Участие Пашиняна в саммите БРИКС: ошибка западника или холодный расчет национального лидера?
28.10.2024
Кажется, здравомыслие и холодность берут верх над эмоциональными метаниями премьер-министра Пашиняна. По крайней мере, такой вывод позволяют сделать участившиеся контакты Армении с Россией на высшем уровне, реальные шаги по восстановлению доверия во многовековых дружественных связях, а также участие армянского премьера в мероприятиях на разного рода российских площадках. Знаковым событием двусторонних отношений стал, конечно же, казанский саммит БРИКС 22-24 октября.
В столицу Татарстана премьер-министр Армении Никол Пашинян прибыл позднее большинства участников, но то, с каким удовольствием он отведал чак-чак в аэропорту, показало, что приехал он для конструктивной работы, а не «для галочки». Результативность казанского визита Пашиняна действительно была высока: он провел оживленные дебаты с азербайджанским коллегой, презентовал проект «Перекресток мира» и даже пообщался с белорусским лидером Александром Лукашенко. Всем своим видом Пашинян словно показывал, что готов к диалогу, чем, наверняка, расстроил своих западных кураторов, а также антироссийски настроенную часть армянского общества. Но реалии есть реалии – судя по всему, Пашинян и команда наконец-то трезво взвесили все минусы и плюсы дружбы с ЕС и Западом против России, приняв решение отнюдь не в пользу «коллективного Запада».
Оно и понятно. Наобещали новоиспеченные «друзья» с три короба, а по факту реальных шагов всё нет. Да и едва ли будут. Перспективы экономического альянса с Европой весьма туманны, зато более чем ясны негативные последствия разрыва отношений с Россией и российскими структурами, глубоко интегрированными в армянскую экономику. Достаточно подумать о будущем армянской АЭС, ЮКЖД и иных объектов стратегического значения, функционирование которых на протяжении многих лет обеспечивает Россия. О том, какой опорой для армянского бизнеса служит выход на рынок ЕАЭС, и говорить не приходится. Красноречивее всего на это указывают цифры, которые были озвучены в ходе сентябрьской встречи на высшем уровне в Ереване.
Речь об официальном визите в РА в середине сентября вице-премьера РФ Алексея Оверчука. В ходе встречи в Ереване с премьер-министром Пашиняном, а затем и с вице-премьером Мгером Григоряном, Алексей Логвинович констатировал: «сотрудничество Армении и России осуществляется динамично и успешно во всех отраслях экономики». По его словам, в 2023 году взаимная торговля России и Армении выросла на 55,8%, до 7,4 млрд долларов, а в текущем, 2024-м году, рост ускорился. «Только за первое полугодие этого года товарооборот между нашими странами составил 8,4 млрд долларов. Мы вполне можем до конца года выйти на рубеж 14-16 млрд долларов. В 2020 году у нас было 2,3 млрд долларов», – сообщил заместитель председателя российского правительства. При этом Оверчук подчеркнул, что положительную динамику экономике Армении придают отношения, сложившиеся между странами в рамках Евразийского экономического союза. «С момента присоединения к ЕАЭС в 2015 году ВВП Армении на душу населения вырос в 2,3 раза», – отметил вице-премьер. Это ли не наглядная иллюстрация того, чем может обернуться выход Армении из Евразийского экономического союза?
Кто-то возразит – о выходе из ЕАЭС Армения речи не вела и не ведет. Однако многие аналитики видят прямую связь между «заморозкой» участия РА в ОДКБ и ее дальнейшего присутствия в ЕАЭС. Еще в мае научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в интервью ТАСС отмечал, что этот «большой вопрос» (выход из ОДКБ – авт.) не может не сопровождаться крайне чувствительными для Армении издержками. «… Все члены ЕАЭС входят в ОДКБ. Это такой оборонительный зонтик для тех стран, которые входят в Евразийский экономический союз. В случае выхода Армении из ОДКБ будет поставлен кардинальный вопрос о пересмотре отношений, в том числе, с Российской Федерацией по двусторонним форматам. Так что на политическом уровне в это можно поиграться, но реальный запуск процесса может серьезным образом осложнить социально-экономическую ситуацию…».
Но справится ли армянская республика с этим бременем? Успеет ли, к примеру, отстроить альтернативу АЭС и получить нужный эффект, делая ставку на американские малые модульные реакторы, пока еще толком не проверенные и лишь входящие на мировой рынок атомной энергетики? Отыщет ли армянский бизнес достойный рынок сбыта своей продукции – столь же близкий и доступный в плане логистики, как евразийский?
Да, рынок Европы, несомненно, привлекателен. Но на то, чтобы его завоевать потребуются годы. Тогда как в нынешних непростых реалиях жить и выживать армянскому бизнесмену следует, что называется, здесь и сейчас. Можно привести еще множество иных факторов, говорящих отнюдь не в пользу разрыва Арменией отношений с ОДКБ и ЕАЭС и вхождения в «европейское братство». Одним словом, трезво оценив почти годовой период, на протяжении которого Армения начала активно сближаться с Западом, премьер-министр Никол Пашинян, скорее всего, понял: потери от потенциального разрыва с Россией, СНГ, ЕАЭС и ОДКБ могут оказаться гораздо выше того, что может предоставить РА альянс с Западом.
