"Стратегии Развития"

Партнеры

 

 

Главное

Бишкек - Астана - Минск

Евразийский союз: на встречах в верхах приняты прорывные решения

Конец мая ознаменовался целой серией мероприятий в рамках ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭс и Таможенного союза, которые прошли сразу в трех странах Содружества: Бишкеке, Астане и Минске. Такой плотный график встреч и переговоров говорит о том, что на фоне событий на Ближнем Востоке в рамках проекта евразийской интеграции происходит явное оживление. Посмотрим на прошедшие события более подробно.

Начало целому ряду встреч на высшем уровне было положено в Бишкеке 27 мая. В этот день в столице Киргизии состоялись сразу два заседания - комитета секретарей советов безопасности (КССБ) Организации Договора о коллективной безопасности и Совета министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ. 

И если на встрече секретарей советов безопасности стран ОДКБ ожидаемо обсудили организацию взаимодействия государств - членов ОДКБ в борьбе с терроризмом, экстремизмом и трансграничной преступностью, а также пограничную безопасность с учетом развития ситуации в Афганистане, то в ходе встречи министров иностранных дел шести государств-членов ОДКБ произошел обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня в сфере международной безопасности с учетом развития ситуации как в Афганистане, так и на Ближнем Востоке. Затем состоялось совместное заседание СМИД-СМО-КССБ стран-членов ОДКБ. 

После проведенной 27 мая достаточно серьезной интеллектуальной артподготовки, 28 мая в Бишкеке прошел неформальный саммит лидеров стран ОДКБ в составе президентов Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В повестку дня неформального саммита ОДКБ были включены вопросы, связанные с обеспечением безопасности центральноазиатского региона после вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 году. 

Помимо этого, Нурсултан Назарбаев, Алмазбек Атамбаев, Владимир Путин и Эмомали Рахмон обсудили вопрос строительства железной дороги Россия-Казахстан-Киргизия-Таджикистан. Данный вопрос вносился по инициативе киргизской стороны, накануне данное предложение также было поддержано президентом Таджикистана. Кроме этого, состоялись двусторонние контакты лидеров России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Таким образом, внешнеполитическая проблематика была дополнена серьезными инфраструктурными проектами, способствующими стабилизации экономического и, как следствие, политического положения в странах Средней Азии.

При этом необходимо помнить, что с этой же целью в конце апреля председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов предложил до 2020 года вложить в экономику среднеазиатских государств порядка 12 млрд долларов российских инвестиций, а в начале мае специальная правительственная комиссия одобрила предложение главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова о создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии (РКС ЦА). 

Согласно сообщениям СМИ, будет создана еще одна государственная структура, которая займется приобретением акций центральноазиатских ГЭС, птицеводством и высокотехнологичной промышленной сборкой. Разработать проект создания корпорации поручено правительственной комиссии с участием "Внешэкономбанка". Стоимость реализации проекта на первоначальном этапе составляет два миллиарда рублей. Т.е. достаточно взвешенной и продуманной идее Юрия Крупнова был дан ход. 

С учетом весьма возможной попытки дестабилизации стран Средней Азии со стороны внешних сил после вывода американских войск из Афганистана, этот шаг представляется верным и своевременным: если люди получат стабильную работу и увеличат свои крайне низкие доходы, это самым серьезным образом поможет изменить весьма неблагоприятный внешнеполитический и экономический контекст вокруг стран Средней Азии в последние годы.

Продолжилось общение лидеров постсоветских стран уже 29 мая в Астане, где президенты России, Беларуси и Казахстана провели заседание Высшего евразийского экономического совета, главного органа Таможенного союза. Главным и, без сомнения, сенсационным итогом стало решение запустить с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз без режима изъятий и ограничений. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит России, которая готова отказаться от пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. 

Особо оценила данную серьезную уступку со стороны России Беларусь, т.к. отказ от пошлин делает процесс переработки российской нефти на двух белорусских НПЗ еще более прибыльным. "Мы приветствуем решения руководства России о том, что и в нефтяном блоке они готовы отказаться от пошлин во взаимной торговле. Это отрицательно скажется на доходах российского бюджета, но зато они выиграют в другом", - заявил премьер-министр республики Михаил Мясникович. 

Очевидно, что данное решение Москвы серьезно скажется на доходах российского бюджета. Каким образом будут компенсированы и будут ли вообще компенсированы эти потери - покажет время. Вместе с тем также очевидно, что строительство общего дома предполагает компромиссы. 

В прошлом году Беларусь пошла на серьезный компромисс, связанный с прикрытием автомобильного бизнеса перегонщиков и перекупщиков, сегодня это сделала России, завтра в целях общего дела чем-то поступится и Казахстан.

И если в вопросах экономической выгоды еще остается много подводных камней, то, что касается вопросов политической интеграции и роста доверия стран друг к другу, то здесь налицо огромные изменения . Россия сделал широкий жест, и это по достоинству оценено партнерами.

Прояснили лидеры Таможенного союза и свою позицию относительно перспектив политической интеграции стран ТС. Наиболее емко по этому поводу выразился президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. "Интеграционный процесс должен протекать эволюционно, надо объединять усилия, искать точки соприкосновения и делать это поэтапно. Я хочу подчеркнуть, что никакой передачи политических функций, ущемляющих независимость государств, в наднациональные органы не планируется. Это чисто экономическая интеграция. Конечно, если интеграция будет углубляться, мы почувствуем, что потом нужны будут какие-то новые вещи, например, пересечение границ, пересечение границ для людей, товаров, услуг, работа банков - мы это будем решать. Это жизнь покажет", - отметил президент Казахстана на пресс-конференции в Астане по итогам переговоров лидеров стран Таможенного союза, Украины и Киргизии в формате "пятерки". 

