Свежий номер

Партнеры


Главное

«С5+1» против ШОС: конкуренция в Центральной Азии обостряется

Военный разгром основных сил международных террористических группировок в Сирии и Ираке не означает ни окончательного их исчезновения, ни скорой стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Сохранившиеся благодаря устойчивой сетевой структуре их ячейки переходят к партизанским действиям, организуют массовые террористические атаки, в том числе – за пределами Ирака и Сирии, в частности – в Афганистане.

В период недавних массовых волнений в Иране появлялась неподтвержденная информация о сосредоточении на сопредельных территориях Афганистана и Иракского Курдистана боевиков запрещённой в России группировки «ИГ» с целью дальнейшего перехода в Иран для организации террористических акций. Откровенное пособничество силам международного терроризма со стороны ряда внешних игроков дополняется активным вмешательством в «Большой Евразии» под предлогом «международного миротворчества», что позволяет в нужном ракурсе влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран, отнесённых некогда Збигневом Бжезинским к «Евразийским Балканам». После 11 сентября 2001 года, прикрываясь лозунгом «борьбы с международным терроризмом», США создали военные базы и опорные пункты на Балканах, Ближнем Востоке, Центральной Азии[1] и Афганистане, расширяют свое присутствие в Африке. Как мы знаем, на территориях ряда государств Кавказа и Центральной Азии созданы и функционируют биологические лаборатории, как минимум, двойного назначения[2]. Резонансное преступление 31 октября 2017 года с участием выходца из Узбекистана Сайфуло Сарипова стало поводом к широкой информационной кампании ряда мейнстримных СМИ, утверждавших о том, что «в последние годы бывшие советские республики стали координационным центром рекрутирования боевиков ИГ в Сирии и Ираке», и проводивших недвусмысленные параллели с Афганистаном[3].

Всё это актуализирует вопросы обеспечения коллективной безопасности в рамках ОДКБ и Шанхайской Организации Сотрудничества, которая пока является скорее площадкой для многостороннего диалога и обмена мнениями. Это особенно важно в контексте работы Региональной антитеррористической структуры с учётом отсутствия единого понимания того, кто является террористом, а кто нет, к примеру, у таких стран, как Китай, Индия и Пакистан. Возможно, большему сближению подходов будут способствовать очередные учения ШОС «Мирная миссия 2018». Мероприятия в рамках ОДКБ имеют схожую повестку. В учениях ОДКБ «Боевое братство-2017», состоявшихся в минувшем октябре в Армении, участвовало 12 тысяч военнослужащих, более 1500  единиц техники и 90 самолетов из всех входящих в организацию стран. Основная цель учений – совершенствование системы управления войсками в регионах коллективной безопасности ОДКБ, слаженности органов управления в подготовке совместной операции и отработка практических действий в ходе выполнения учебно-боевых задач[4]. Всё это актуально и в контексте международного миротворчества. Недавно заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков рассказал о подготовке блока к возможному участию в миротворческих миссиях под эгидой ООН. Формирующееся «миротворческое подразделение полицейской направленности» должно будет находиться «в постоянной готовности», и хотя полного понимания того, как оно будет работать, пока нет, возможно, практика вмешательства в военные конфликты под флагом ООН и фактическом доминировании Пентагона будет некоторым образом изменена. Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан являются членами как ОДКБ, так и ШОС, и в условиях недостаточной эффективности ООН миротворческие силы под эгидой ОДКБ могут быть задействованы для расширения международного представительства ШОС. Более того, некоторое время обсуждается идея о возможном более тесном взаимодействии этих двух организаций, цели которых во многом совпадают.

