От Анкориджа до Тяньцзиня – «большая игра» Си Цзиньпина
31.08.2025
Встреча президентов Владимира Путина и Дональда Трампа в Анкоридже 15 августа породила много слухов и домыслов. Мнения разнятся от предположений о нахождении полного взаимопонимания между лидерами России и США до наступления тупика в российско-американских переговорах.
Если отбросить в сторону эмоции политиков и представителей СМИ, то можно сделать вывод, что, хотя переговоры Путина и Трампа на Аляске были важным политическим событием, но не определяющим. Боевые действия на Украине продолжились с высокой интенсивностью, а Киев и европейская сторона отказываются от компромиссов с Россией.
Все это подтверждает выдвинутое нами ранее предположение о том, что хотя США и сохраняют большой вес в мировой политике, его недостаточно для конструирования мирового порядка в соответствии с их видением. У провала в Анкоридже есть и объективные причины.
За 3.5 года войны на Украине Россия и США еще сильнее отдалились в геополитическом плане. Для Москвы главным вектором стал евразийско-интернационалистский, для Вашингтона национал-изоляционистский. США очень бы хотели закрыть украинский кризис и, заручившись поддержкой России, бросить все усилия на сдерживание Китая. В данном отношении Трамп продолжает политику своей первой администрации. Тогда, правда, он хотел использовать в качестве регионального противовеса КНР Индию. Как и в первый раз данный расчет не оправдался.

Индия стала самым серьезным просчетом Дональда Трампа в рамках аляскинского кейса. Стоит напомнить, что переговорам с Владимиром Путиным предшествовала угроза установления 50-процентных пошлин на индийские товары за покупку российской нефти, которую США в конечном итоге осуществили. Однако вместо того, чтобы свернуть сотрудничество с Россией, в рамках миссии Джайшанкара 20-21 августа Индия объявила о готовности углублять сотрудничество и выразила заинтересованность в скорейшем запуске зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом и совершенствовании национальных механизмов оплаты.
Также из поля внимания США полностью выпал Китай, который со своей стороны сделал все, чтобы усыпить бдительность своего соперника. Пекин очень сдержанно реагировал на саммит Путина и Трампа, приветствуя дипломатические усилия по окончанию войны. Но как только стало понятно, что Индия не поддается на давление США, Поднебесная сделала свой ход.
18 августа со специальной миссией в Нью-Дели отправился министр иностранных дел КНР Ван И. Его цель была проста: использовать трудности в американо-индийском диалоге для восстановления китайско-индийских отношений, испортившихся после пограничных столкновений в 2020 году. Своей цели Ван И достиг.
Приветствуя прогресс достигнутый между странами на Казанском саммите БРИКС в октябре 2024 г., Ван И и Джайшанкар заявили о том, что отношения возвращаются в русло сотрудничества. Было отмечено, что стороны осуждают односторонние «хулиганские» практики ограничения международной торговли и поддерживают наступление многополярности. Китай и Индия договорились о возобновлении прямого авиасообщения и пограничного сотрудничества. Помимо этого, премьер-министр Индии Нарендра Моди принял приглашение прилететь на саммит ШОС в китайском Тяньцзине 31 августа – 1 сентября. Индийский лидер не посещал Китай на протяжении 7 лет.