В ответ на это, изрядно проникшиеся симпатией к Западу антироссийские круги Армении, могут возразить: Европа принялась активно помогать республике в вопросе поставок вооружений. Во всяком случае именно так помпезно обставляется каждое очередное сообщение о передаче РА устаревших радаров или машин, пригодных разве что для охоты. Однако принимая эти дары, армянское руководство должно отдавать себе отчет –символическая военная поддержка Европы подставляет Армению. Как только Азербайджан почувствует, что соседи серьезно вооружаются, он немедленно развяжет новую войну. И тогда азербайджанская армия не остановится, пока не дойдет до Еревана. Что, поверьте, вполне вероятно при отсутствии серьезной военной помощи со стороны ОДКБ.
Именно этим можно объяснить первый симптом оттепели в армяно-российских отношениях, когда в начале сентября Армения отказалась от подписи под совместной декларацией стран Совета Европы о поддержке расследования Международным Уголовным Судом (МУС) «агрессии» России против Украины. Иными словами, официальный Ереван фактически отказался поддержать ордер на «арест» Путина. Что было мудро и дальновидно.
Уже спустя неделю после этого события состоялся визит в Армению вице-премьера РФ Алексея Оверчука, еще более укрепивший наметившуюся позитивную тенденцию в отношениях дружественных стран. Далее в начале октября на удивление западным наблюдателям Никол Пашинян отправился на неформальный саммит лидеров СНГ в Москве. Этот визит продемонстрировал, что российско-армянские отношения находятся в гораздо лучшем состоянии, нежели предполагалось. А ударом ниже пояса для европейских злопыхателей, наверняка, стали слова президента России Владимира Путина о том, что РФ является ведущим иностранным инвестором в экономику Армении. «Накопленные инвестиции составляют около $4 млрд», – констатировал российский лидер, тем самым косвенно давая понять, что у России нет ни малейшего намерения уходить из Армении.
Ну и, наконец, окончательной точкой, кажется, не оставившей никаких сомнений в возврате Армении к пророссийскому вектору стало участие ее лидера в саммите БРИКС в Казани. Личное приглашение Владимира Путина было принято Пашиняном с аргументацией, что участие в работе БРИКС «очень важно для Армении». И то, говоря словами классика, были «слова не мальчика, но мужа». Проще говоря – слова трезвого политика, национального лидера, скорее всего, движимого холодным расчетом во благо своей Родины, своего народа. Никол Пашинян наверняка понял – поддержка России на сегодня крайне важна. Ибо региональное положение РА продолжает ухудшаться, да и в целом ситуация в регионе, учитывая динамику в соседних Грузии, Турции и Иране, взрывоопасна, что чревато серьезными последствиями прежде всего для небольшой Армении, изрядно ослабленной после войны 2020-го.
К счастью, в Армении, кажется, осознали эти и иные вышеуказанные риски, коими чревата «дружба» с Западом. Опомнившийся Никол Пашинян принялся мыслить, как национальный лидер, и вовремя остановился. В самом деле – менять надежных и проверенных годами друзей на новых, преследующих исключительно собственные интересы, мягко говоря, неразумно. А в том, что цели у новоиспеченных «френдов» исключительно меркантильные, сомневаться не приходится. Грузия, где 26 октября прошли «судьбоносные» парламентские выборы – лучший пример отношения «весьмира» к тому, кого откровенно используют ради достижения своей глобальной цели: уничтожения России.
Незадолго до голосования премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе в одном из интервью передал слова неназванного американского чиновника, который напрямую предложил ему начать войну против России. На резонный вопрос Кобахидзе о том, сколько, по его мнению, продлится такой конфликт, американец честно ответил – 3-4 дня. Зато потом четырехмиллионная Грузия сможет начать партизанскую войну, а США будут поддерживать повстанцев оружием.
Поэтому на избирательных участках 26 октября грузины выбирали не новый состав парламента. Мудрый древний народ голосовал за мир и свое будущее. В текущих условиях стабильность и выживаемость стран Кавказа может обеспечить только Россия. Как и два века назад, когда был подписан Георгиевский трактат, который установил протекторат России над Восточной Грузией, христианские цивилизации Кавказа ищут защиты у Москвы. Только Россия, выстоявшая под натиском всех своих врагов, может сдержать давление Запада и Востока и уберечь своих союзников.
XVI саммит БРИКС в Казани стал триумфом российской дипломатии, российской цивилизации и российского лидера. Ни одно современное государство мира не делает столько для формирования нового миропорядка в интересах мирового большинства, сколько делает Россия. БРИКС на сегодня – самое сильное и дееспособное межгосударственное объединение, пространство свободного политического диалога и экономического обмена. Поскольку ситуация в мире сложная, вне всяких сомнений, БРИКС будет наращивать и военное взаимодействие. А это значит, что встраивание Армении в структуры БРИКС даст ей не только развитие во всех сферах, но и гарантии безопасности. Если, конечно, Никола Пашиняна вновь не захлестнут эмоции, и его «холодный расчет» не окажется очередным маневром в затянувшейся игре между Западом и Востоком…
Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества