Трансформация Балтийского региона: от пространства сотрудничества к зоне риска
30.06.2025
На протяжении нескольких десятилетий модель международного взаимодействия в регионе Балтийского моря отличалась принципом сотрудничества, свободным от политических разногласий и нацеленным исключительно на совместное решение общих региональных задач. Государства региона, Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и Эстония, имея политические разногласия, в том числе и в двусторонних отношениях, старались не распространять их на региональное пространство, сохраняя деполитизированный статус созданных в начале 1990-х гг. для взаимодействия региональных структур — Совета государств Балтийского моря (СГБМ), четырех партнерств Северного измерения, Парламентской конференции Балтийского моря (ПКБМ), ХЕЛКОМа, Союза Балтийских городов (СБГ), Организации субрегионального сотрудничества региона Балтийского моря (ОССРБМ), ВАСАБ, Балтийского трудового форума и т.д. Также функционировали соответствующие финансовые инструменты для совместной проектной деятельности, включая программы приграничного и трансграничного сотрудничества, равноправно финансируемые Россией и Евросоюзом.
Вышеупомянутые организации концентрировались в своей работе на актуальных вопросах региональной повестки — защите окружающей среды, устойчивом социально-экономическом развитии, включая морскую политику и туризм, здравоохранение, предотвращение торговли людьми и другие аспекты «мягкой безопасности», широком спектре культурно-гуманитарного сотрудничества, включая молодежные обмены, науку, академическую мобильность, культуру и образование. Были реализованы многочисленные инициативы, программы и проекты, полезные для региона и его жителей. Такую развитую многоуровневую инфраструктуру обеспечения сотрудничества, как политическую, так и финансовую и организационно-административную, можно назвать действительно уникальной.
В 2012–2013 гг. даже велась совместная работа по поиску синергии Балтийской стратегии ЕС и Стратегии социально-экономического развития СЗФО РФ до 2020 г., результатом которой стала публикация «Балтийское море: от координации стратегий к процветанию макрорегиона». Ее цель заключалась в демонстрации возможностей по координации двух стратегий и их планов реализации с последующей селекцией в соответствии со стратегическим развитием макрорегиона Балтийского моря, эффективность которого определялась совместными усилиями.
События 2014 г. на Украине отразились на деятельности региональных структур международного сотрудничества на Балтике. Так, в СГБМ приостановили проведение встреч глав государств, но в то же время формат ежегодных министерских сессий (встреч министров иностранных дел) был возобновлен в год председательства Исландии в 2017 г., как повод был использован 25-летний юбилей организации. Именно тогда в Рейкьявике был принят один из основополагающих стратегических документов СГБМ — The Baltic 2030 Action Plan — определяющий вектор устойчивого развития региона Балтийского моря и шесть ключевых направлений для его достижения: партнерства для устойчивого развития; переход к устойчивой экономике; качественное образование и непрерывное обучение; борьба с изменением климата; равенство и социальное благополучие для всех; устойчивые города и сообщества.
Вскоре вышел в свет отчет «Препятствия на дорогах», в котором были выявлены и проанализированы наиболее уязвимые для достижения в государствах — членах СГБМ Целей устойчивого развития (ЦУР ООН). Совместная работа продолжалась по этому вопросу вплоть до ноября 2021 г., когда был представлен обновленный отчет по достигнутому прогрессу, который включал в том числе показатели Республики Беларусь как страны-наблюдателя. Вскоре после министерской встречи в Рейкьявике было принято решение о создании «Группы мудрецов» для анализа предложений по стратегии развития СГБМ на ближайшие годы. От России в работе группы принимал участие А. В. Прохоренко (председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга в 2003–2014 гг.). В итоговом отчете Группы отмечался высокий потенциал организации для регионального развития и политической гармонизации региона, поскольку СГБМ был единственной структурой, среди участников которой были как государства — члены ЕС и НАТО, так и страны, не входящие в состав каких-либо блоков и альянсов. Особая роль отводилась участию России в деятельности Совета.
