Свежий номер

Партнеры


Главное

ОДКБ: противодействие существующим вызовам и угрозам

Пограничник на таджико-афганской границе. Фото: Burt Herman / APВ условиях новой геополитической реальности мировые угрозы приобретают иные формы, вектор борьбы смещается в информационное пространство, характер противоборства усиливается, что несомненно усугубляет и без того сложную мировую обстановку. В ст.8 Устава договора о коллективной безопасности сказано, что «государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом… взаимодействуют в сферах охраны государственных границ, обмена информацией»[1]. Для стран-членов ОДКБ актуальными продолжают оставаться региональные вызовы и угрозы безопасности, такие как угроза международного терроризма, ситуация на таджико-афганской границе, рост наркотрафика из Афганистана, гражданская война на Украине, нагорно-карабахский и приднестровский конфликты.

В связи с передислокацией террористических ячеек из Сирии и Ирака и возможным ростом наркотрафика одной из первостепенных задач является укрепление границ государств-членов Организации с Афганистаном. Стратегия Трампа по Афганистану[2] изначально не подразумевала под собой вывод войск из исламской республики, о чем свидетельствует прибытие американских военных, общее число которых достигает 1000 человек[3]. «Новая» стратегия строилась на принципах тайного планирования военных операций, интеграции дипломатических и военных инструментов. Вывод воинского контингента заполнил бы вакуум новым «пожаром», который разгорится до небывалых масштабов и может с легкостью переброситься на приграничные государства Центральной Азии: Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, а впоследствии – на приграничные регионы России. По этому поводу Президент США высказался 21 августа 2017 г. в Вирджинии: «Вакуум, который мы создали, уйдя слишком рано, вскоре предоставил безопасное убежище для распространения ИГИЛ, чтобы расширять, увеличивать, вербовать и начинать атаки. Мы не можем повторить в Афганистане ошибку, которую наши лидеры сделали в Ираке»[4]. Внимание региону постоянно усиливается не только со стороны ведущих экспертов и политологов, но и со стороны мировых политических лидеров. Так, Белый дом рассматривает Центральную Азию как форпост для укрепления своих позиций в Афганистане и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствуют визиты в начале 2018 г. в страны Центральной Азии заместителя помощника госсекретаря США по Афганистану и Центральной Азии Генри Эншера, а также посещение Назарбаевым в январе 2018 г. Соединенных Штатов Америки[5].

Основным инструментом США на центрально-азиатском направлении является формат взаимодействия с внешнеполитическими ведомствами стран Центральной Азии «С5+1». Заинтересованность внешних игроков еще раз подтверждает геополитическую и геоэкономическую значимость региона, связанной с большими запасами газа и нефти, а также важным стратегическим положением, позволяющим под предлогом «защиты от террористов» добиться постоянного военного присутствия США и НАТО в регионе бывшей советской Центральной Азии. При этом глава МИД России Сергей Лавров в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 г. предупредил о возможном «желании США несколько злоупотребить этим форматом». По его словам, «С5+1» — продолжение давнего проекта «Большой Центральной Азии», цель которого «в том, чтобы развернуть все проекты с участием Центральной Азии на юг, в сторону Афганистана, но без участия Российской Федерации»[6]. На прошедшей конференции в Ташкенте по Афганистану всеми сторонами была поддержана инициатива прямого диалога между Правительством Афганистана и Движением талибов[7]. Несмотря на то, что скорейшего урегулирования проблемы ожидать не приходится, афганская сторона выступила за переговоры с талибами без предварительных условий, что является неплохим началом для проведения официальных встреч.

В связке с антитеррористической повесткой также рассматривается проблема незаконного оборота наркотиков из Афганистана. Вашингтон до сих пор не уделяет приоритетное внимание борьбе с наркотиками в исламской республике. Проведенная в ноябре — декабре 2017 г. совместная операция американских и афганских сил по уничтожению нарколабораторий в провинции Гильменд, несмотря на декларированные успехи, не принесла ощутимых результатов и носила, скорее, демонстративный характер. В 2017 году площадь посевов опийного мака в Афганистане увеличилась по сравнению с прошлым годом более чем на 60%, а производство опия – почти на 90%, побив все мыслимые рекорды[8]. Указанные данные свидетельствуют о ежегодном увеличении производства опиума, соответственно ключевые риски и угрозы безопасности в контексте изучаемой проблемы формируют растущие поставки наркотиков в страны Центральной Азии.

Необходимо отметить, что талибы контролируют значительную часть территории Афганистана, сосредоточиваясь на восточном и северном направлениях, в сторону таджикской границы, что обеспечивает выход экстремистов в Центральную Азию. Таким образом, угроза со стороны террористических организаций, базирующихся в странах Центральной Азии, довольна высока, и для противодействия ей необходимо объединить усилия России и ее партнеров по ОДКБ. Вне зависимости от того есть иностранные войска в Афганистане или нет, террористическая и опиоидная угрозы сохраняются и в дальнейшем будут только усиливаться. Соответственно перед странами-членами ОДКБ одной из первостепенных задач является укрепление таджикско-афганской границы, а также постоянное дежурство боеспособных элементов Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) и Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) к северу от афганской границы. Дополнительно к этому с целью укрепления границ стран ОДКБ с Афганистаном, без вхождения на его территорию может использоваться миротворческий потенциал организации. Так, в 2016 г. в условиях большого наплыва перемещенных лиц были проведены первые учения миротворческих сил ОДКБ. Для этого создавались фильтрационные пункты, пункты оказания помощи беженцам, отрабатывались совместные действия миграционных и правоохранительных служб[9]. Помимо этого, стоит продолжать усилия по поиску путей содействия стабилизации ситуации в Афганистане как на новых площадках, так и в рамках Московского формата консультаций по ИРА, а также возобновившей в октябре 2017 года работе Контактной группы «ШОС-Афганистан» и «Стамбульского процесса» по Афганистану[10].

Также к числу вызовов военной безопасности государств-членов ОДКБ относится наращивание военной деятельности США и НАТО в Восточной Европе. Брюссель и Вашингтон, вопреки взятым на себя международным обязательствам, развертывают дополнительные воинские контингенты и бронетанковые бригады сухопутных войск в Польше и прибалтийских государствах, а также штабы многонациональных дивизий в Румынии. Североатлантический альянс в два раза нарастил интенсивность военных учений у границ с Россией. Если в 2014 году ими проведено 282 учения, а в 2017 г. – уже 548[11].

Действительно, соседи начинают объединяться тогда, когда у них появляется общий противник. Белый дом рассчитывает, что с уходом президента Казахстана Соединенные Штаты вновь вернут утерянные позиции в Центрально-Азиатском регионе, взаимодействуя при этом с лояльным к Западу президентом. Осуществляемая в Альянсе военная деятельность – будь то создание военных баз или проведение военных учений проецируется на Восток в сторону государств-членов ОДКБ. Соответственно опасения по поводу возможного вмешательства США во внутренние дела стран ОДКБ и террористической угрозы в Таджикистане, дают повод для такой сплоченности.

Еще одним из главных дестабилизирующих факторов в Восточноевропейском регионе коллективной безопасности остается напряженная обстановка на Украине. «С одной стороны, этому способствуют продолжающиеся с различной интенсивностью обстрелы мирного населения на Донбассе. С другой — нарастание конфликтного потенциала на фоне глубокого политического и экономического кризиса в государстве», отметил начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров[12]. Происходящие на Украине события обозначили высокий уровень опасности современных западных информационных технологий для России и ее союзников по ОДКБ. Ни для кого не секрет, что программы Агентства международного развития США (USAID) сыграли значительную роль в подготовке и осуществлении «цветных» революций: в 2003 г. в Грузии и в 2004 г. – на Украине, а также «Арабской весны» в мусульманских странах[13]. По оценкам экспертов государств-членов ОДКБ, опасность «цветных» революций выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для коллективной безопасности[14]. Еще в 2014 г. по итогам декабрьской сессии Совета коллективной безопасности было принято совместное Заявление глав государств – членов ОДКБ, в котором лидеры выразили обеспокоенность угрозой использования информационных и коммуникационных технологий для вмешательства во внутренние дела государств, а также в целях подрыва государственной стабильности[15]. Нельзя допустить, чтобы информационное поле государств-членов ОДКБ использовалось в качестве плацдарма для подрывных акций против государства и его существующего строя. В этой связи стоит отметить необходимость проведения дальнейших оперативно-профилактических мероприятий по противодействию преступности в сфере информационных технологий, проведенных ранее в формате ОДКБ под условным наименованием «ПРОКСИ».

