступил в парламент Казахстана. 

Также страны договорились укреплять сотрудничество в рамках региональной диалоговой площадки «С5+1». Кстати сказать, сотрудничество в этом формате вызывает определенные опасения у России. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на недавней пресс-конференции по итогам работы своего ведомства в минувшем году завил, что «Вашингтон может злоупотребить партнерством в формате «C5+1», в который входят США, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан». По его мнению, формат «C5+1» направлен на то же, что и проект Большой Центральной Азии, активно продвигавшийся прежней администрацией Белого дома – укрепление позиций США в регионе при ослаблении влияния России и Китая.

И все же в экспертной среде не существует единого мнения на счет того, кому больше нужен формат «С5+1» – Америке или странам ЦА. США пытаются вовлечь страны региона в решение афганской проблемы, а республики ЦА хотят использовать его лишь для диалога с Вашингтоном.

Тут же логично обратить внимание на то, что главы Америки и Казахстана, как сообщила пресс-служба Белого дома, «договорились консультироваться по вопросам санкций во избежание каких-либо непредусмотренных последствий для экономики Казахстана». По мнению наблюдателей, это может свидетельствовать о намерении Казахстана «потеснить» Россию в поставках некоторых товаров в США. Речь может идти об уране, титане и ферросплавах. Однако, на наш взгляд, все эти договоренности укладываются в логику многовекторной политики, много лет проводимую Акордой.

Здесь необходимо отметить, что Н. Назарбаев затронул тему отношений  США и РФ, которые, по его словам, «ушли в ноль». Обеспокоенность главы РК этой темой можно объяснить двумя причинами. Во-первых, «санкционная война» бьет и по Казахстану, а во-вторых, Казахстан, зарекомендовавший себя как «миротворец», мог бы попытаться снизить интенсивность этого конфликта.

Еще один момент, на который обращают внимание казахстанские эксперты, заключается в том, что, несмотря на прогнозы о снижении внимания Вашингтона к Центральной Азии, обусловленные лозунгом Д. Трампа «Америка прежде всего», этого не произошло. И нынешний визит приводится в качестве доказательства.

Естественно, не остались без внимания экономические последствия визита. А они довольно впечатляющие.  Речь идет о соглашениях на сумму около 7,5 млрд. долларов, по данным казахстанских источников. Между тем государственный  департамент США называет сумму в 2,5 млрд. долларов. Сотрудничество будет осуществляться в формате трансферта технологий в сферах авиационной и космической промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Еще один показательный и даже в чем-то курьезный момент – визит Н. Назарбаева в США в течение трех дней является самой горячей новостью в казахстанских СМИ. В то же время телеканал Fox News, который считается «идеологическим рупором» нынешней администрации Белого дома, отвел на это событие не более 30 секунд. Гораздо больше внимания ведущие телеканала уделили новости о том, что Д. Трамп прошел тест на наличие признаков приобретенного слабоумия и оказался здоров.

Казахстанская повестка в СБ ООН

Председательство Казахстана в Совете Безопасности ООН в текущем январе стало для республики финальным аккордом непостоянного членства в этой структуре. И хотя страна возглавила СБ в рамках ежемесячной ротации, казахстанская идеологическая машина уделяет этой теме большое внимание.

Вполне ожидаемо РК выступила с трибуны ООН на тему нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Закрыв Семипалатинский испытательный ядерный полигон в 1991 году и отказавшись от ядерного оружия под гарантии безопасности от ядерных держав, подписав в 1992 году т.н. Лиссабонский протокол, Казахстан получил моральное право «окучивать» эту тему. И всю новейшую историю страна выдвигала различные инициативы, связанные с проблематикой ОМУ.

В их числе можно назвать инициативу о достижении к 2045 г. безъядерного мира, выдвинутую в 2015 году на пленарном заседании ГА ООН,   манифест «Мир. XXI век» и политическое обращение к СБ ООН «Концептуальное видение Казахстана по упрочению глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира», презентованные не так давно. Их суть в том, что Казахстан предлагает найти политические решения региональных конфликтов, связанных с ОМУ, в том числе через укрепление мер доверия. 

По словам министра иностранных дел Кайрата Абдрахманова, заседание Совета безопасности ООН, в котором принял участие Н. Назарбаев, «поможет сформулировать рекомендации на основе взаимозависимости трех тем – «предотвращение конфликтов», «нераспространение» и «меры доверия». Конечно, было бы наивно надеяться на то, что государства, имеющие ОМУ, откажутся от обладания им и средствами его доставки, но, по словам министра, «новые меры доверия могли бы стать частью процесса нераспространения при анонсировании государствами-членами соответствующих конкретных обязательств». Казахстан и тут пытается выступить в роли посредника и миротворца, стремясь наладить конструктивный диалог между ядерными и неядерными государствами, что, разумеется, следует оценить позитивно.

Помимо этого, 19 января ожидается заседание СБ ООН по афганской проблеме – «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития», в решении которой Казахстан также заинтересован. РК последовательно продвигает идею о необходимости налаживания экономических и социальных связей между Афганистаном и внешним миром, выводе этой страны на путь устойчивого развития.

В СБ ООН Казахстан попытался использовать свой опыт переговорщика. А за минувшие годы он значительно пополнился благодаря т.н. Астанинскому процессу по Сирии, успешному посредничеству РК в российско-турецком конфликте. Конечно, должность временного председателя СБ ООН больше почетная и, надо признать, «техническая». Решить глобальные вопросы за один месяц невозможно. Тем не менее председательство в СБ ООН – это новый масштаб задач для казахстанской дипломатии. Это прекрасная школа и бесценный опыт, особенно учитывая сложную бюрократическую схему международной организации и необходимость учитывать и согласовывать интересы разных стран. 

***

Говоря об итогах визита в целом, можно использовать классический дипломатический штамп – визит прошел в атмосфере конструктивного партнерства. И это будет правдой. Казахстан получил инвестиции и закрепил имеющийся международный авторитет, а США – подтверждение  лояльности Астаны.

Антон Морозов

Источник

Точка зрения

США: стратегия биозащиты или бионападения? США: стратегия биозащиты или бионападения?

Чем грозит России расширение сети американских биолабораторий на постсоветском пространстве? В одной из своих...

Читать далее...
Интерактивное вещание США, как средство ведения «гибридной войны» Интерактивное вещание США, как средство ведения «гибридной войны»

В современных войнах, которые принято именовать «гибридными», государства используют самый широкий набор средств...

Читать далее...
Информационная война: под колпаком PRISM и на крючке у Facebook Информационная война: под колпаком PRISM и на крючке у Facebook

В 2013 году директор национальной разведки США Джеймс Клэппер вынужден был признать, что американская разведывательная...

Читать далее...

Мероприятия

Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...
XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции XII Международная конференция по вопросам евразийской интеграции

Евразийский банк развития (ЕАБР) начал подготовку к XII Международной конференции «Евразийская интеграция». Мероприятие...

Читать далее...
Арктика как регион сотрудничества стран-участниц ЕАЭС Арктика как регион сотрудничества стран-участниц ЕАЭС

Россия, как участник Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заинтересована в вовлечении стран-партнёров в...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color