Интересно, что в 2024 г., уже после выхода РФ из состава СГБМ, в год председательства Финляндии вновь возникла потребность переосмысления целей и задач организации, для чего повторно была сформирована «Группа мудрецов». В выпущенном ею аналитическим докладе, который представили Тоомас Хендрик Ильвес и Габриелюс Ландсбергис, назначенные в качестве «мудрецов высокого уровня» в Порвоо в июне 2024 г., выделены положения об острой необходимости существенного реформирования и переориентации СГБМ исключительно для эффективного решения задач новой среды безопасности, что «должно произойти путем укрепления диалога и сотрудничества в области безопасности». Некогда многогранная и разноплановая деятельность организации по развитию сотрудничества во всех ключевых сферах регионального взаимодействия свелась к единственной доминанте — к противодействию угрозам (прежде всего, исходящим от России в интерпретации действующих членов организации) и укреплению безопасности.
Таким образом, устоявшаяся модель сотрудничества на Балтике подверглась кардинальной трансформации в связи с украинским кризисом и последовавшим резким обострением отношений между Россией и западными государствами — от модели общего географического пространства, необходимости заботы о нем совместными усилиями и добрососедства во имя благополучия региона и его жителей к политике конфронтации, полной изоляции от России и крупномасштабной милитаризации в концепции Балтийского моря как «внутреннего моря НАТО и ЕС».
В своем выступлении в мае 2025 г. на юбилейном международном экологическом форуме «День Балтийского моря», заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко справедливо заметил, что экология и полезная совместная научно-исследовательская работа, которая годами велась в регионе в разных форматах, с подачи западных стран была прекращена и принесена в жертву сомнительным политическим целям и амбициям государств региона.
10 июня А. Грушко, выступая на «Форуме будущего — 2050» заявил, что Балтийское море становится зоной военного противостояния: «Сейчас в результате искусственной конфронтации, которая насаждается, демонизации России этот регион превращается в арену военного противостояния». Замминистра также предупредил, что противостояние может в любой момент «дать искры, из которых возгорится пламя» и спровоцировать серьезный конфликт. Он подчеркнул, что не преувеличивает, говоря о риске эскалации, и указал на армейские учения и военную активность в Балтийском регионе.
Незадолго до этого выступления, 3 июня в южной части Балтийского моря начались учения НАТО Baltops-2025. О возрастающих угрозах и необходимости усилить безопасность в Балтийском регионе высказался сразу после назначения и министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль (Johann Wadephul): «Я считаю…, что всему Балтийскому региону до сих пор уделялось слишком мало внимания со стороны общественности, и в течение своего срока полномочий я хотел бы привлечь к нему больше внимания» — сообщил Й. Вадефуль в интервью газете Neue Osnabrucker Zeitung. Среди угроз безопасности он упоминает повреждение кабелей связи между странами Балтии и Скандинавии, удаление пограничных буев на российско-эстонской границе, нарушение воздушного пространства стран ЕС (НАТО), «агрессивное поведение военно-морского флота РФ». В этом контексте стоит напомнить о частых высказываниях эстонских властей об опасности «теневого флота» России, транспортные власти якобы зафиксировали около 40 нарушений, в апреле 2025 г. бы задержан танкер Kiwala. По мнению главы МИД Эстонии, задержание танкера доказывает, что скоординированные шаги союзных стран региона работают, защищая окружающую среду и безопасность на море.
Россия, в свою очередь, призывает к соблюдению норм международного права и настаивает на недопустимости морских провокаций вроде недавней попытки ВМС Эстонии задержать в Приморске танкер Jaguar в международных водах, который направлялся в порт России под флагом Габона. Правда, после появления истребителя Су-35 российских ВВС любые попытки воспрепятствовать судну прекратились.
Действительно, обстановка в регионе существенно изменилась с момента создания СГБМ в 1992 г. Все десять членов теперь — члены НАТО (в отличие от трех в 1992 г.); восемь — члены ЕС, а оставшиеся два тесно связаны с ЕС через особые соглашения (в отличие от только двух членов ЕС в 1992 г.). В последнем совместном заявлении СГБМ «Декларации» (Vihula Declaration), принятом на министерской сессии в мае 2025 г. в Эстонии, заявлено, что Россия сначала была отстранена, а затем решила выйти из СГБМ, оставив только тех членов, которые полностью интегрированы в евроатлантические структуры». Еще недавно именно членство России в Совете считалось его сильной стороной и конкурентным преимуществом в сравнении с другими региональными форматами сотрудничества, такими как Совет министров северных стран, Балтстратегия ЕС, Nordic-Baltic Eight (NB8).