Т.е. пока на сегодняшний день вопрос политической интеграции тройки остается за скобками. Вместе с тем, как показывает анализ прошедших в Бишкеке, Астане и Минске мероприятий, это действительно сейчас не главное, т.к. нынешние формы и форматы политического взаимодействия стран Таможенного союза позволяют вполне успешно решать стоящие перед объединением задачи и проблемы. Что касается будущих перспектив, то более явственно они станут проступать ближе к 2015 году. Поэтому сегодня, собственно говоря, торопиться и не стоит, время еще есть. Главное, сохранить темпы экономической интеграции и успеть разработать необходимый пакет документов для вступления в силу Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.

Еще одним важным итогом встречи в Астане стало решение президентов России, Беларуси и Казахстана о предоставлении статуса страны-наблюдателя в Таможенном союзе Украине и Киргизии, что и было зафиксировано в соответствующих соглашениях уже 31 мая в Минске на саммите Совета глав правительств государств-участников СНГ. 

И если для Украины данный шаг является лишь продолжением ее игры на противофазе между Евразийским и Европейским Союзом, то для Киргизии этот шаг является осознанной необходимостью, т.к. иных вариантов экономического выживания у нее просто нет.

В противном случае, экономике страны грозит развал, а политической системе – уничтожение, что в совокупности может привести к распаду и так чрезвычайно конфликтогенного государства. 

Еще одним следствием формирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза является то, что свое существование прекратит ЕврАзЭС - все его институты перейдут в Евразийский союз. Заявление президентов по этому вопросу подтвердил первый зампред правительства России Игорь Шувалов: "Все, что наработано к настоящему моменту - большая правовая база, межпарламентская ассамблея, суд ЕврАзЭС - это все превратится в институты Евразийского экономического союза. Сегодня дискуссия по этому поводу завершена и решение принято окончательно". Таким образом, в ходе евразийской интеграции происходит отмирание некоторых дублирующих и поэтому уже ненужных для дальнейшего поступательного развития структур. 

Также Шувалов проинформировал об основном итоге заседания Высшего евразийского экономического совета в Астане с участием Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева:

"Главное, что сегодня было подтверждено президентами, все четыре свободы - товаров, услуг, капитала, рынка труда - все должно действовать в едином экономическом пространстве с 2015 года без изъятий, это самое важное решение, которое сегодня состоялось".

При этом он отметил, что исключения из четырех свобод будут носить скорее временный характер. 

Кроме того, на встрече в Астане президентами был подписан ряд документов, в частности - о реализации основных направлений интеграции, создании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, расширении взаимодействия в сфере статистики, согласованной агропромышленной политике России, Белоруссии и Казахстана. Президенты стран ЕЭС подписали также меморандумы об углублении взаимодействия с Украиной и Киргизией.

Что касается статуса наблюдателей, который получили Украина и Киргизия, то они получили право присутствовать на открытых заседаниях Высшего Евразийского экономического совета, но не участвовать в принятии решений. Согласно меморандуму Украина и Киргизия смогут также получать копии документов, принятых ВЕЭС и ЕЭК, за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения (конфиденциальных и для служебного пользования) и направлять свои предложения в ЕЭК. 

Со своей стороны, Украина и Киргизия декларируют намерения соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов ТС и ЕЭП.

31 мая уже в Минске состоялись сразу два масштабных события - заседание Совета глав правительств СНГ и Форум деловых людей государств-участников Единого экономического пространства, который собрал более 600 участников из более чем 15 стран мира.

В заседании Совета глав правительств стран СНГ в Минске приняли участие представители всех одиннадцати стран, которые подписали более 30 документов. В частности, подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли между сторонами и Республикой Узбекистан. 

Что касается Форума деловых людей государств ЕЭП, то в Минске состоялся уже третий по счету форум, до этого два мероприятия прошли в 2011-м в Москве и в 2012-м в Санкт-Петербурге. Глобальная цель форума, как заявляют его организаторы, это укрепление кооперационных связей в ЕЭП, обсуждение проблемных вопросов в сфере ведения бизнеса в Таможенном союзе. По итогам работы форума подписаны девять соглашений о сотрудничестве между компаниями стран Таможенного союза. 

Таким образом, мы видим, что за пять дней произошел не просто целый ряд весьма знаковых мероприятий в рамках евразийских интеграционных образований, а был принят целый ряд прорывных решений в деле создания полноценного Евразийского союза. 

Очевидно, что данный интеграционный импульс произошел весьма вовремя. Это особенно заметно на фоне событий в Афганистане, но еще более по все более тревожным сигналам с Ближнего Востока, где пожар в Сирии, похоже, начинает перебрасываться на другие страны, в частности, Ливан и Турцию.

Если стратегия США по распространению искусственного подогретого сирийского конфликта на близлежащие государства сработает, то страны СНГ столкнутся с тем, что угроза будет тлеть непосредственно на пограничных рубежах. Соответственно, противостоять этим угрозам можно только вместе, так, как это неоднократно демонстрировали наши предки и в XIX, и в XX веке. И тогда нам не страшен никакой враг, победа будет за нами.

Юрий Баранчик

"Столетие"

Точка зрения

Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция? Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция?

Биобактериологические объекты Пентагона в Закавказье по-прежнему угрожают населению региона В ряде публикаций...

Читать далее...
Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...

Мероприятия

«Единая Россия» и «Процветающая Армения» обсудили роль партий в Евразийской интеграции

В Ереване состоялась встреча представителей партий «Единая Россия» и «Процветающая Армения». Она прошла в рамках...

Читать далее...
В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...
В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.35, офис 313

Тел.: +7(495)729-01-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color