Официальные власти Украины стараются поддерживать т.н. образ «российской угрозы», упоминая при этом приднестровский конфликт. Ввиду резкого обострения отношений между Москвой и Киевом положение Приднестровья серьезно ухудшилось в транспортно-логистическом, политическом и экономическом планах. В связи с обострением внутриполитической ситуации в стране и противоречиями между сегментами молдавского истеблишмента участники переговорного процесса понимают угрозу возможной военной конфронтации. Не стоит также исключать интересы нерегиональных игроков, поддерживающих курс на военную «реинтеграцию Молдовы». 3 июля 2014 г. Сенат США принял во втором чтении Закон США № 2277 «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014»[16]. Согласно SEC. 303 Украине, Грузии и Молдове предоставляют статус союзников США. Таким образом, Вашингтон в одностороннем порядке, без согласия других стран-членов НАТО, оказывает свою протекцию ряду восточноевропейских стран, втянутых в неурегулированные территориальные конфликты. В свою очередь в знак благодарности вышеупомянутые страны требуют вывода российских миротворцев из Приднестровья, поскольку считают Россию «заинтересованной» стороной. Призывы о выводе миротворцев и другие воинственные заявления свидетельствуют о том, что ряд политиков в Кишиневе и Киеве желают, чтобы конфликт между Молдавией и Приднестровьем был разморожен и перешел в военную фазу. Нельзя допустить, чтобы вопрос приднестровского урегулирования стал еще одним объектом геополитических игр, чреватых самыми непредсказуемыми последствиями. Поэтому решение приднестровской проблемы состоит не в озвучивании с трибуны ООН «революционных» предложений, за которыми явно проглядывают чужие интересы и устремления, а в совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса в формате «5+2».

Не менее важной темой остается проблема нагорно-карабахского урегулирования. Стоит отметить, что ОДКБ не вовлечён в урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Единственным признанным международным посредническим форматом и механизмом урегулирования является Минская группа ОБСЕ. В рамках ОДКБ усилиям тройки сопредседателей в лице России, Франции и США оказывается полная дипломатическая поддержка. Поэтому главы государств-членов подтверждают необходимость исключительно мирного решения нагорно-карабахской проблемы, недопущение эскалации ситуации, соблюдение прекращения огня, принятие дополнительных мер по снижению напряженности в зоне конфликта и интенсификации переговорного процесса[17]. ОДКБ может прийти на защиту Армении только в случае агрессии против неё, например, нападения на ее международно-признанные границы. Поэтому инциденты на армяно-азербайджанской государственной границе не могут не вызывать беспокойства в ОДКБ. Для стран-участниц ОДКБ угроза заключается в том, что если характер вооруженных действий усилится, вовлечены в конфликт будут многие государства, и это затронет многие народы Кавказа. Эксперт РСМД Сергей Маркедонов считает, что в 2018 г. в Нагорном Карабахе наиболее вероятным сценарием станет «динамичный статус-кво», при котором угроза новой эскалации на фоне нарушения режима перемирия будет постоянно сохраняться, однако скатывания в войну, скорее всего, не произойдет. Переговоры будут чередоваться с военными инцидентами, но полная остановка мирного процесса маловероятна. Это говорит о том, что ожидать решения конфликта мирными способами в 2018 г. вряд ли возможно[18].

2018 г. знаменателен 15-й годовщиной образования Объединенного штаба ОДКБ. За прошедшие годы роль Объединенного штаба существенно возросла в вопросах создания силовой составляющей Организации, способной эффективно реагировать на современные вызовы и угрозы военной безопасности, играть стабилизирующую роль в Восточноевропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах. Усиливающаяся опасность от возвращения террористов из «горячих точек» на Ближнем Востоке в страны гражданской принадлежности, в том числе в государства-члены ОДКБ, показывает необходимость расширения сотрудничества, в том числе посредством повышения эффективности пограничного контроля и совершенствования механизмов обмена соответствующей информацией. Сформированные Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ становятся важным фактором безопасности в зоне ответственности Организации, в контексте необходимости сдерживания экстремистских и террористических устремлений по периметру внешних границ государств. В связи с нарастающими угрозами государства-члены ОДКБ должны объединить усилия в борьбе за укрепление всеобъемлющей стабильности во всех её аспектах как основы обеспечения прочного мира, надежной, равной и неделимой безопасности для всех.