В настоящее время консолидирующим фактором для государств — членов СГБМ остается противостояние с Россией и всесторонняя поддержка Украины. Агрессивная риторика не стихает, и в упомянутой «Декларации» можно увидеть пункт о «неизменной поддержке независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины», об «агрессивной войне России» и о том, что «страны региона коллективно были одними из крупнейших поставщиков политической, финансовой, экономической, гуманитарной, военной и дипломатической поддержки Украине и ее народу». Действия России называются «вредоносными» и направленными «на влияние и дестабилизацию демократий, в том числе посредством саботажа, кибератак, актов насилия, инструментализации миграции, кампаний по дезинформации, запугивания и вмешательства в выборы». Особо подчеркивается, что такие действия угрожают не только безопасности стран региона, но и в целом государствам — членам НАТО и ЕС. Такие устрашающие заявления о намерениях России по «демонтажу существующей архитектуры европейской безопасности» и о якобы «сложных и широких последствиях агрессивной войны России» против Украины для обстановки безопасности в регионе Балтийского моря и за его пределами, и как вывод призыв к «дальнейшему углублению сотрудничества между демократическими странами-единомышленниками для повышения безопасности» привели к запуску миссии НАТО Baltic Sentry («Балтийский Часовой»), о чем было объявлено 14 января 2025 г. в Хельсинки на саммите НАТО по Балтийскому морю: «Мы приветствуем, что НАТО начала усиленную мониторинговую миссию Baltic Sentry для улучшения ситуационной осведомленности и сдерживания враждебных действий. Мы приветствуем усилия союзников по развертыванию дополнительных сил на море, в воздухе, на суше и под водой для усиления бдительности и сдерживания» — отмечается в итоговом заявлении саммита. В документе подчеркивается, что морской центр НАТО по безопасности критической подводной инфраструктуры и сеть критической подводной инфраструктуры НАТО будут поддерживать совместные усилия по защите и обеспечению безопасности жизненно важных подводных активов. Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал ВС США Кристофер Джерард Каволи заявил, что Baltic Sentry (Балтийский часовой) будет осуществлять целенаправленное сдерживание по всему Балтийскому морю и противодействовать дестабилизирующим действиям.
Согласно Н. Патрушеву, предлоги и основания для миссии «Балтийский часовой» надуманы: «эксперты склоняются к мнению, что сами страны НАТО — организаторы, спонсоры и исполнители участившихся нештатных ситуаций на торговых судах, выходе из строя подводной инфраструктуры. По имеющейся информации, их ВМС планируют усилить террористическую деятельность в отношении российских подводных трубопроводов, танкеров и сухогрузов». В целом нагнетание риторики угрозы сводится к двум ключевым тезисам — угрозе диверсий, направленных на преднамеренное повреждение критически важной морской инфраструктуры, и использованию Россией так называемого теневого флота, в состав которого входят «недостаточно застрахованные, старые суда в нестандартном состоянии, опасные для морской и экологической безопасности в регионе Балтийского моря». Западные страны региона выдвигают на первый план опасения за морскую экологическую безопасность, поскольку в теневой флот входят старые суда в ненадлежащем состоянии, но, в действительности, они в большей степени обеспокоены, что Россия таким образом обходит санкции и получает доход. При этом противодействие «теневому флоту» было заявлено ключевым приоритетом председательства Эстонии в СГБМ 2024–2025 гг. В апреле 2025 г. президент Алар Карис одобрил поправки к законам об организации сил обороны, направленные на укрепление безопасности судоходства в морской зоне страны.
В этой связи нельзя не вспомнить о некогда одной из самых успешных экспертных групп СГБМ по Устойчивой морской экономике (ранее морской политике), чья деятельность была направлена на консолидированные действия всех стран региона и совместные планы по чистому судоходству, электрификации портов, круизном бизнесе, едином подходе при планировании малого судоходства и яхтинга. В контексте развития круизного судоходства скандинавские коллеги всегда отмечали особую роль Санкт-Петербурга как жемчужины Балтийского моря.
Обсуждая безопасность судоходства, стоит упомянуть и возросшую активность стран региона вокруг тематики затопленного на дне Балтийского моря и в проливе Скагеррак оружия и боеприпасов, в том числе химических, времен Второй мировой войны. Около 40 тыс. тонн химических боеприпасов времен Второй мировой войны, а также более млн тонн неразорвавшихся боеприпасов остаются затопленными в Балтийском море. В одностороннем порядке западными экспертами и организациями реализуется ряд спорных проектов, связанных с данной темой: MUNIMAP и MUNI-Risk (2024–2027). Исследования в рамках проекта MUNI-Risk ведутся в ключевых районах захоронения боеприпасов — воды вокруг Борнхольма (Дания) рассматриваются как место для проведения сбора данных и тестирования оценки методов и соответствующих рисков, связанных с подъемом затопленных боеприпасов.