Конкурирующие проекты продвигались на протяжении 1990-2000-х годов в рамках так называемой «доктрины Тэлботта» (советник госсекретаря США по делам постсоветского пространства), основной целью которой было налаживание добычи  нефти и создание экспортной инфраструктуры. В 2005 г. возник проект «Большая Центральная Азия» с центром притяжения в Афганистане, автором которого стал директор Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Старр[5]. Целью концепции была переориентация региона на сотрудничество с Южной Азией с исключением из цепочек кооперации России и Китая. При этом не упускался как аспект военного ослабления России, так и создание долгосрочной «головной боли» Китаю, с учётом известных этноконфессиональных проблем в Синьцзяне и т.д. Увеличение американского присутствия в Узбекистане странным образом совпало с ростом активности боевиков «Исламского Движения Узбекистана»: с середины 2001 по 2005 год их количество составляло около 10 тысяч человек, располагавших миллионами долларов и новейшим вооружением. На территории Афганистана, подвергавшейся активным ударам и зачисткам так называемых Международных сил содействия безопасности, беспрепятственно действовали несколько лагерей по подготовке боевиков[6]. Отдельные факты подтверждают предположение, что Соединенные Штаты задействовали свою базу ВВС в Манасе в работе резидентуры и для планирования диверсионных операций. В частности, зафиксированы нелегальная переброска американскими военнослужащими в республику огнестрельного оружия, наличие на базе своей службы наружного наблюдения. В феврале 2010 г. Иран принудительно посадил пассажирский самолёт авиакомпании «Кыргызстан» из Дубая. На его борту был задержан лидер белуджской террористической группировки «Джундаллах» Абдульмалик Риги, который следовал в Манас. А. Риги признался, что там созданы условия для подготовки боевиков, ведущих с Тегераном вооружённую борьбу[7]. И с тех пор ситуация стала ещё более опасной, что отмечалось, в частности, на апрельской конференции по международной безопасности (2017 г.).[8]

Стоит ли говорить, насколько всё это противоречит целям и задачам ШОС?

В 2015 году тогдашний госсекретарь США Дж. Керри запустил новый геополитический проект С5+1, включающий в себя диалог на уровне министров иностранных дел Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана и США (первая встреча состоялась в Самарканде[9]). Идею администрации Б. Обамы поддержали и его преемники: в августе 2016 года в Вашингтоне состоялась вторая встреча в данном формате, а нынешний глава внешней политики США провёл встречу с министрами иностранных дел государств Центральной Азии в Нью-Йорке. Вовсе не удивительно, что секретариат неформального объединения функционирует в Госдепартаменте США, а все административное управление проектом осуществляется американцами единолично. По словам представителя Госдепартамента США Ванессы Эккер, в ходе встречи обсуждалось региональное экономическое сотрудничество, в том числе в контексте афганской проблемы. Вполне логично, что основное внимание американцы уделяют ключевым странам региона – Казахстану и Узбекистану, но и другие страны не остаются без внимания[10].

Смягчение противоречий между странами региона видится в стимулировании экономического сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате, включая проекты трансграничных транспортных коридоров[11]. О сближении Центральной и Южной Азии в 2015 г. говорил и первый заместитель государственного секретаря Энтони Блинкен, имея в виду создание южного энергетического коридора для экспорта каспийской нефти и газа в Европу в обход России, через Кавказ и Турцию, и альтернативную китайской идею Шелкового пути. Не забыта и правозащитная риторика, которая будет использоваться в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела государств региона. Как отмечает The Wall Street Journal, хорошие отношения с Казахстаном не сохранятся «после окончания президентства Назарбаева, если он не будет гарантирован такими демократическими принципами, как уважение прав человека и верховенство закона, но именно этого в Казахстане и не хватает».

В ближайшее время планируется провести очередную встречу С5+1, можно не сомневаться, что, как и в прошлый раз, ведущие региональные информационные ресурсы, забудут на этот период о ЕАЭС и ШОС. Комментируя явно возросшую активность Вашингтона, министр иностранных дел России С. Лавров заявил: «Мы слышим о желании США несколько злоупотребить этим форматом и продвигать идеи, которые имеют отношение к тому, что еще при прежних администрациях называли проектом Большой Центральной Азии…  Если это так, и если подобные замыслы будут продвигаться нашими американскими коллегами на встречах с центральноазиатскими друзьями, то все они будут видеть ущербность подобных попыток, которые, продиктованы не интересами экономического развития, ни интересами развития транспортной инфраструктуры, а чистой геополитикой».

Страны Центральной Азии связаны с Россией и Китаем рядом обязательств в рамках СНГ, Евразийского союза, ОДКБ и ШОС, Координационного механизма по борьбе с международным терроризмом[12] и др. Как показывает некоторые исследования незападного регионализма, чем менее устойчивы внутриполитические режимы, тем меньше полномочий для вмешательства во внутренние дела имеют региональные организации. Зачастую членство в региональных организациях рассматривается в контексте обеспечения выживаемости того или иного режима, объективно уязвимого перед внутренними вызовами. Замысел и структура региональных институтов в развивающемся мире нацелены скорее на сохранение суверенитета, чем на его размывание. В частности, упомянутые региональные организации основаны на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности и т.д.[13] Вместе с тем, инициативы западных центров силы могут внести дополнительную сложность. В этой связи следует обратить внимание на попытки перехвата структурами НАТО и США контроля над подготовкой военных специалистов в противовес ОДКБ. Американские партнёры вкладывают значительные средства в подготовку высокомобильных подразделений ВС стран региона, спецназа и охраны первых лиц государства. За последние два года они значительно нарастили темпы обучения элитных военных подразделений Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. В 2015 финансовом году проведены мероприятия по обучению 1153 военных из стран Кавказа и Центральной Азии, в 2016 г. – 1157 солдат (в 2012 и 2013 гг. было обучено 841 и 1141 человек соответственно). Организовано обучение в США офицеров и старшего командного состава, проводятся программы сближения параметров армий Центральной Азии в соответствии со стандартами НАТО. Республика Казахстан проводит с НАТО учения «Степной орел», на которые Россия не приглашается даже наблюдателем.

Формат «С5+1», не имеющий никакого формального статуса, так или иначе, подвергает эрозии сложившуюся в регионе договорно-правовую систему и существующие международные организации. Отдельные предложения трудно воспринимать без скептического недоумения. К примеру, странно слышать от государства, при деятельном участии которого Афганистан стал крупнейшим мировым производителем опиума[14], идеи по борьбе с наркотрафиком. Единственной целью усилий по контролю над службами по борьбе с наркотиками государств Центральной Азии является охрана и обеспечение работы «северного коридора» транзита наркотиков. Как известно, проблема наркотрафика тесно связана с терроризмом, совместно противодействовать которому предлагают США. В то же время, на состоявшейся в прошлом году московской конференции по международной безопасности приводились конкретные примеры активизации террористических группировок в Афганистане с подачи зарубежных спецслужб. А что касается инвестиций[15], то имеется подозрение, что они резко закончатся в случае, если из региона удастся вытеснить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Новая Стратегия национальной безопасности США открыто называет Россию и Китай «реваншистскими государствами», угрожающими США и подрывающими их мировую гегемонию. О том же говорил в ходе недавнего выступления в Конгрессе американский лидер, отличающийся также последовательной антииранской риторикой. Некоторыми экспертами высказывается идея о визите Дональда Трампа, как минимум, в Казахстан. Отмечая возросшую роль Шанхайской Организации Сотрудничества в региональных и глобальных процессах, некоторые западные и особенно американские наблюдатели рассматривают её как вызов интересам США и даже как предтечу новой организации, похожей на «Варшавский договор» («НАТО Востока»)[16].

Конечно, эти пропагандистские страшилки бесконечно далеки от реальности, однако укрепление форматов коллективной безопасности в формате ОДКБ и ШОС представляется безальтернативным.

Андрей Арешев

Источник


Примечания

[1] Термин «Центральная Азия» был предложен в 1992 году Соединёнными Штатами, что отражало новую политическую реальность – см.: Панкратенко И. Средняя Азия: плацдарм США в сердце Евразии при поддержке исламистов // Убийство демократии. Операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период. М. 2014. С. 312.

[2] Такие объекты не подлежат внешнему контролю, а, следовательно, могут использоваться как для мирных, так и для военных биологических разработок, способных дать принципиальное преимущество при создании новых поколений «избирательного» биологического оружия – см.: Попов Д. Политика США в Центральной Азии и российские стратегические интересы // https://riss.ru/analitycs/30426/

[3] Шумейко И. Сайфулло Саипов, или Средняя Азия в разработке  // https://www.fondsk.ru/news/2017/11/17/sajfullo-saipov-ili-srednjaja-azija-v-razrabotke-45059.html. Вместе с тем, госсекретарь Дж. Керри в феврале 2013 года, в начале своей карьеры на посту главы внешнеполитического ведомства США, восхищался усилиями американских дипломатов по поддержке демократических преобразований в несуществующем государстве «Кырзахстан» (Kyrzakhstan). Широкая американская общественность и вовсе знает о регионе в основном по стереотипам, которые тиражируют западная пресса и кино. Голливуд штампует фильмы наподобие снятой с проката в Казахстане комедии «Борат» (2006 г.), где насмешка над среднеазиатскими народами граничит с их прямым оскорблением – см.: Попов Д. Указ. работа.

[4] Совместное оперативно-стратегическое учение ОДКБ «Боевое братство-2017»  // https://structure.mil.ru/mission/practice/all/more.htm?id=12144354%40egNews

[5] См.: Улунян А. «Большая Центральная Азия»: Геополитический проект или внешнеполитический инструмент? // http://www.fergananews.com/article.php?id=5655

[6] Панкратенко И. Указ. работа, с. 318.

[7] См.: Попов Д. Указ. работа.

[8] Арешев А. MCIS-2017: откровенное обсуждение проблем и парирование угроз // http://vpoanalytics.com/2017/05/02/mcis-2017-otkrovennoe-obsuzhdenie-problem-i-parirovanie-ugroz/

[9] Бобкин Н. В Самарканде госсекретарь США занимался не своим делом  // https://www.fondsk.ru/news/2015/11/03/v-samarkande-gossekretar-ssha-zanimalsja-ne-svoim-delom-36494.html

[10] К примеру, какая-либо провокация в Таджикистане с последующим выдавливанием оттуда не только российской военной базы, но и комплекса космического контроля РФ могла бы показаться кому-то вполне перспективным сценарием – см.: Как США намерены использовать Таджикистан втемную  // https://ru.sputnik-tj.com/columnists/20180124/1024524643/lepehin-ssha-namereny-ispolzovat-tadzhikistan-vtemnuyu.html

[11] При этом отсутствует понимание разности стран, разнонаправленности их интересов, и того, что регион Центральной Азии существует только виртуально – см. Восточное ревю с Александром Князевым. Выпуск 41 // https://www.youtube.com/watch?v=Q7-CD3gf4T0

[12] Создан в августе 2016 года Китаем, Пакистаном, Таджикистаном и Афганистаном. В начале августа 2017 года четыре страны на уровне министерств обороны объявили о создании военной антитеррористической коалиции четырех государств, договорившись об обмене разведывательной информацией, а также проведении совместных военных учений. Китайская сторона предложила учредить в Урумчи информационно-координационный центр в целях обмена информацией и подготовки военнослужащих антитеррористических подразделений Афганистана, Пакистана и Таджикистана — см. Назаров П. Страны ШОС находятся на передовом фланге противостояния международному терроризму // http://www.infoshos.ru/?idn=17786. Позже появилась информация о возможном строительстве в приграничной афганской провинции Бадахшан (предположительно высокогорная местность Базайи-Гумбад уезда Вахан) китайской горно-стрелковой базы. В этом же труднодоступном регионе скапливаются боевики и иностранные наёмники, среди которых много уйгуров. США уже дали понять Пекину свое недовольство планами строительства военного объекта в Бадахшане, который ими не контролируется – см.: Уйгуры в горах Бадахшана. Зачем Китаю отрицать планы по укреплению дальних подступов // http://www.fergananews.com/articles/9788.

[13] См.: Никитина Ю. ОДКБ И ШОС как модели взаимодействия в сфере региональной безопасности  // http://www.pircenter.org/media/content/files/0/13406397580.pdf

[14] Куликов В. Почему США превращают Афганистан в наркоимперию? // https://ru.journal-neo.org/2017/10/22/pochemu-ssha-prevrashhayut-afganistan-v-narkoimperiyu/

[15] Год назад речь шла о не очень значительной сумме в 15 млн. долл. всем странам региона на реализацию пяти проектов. По оценке известного эксперта по странам Центральной Азии и Среднего Востока А. Князева, ежемесячные межбюджетные трансферты из России в Киргизию в 2014-2016 гг. составляют сопоставимую сумму – см. Восточное ревю с Александром Князевым. Выпуск 41 // https://www.youtube.com/watch?v=Q7-CD3gf4T0

[16] Rizwan Zeb. Pakistan in the SCO: Challenges and Prospects  // https://www.cacianalyst.org/public

Точка зрения

Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...
Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы

Портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с бывшим министром обороны Армении Вагаршаком Арутюняном....

Читать далее...

Мероприятия

В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...
В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...
Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color