Воспользовавшись классической китайской тактикой «выжидания на берегу реки», Пекин вновь достиг убедительной победы. Фактический провал саммита на Аляске показал, что в современных условиях без консенсуса лидеров Глобального Юга невозможно решить ни один серьезный глобальный вопрос. Российско-американским переговорам в Анкоридже Китай противопоставит саммит ШОС в Тяньцзине, куда помимо премьер-министра Индии прибудет президент России Владимир Путин и еще 20 государств-членов ШОС и партнеров организации.
Встреча в Тяньцзине станет ярчайшей демонстрацией нового формирующегося многополярного миропорядка и того, что любые попытки США противодействовать Китаю, России или Индии дают обратный эффект. В противовес тому хаосу, который порождает в мировой политике Дональд Трамп, Си Цзиньпин предстанет как лидер способный объединять разрозненные мировые силы и вести их за собой. По итогам двухдневной работы ожидается принятие совместной Декларации и Стратегии развития на 10 лет. Журналисты Reuters Джо Кэш и Райан Ву выразили мнение, что саммит в Тяньцзине даст старт формированию «оси перемен».
Президент России Владимир Путин прибудет в Китай как победитель. Журналисты BBC даже отметили, что российский лидер предстанет перед Си Цзиньпином «со скальпом Дональда Трампа» как с трофеем. Разумеется, это очередное журналистское преувеличение. В действительности дипломатическая революция на Аляске произошла только на передовицах газет: Россия и Китай продолжают стоять «спиной к спине». В интервью газете Синьхуа по случаю участия в саммите ШОС, Владимир Путин неоднократно подчеркнул мысль о том, что российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия характеризуются устойчивостью и полным доверием.
Достигнут такой уровень взаимной зависимости в экономической, политической и военной сферах, который невозможно перечеркнуть туманными обещаниями мира на Аляске. Тем более, что конечные задачи США не поменялись, несколько сместились акценты. Кроме того, как отметил посол России в КНР Игорь Моргулов, Россия и Китай не одно десятилетие выступают в роли локомотива, продвигающего формирование многополярного миропорядка. Как прошедший в России в прошлом году саммит БРИКС, так и предстоящая встреча в ШОС, где к Путину и Си Цзиньпину присоединиться Нарендра Моди, доказывают, что Москва и Пекин успешно справляются со своей миссией. Глобальный Юг объединяется, используя для этого множественные форматы: БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ, АСЕАН и т.д.

Помимо этого, саммит ШОС в Тяньцзине приурочен к 80-летию победы китайского народа над японскими милитаристами, что усиливает его идеологический посыл. После переговоров лидеров стран-членов ШОС и заседания формата ШОС+ в Пекине пройдут торжественные мероприятия, посвященные празднованию Победы, которые завершатся масштабным парадом. Вместе с Си Цзиньпином и Владимиром Путиным с трибуны на площади Тяньаньмэнь за проходом китайских расчетов будут наблюдать президент Ирана Масуд Пезешкиан, лидер Северной Кореи Ким Чен Ын, президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
На параде также должен был присутствовать лидер еще одной мощной державы Глобального Юга – президент Индонезии Прабово Субианто, однако ему пришлось отменить визит в Китай из-за вспыхнувших весьма кстати в стране антиправительственных акций.
Как и Россия, Китай, будучи постоянным членом Совета безопасности ООН, придает большое значение вопросу сохранения исторической памяти об итогах Второй мировой войны, справедливо считая их основой современного миропорядка. Во всех документах и заявления официальных лиц КНР касательно саммита ШОС в Тяньцзине прослеживается мысль о том, Китай вместе со своими союзниками будет неустанно защищать мировой порядок, основанный на центральной роли ООН и бороться с любыми силами, подрывающими его, в том числе с теми, кто пытается пересмотреть итоги Второй мировой войны.
Кроме того, Китай делает большой акцент на продвижении «шанхайского духа» на глобальной арене, характеризующегося взаимным доверием, взаимной выгодой, равноправием, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию, что в полной мере совпадает с целями, закрепленными в уставе ООН. Очевидно, что таким образом Китай вместе со странами Глобального Юга противопоставляет «шанхайский дух» американскому «миропорядку, основанному на правилах», что является попыткой США и Европы создать собственный конструкт на базе ООНоцентричного миропорядка, который давал особые привилегии Глобальному Северу.
В Вашингтоне прекрасно понимают суть «большой игры» Си Цзиньпина и отдают отчет в своих ошибках. Не случайно президент Трамп накануне саммита в Тяньцзине пропал из информационного поля, что породило слухи о его смерти. 31 августа, в день открытия саммита ШОС американский лидер написал в социальной сети Truth Social: «Мир скоро поймет. Ничто не может остановить то, что грядет». Учитывая тот факт, что американские СМИ сообщили о намерении Трампа переименовать Пентагон в «Министерство войны», данную публикацию стоит воспринимать скорее как угрозу.
Иван Сидоров, эксперт Фонда развития евразийского сотрудничества