В реализации проектов активное участие принимают Эстония и Латвия, задача которых заключается в проведении анализа воздействия боеприпасов на окружающую морскую среду; Германия и Польша должны внести вклад, используя данные аналогичных национальных проектов, дополняя выводы и рекомендации. В настоящее время активно обсуждается вопрос о дальнейших действиях: следует ли оставить боеприпасы на месте или безопасно извлечь их? Позиция России на протяжении долгих лет оставалась неизменна — извлечение и/или перемещение затопленных боеприпасов небезопасно. Российские эксперты в настоящее время полностью исключены из данного процесса, конкретные действия и мероприятия планируются без учета мнения и экспертизы российской стороны. Такой контрпродуктивный подход может привести к опасным для всей Балтики последствиям.
Непосредственное отношение к вопросам безопасности инфраструктуры имеет и принятый 9 февраля 2025 г. «План действий ЕС по безопасности кабелей» (EU Action Plan on Cable Security), принятый Европейской комиссией, в котором излагается комплексный подход к обеспечению устойчивости для обнаружения, предотвращения, реагирования и восстановления, а также сдерживания разрушительных инцидентов, связанных с подводными кабелями и звучат настоятельные призывы ко всем государствам в сотрудничестве с Международной морской организацией и другими соответствующими международными организациями и агентствами улучшить защиту подводных кабелей, трубопроводов и другой критической подводной и морской инфраструктуры путем принятия в соответствии с международным правом мер, связанных с предотвращением, сообщением и расследованием действий, направленных на преднамеренное повреждение такой инфраструктуры. В этот так называемый День независимости энергетики Балтии (9 февраля 2025 г.) в Вильнюсе председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен изложила приоритеты для защиты критической сетевой инфраструктуры — предотвращение, обнаружение, реагирование и ремонт, а также сдерживание. На пресс-конференции она заявила: «Сегодня мы создаем историю. Мы соединяем страны Балтии с европейской электросетью. Демонтируются электролинии, которые соединяли нас с Беларусью и Россией. Эти линии электропередач, которые соединяли вас с враждебными соседями, станет прошлым».
Но так ли на самом деле надежна в действительности солидарность между странами региона (в их нынешней композиции в составе СГБМ), как недавно проложенные линии электропередач? Расхождения и даже возможные конфликты скорее всего в ближайшее время будут иметь место, и не в последнюю очередь, в связи с избранием президентом Польши Кароля Навроцкого, поддерживаемого консервативной партией «Право и справедливость». Так, уже 10 июня 2025 г. Конституционный Трибунал (суд) Польши постановил, что политика «Зеленого курса» Европейского союза, в частности, ее реализация посредством директив по торговле квотами на выбросы, несовместимы с Конституцией Польши и нарушают национальный суверенитет в определении энергетической политики. Депутат от партии «Право и справедливость» Себастьян Калета заявил, что ЕС, навязывая Польше решения «Зеленого курса», которые разрушают ее экономику, нарушает Конституцию Республики Польша из-за того, что Польша была лишена права вето органами ЕС в рамках этой процедуры». При этом привязка к «Зеленому соглашению» ЕС (Green Deal) занимает центральное место как в целом в региональной повестке, так и в деятельности СГБМ, в особенности после окончательного сближения и подстраивания под Балтийскую стратегию ЕС, где СГБМ выполняет еще и функцию координатора приоритетного направления «Безопасность».
Раскол в стане государств-членов в их нынешнем составе может возникнуть и в свете недавнего «манифеста» — документа «Обеспечение мира в Европе через обороноспособность, контроль над вооружениями и взаимопонимание», где ряд видных социал-демократов требуют немедленного изменения внешней и оборонной политики и призывают к переговорам с Россией вместо наращивания военного потенциала бундесвера, в противовес позиции их же однопартийца министра обороны Бориса Писториуса. Не следует забывать, что Германия — крупнейшая страна на Балтике в составе СГБМ, традиционно (ранее вместе с Россией) определяющая вектор развития сотрудничества в регионе.