Вероника Мальчикова

Источник


Примечания

[1]. Устав Организации Договора о коллективной безопасности (Кишинев, 7 октября 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №3, ст.163.

[2]. Remarks by President Trump on the Strategy in Afghanistan and South Asia // White House.  -August 21, 2017. — URL:https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-strategy-afghanistan-south-asia/

[3]. U.S. Brigade Arrives in Afghanistan to Advise, Strengthen Afghan Forces // U.S. Department of Defense. – March 29, 2018. – URL: https://www.defense.gov/News/Article/Article/1479482/us-brigade-arrives-in-afghanistan-to-advise-strengthen-afghan-forces/

[4]. См. 2

[5].  США и Казахстан: усиленное стратегическое партнерство в XXI веке // White House. – January 16, 2018. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/united-states-kazakhstan-enhanced-strategic-partnership-21st-century/

[6]. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году, Москва, 15 января 2018 года // МИД РФ. – 2018. – 15 января. – URL: http://www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3018203

[7]. Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «на полях» Международной конференции высокого уровня по Афганистану «Мирные процессы, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», Ташкент, 27 марта 2018 года // МИД РФ. –2018. – 27 марта.  – URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/3141694

[8]. Интервью директора второго департамента Азии З.Н.Кабулова информационному агентству «Интерфакс», 11 февраля 2018г. // МИД РФ. –2018. –13февраля. –URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/ir/-/asset_publisher/HUPBmpXjn4Ob/content/id/3070528

[9]. В ОДКБ знают, как защитить границы от экстремистов – «Вестник Кавказа». (Обзор сообщений СМИ по итогам пресс-конференции Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи 06.09.2016 в МИА «Россия – Сегодня») // ОДКБ. – 2016. – 7 сентября. – URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=8051&SECTION_ID=92&sphrase_id=31293

[10]. Замир Кабулов в интервью Интерфаксу: в перспективе ОДКБ может принять активное участие в усилиях по установлению мира в Афганистане // ОДКБ. – 2018. – 27февраля. – URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=12416&SECTION_ID=92

[11]. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин принял участие в работе расширенного заседания Коллегии Минобороны // Министерство обороны РФ. – 2017. – 22 декабря. – URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12155960@egNews

[12]. «Наличие дееспособного силового потенциала является спецификой ОДКБ» – начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров // ОДКБ. – 2018. – 7марта. – URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=12431&SECTION_ID=222

[13]. Интерактивное вещание США, как средство ведения «гибридной войны» // Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». – 2018. – 16 января. – URL: http://vpoanalytics.com/2018/01/16/interaktivnoe-veshhanie-ssha-kak-sredstvo-vedeniya-gibridnoj-vojny/

[14]. ОДКБ: новые вызовы и перспективы развития // Евразийский коммуникационный центр. –2014. – 21 апреля. – URL: http://eurasiancenter.ru/politicsexperts/20140421/1003386463.html

[15]. Совместное Заявление глав государств – членов ОДКБ по итогам сессии Совета коллективной безопасности // ОДКБ. – 2014. – 23декабря. – URL: http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=4228

[16]. A BILL to prevent further Russian aggression toward Ukraine and other sovereign states in Europe and Eurasia, and for other purposes // senate. – 2014. – 5 января. – URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/2277/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22To+prevent+further+Russian+aggression+toward+Ukraine+and+other+sovereign+states%22%5D%7D&r=1

[17]. Заявление глав государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности о поддержке посреднических усилий стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию // ОДКБ. – 2017. – 30 ноября. – URL: http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=12033

[18]. Маркедонов С. М. Нагорный Карабах — 2018: война, мир или балансирование на грани? // Российский Совет по международным делам. – 2018. – 17 января. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nagornyy-karabakh-2018-voyna-mir-ili-balansirovanie-na-grani/?sphrase_id=10092920

Точка зрения

Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...
Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы

Портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с бывшим министром обороны Армении Вагаршаком Арутюняном....

Читать далее...

Мероприятия

В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...
В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...
Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color