Рассуждая о странах региона, следует напомнить, что большинство из них всегда играли второстепенную роль в мировой и даже европейской политике, за исключением Германии и в последние годы Польши. Именно их стратегия, направленная на сохранение нейтралитета и дистанции от глобальных конфликтов, возможно, способствовала стабильности, экономическому росту и социальному благополучию. Однако такая позиция одновременно порождала ощущение своей «второсортности» на международной арене. Сейчас им представился случай показать свою значимость и принадлежность к «общему делу». В интервью журналу «Национальная оборона» Николай Патрушев справедливо заметил, что вновь принятые в НАТО государства «буквально из кожи вон лезут, чтобы продемонстрировать свою лояльность Западу, не осознавая, в какую опасную игру они вступают».
К сожалению, негативный нарратив, исходящий от политического и военного руководства стран Балтики находит понимание и отклик у населения, так как Балтийское море издавна имеет жизненно важное значение для экономики и сообщения окружающих его стран, будучи связующим звеном и ключевым транспортным маршрутом как для торговли (альтернативных маршрутов по сути не существует), так и одним из самых доступных видов транспорта для людей. Кроме того, по морскому дну действительно проходят важные, и для граждан, и для бизнеса, информационные и энергетические коммуникации, поэтому т. н. «гибридные угрозы», исходящие якобы со стороны России и Китая, диверсии на подводных энергетических и телекоммуникационных кабелях, глушения GPS якобы российскими средствами радиоэлектронной борьбы и кибератак на критическую инфраструктуру вызывают беспокойство и сеют панику среди людей.
Именно поэтому на повестке дня большинства проводимых западными странами региона мероприятий и встреч, в том числе, казалось бы, академических, как ежегодный Форум региона Балтийского моря в Турку (последний состоялся 12 мая 2025 г.), стоит широкий спектр вопросов безопасности под неизменным лозунгом — «агрессивная война России положила начало периоду растущей нестабильности и неопределенности в регионе Балтийского моря». Создаются многочисленные международные группы экспертов для обсуждения безопасности морского транспорта и других вопросов, связанных с угрозами. Совокупность подобных дискуссий формирует устойчивое общественное мнение о нарастающей и неотвратимой угрозе со стороны России.
Как известно, в 2022 г. РФ вышла из состава всех существующих структур взаимодействия на Балтике, и в настоящее время не имеет возможности отстаивать и продвигать свою точку зрения через международные организации и проводимые на их полях мероприятия. Фактически приостановлена деятельность России в ХЕЛКОМ, аналогичная ситуация и в арктическом регионе — деятельность России в Совете Баренцева/Евроарктического региона оказалась парализована с марта 2022 г. по инициативе западных стран, а в апреле 2025 г. РФ денонсировала Соглашение о создании Международного Баренцева секретариата. Москва открыта к работе во всех форматах, которые возможны в текущих условиях, и формально остается в составе Арктического совета, но на практике работа России в этой связи ограничена, и неизвестно, будет ли деятельность РФ будет возобновлена в полном объеме.
Таким образом, возможность для продвижения своих взглядов и объективной информации через международные региональные структуры у России фактически отсутствует. Безусловно, во всех странах региона сохраняется часть населения, которая, в отличии от официальной позиции их столиц, благожелательно относится к стране, но, к сожалению, некогда сильная роль общественной дипломатии в регионе сведена к нулю ввиду полного прекращения профессиональных, экспертных и каких-либо других прямых контактов на уровне людей. Деятельность существующих дружески настроенных к России организаций крайне затруднена, возможность вовлечения молодежи в их деятельность практически отсутствует. Вдоль границы протяженностью более 2000 км взращивается целое поколение русофобов, которое окажется у власти через 8-10-15 лет.
Проводя параллели с прошлыми и нынешними временами, невольно задумываешься о будущем региона. Вне зависимости от нынешней геополитической ситуации, Россия остается крупнейшим государством на Балтике. Нет сомнений, что вопреки провокационным высказываниям западных стран региона, Балтийское море никогда не станет внутренним морем НАТО и Евросоюза, следовательно, работа по его сохранению, как и ранее, будет проводиться планомерно. Страны, объединенные общим географическим пространством, рано или поздно будут «обречены» на восстановление отношений и совместную работу. Здесь и окажется востребованным весь накопленный ранее опыт, а также экспертный и «человеческий» потенциал, который необходимо сохранить.
Дарья Ахутина, генеральный директор МОО «Центр устойчивого развития «Норден» («Большой Север»)
Впервые опубликовано на сайте Российского совета по международным делам