К вопросу о видении перспектив Евразийского союза

23.05.2012

К вопросу о видении перспектив Евразийского союза

Европейские соседи России – бывшие республики СССР последовательно стремились и стремятся стать частью Большой Европы и строят свою политическую и экономическую систему на основе евростандартов. Оправдываются ли их надежды по Евроинтеграции – вопрос, который рассмотрим чуть позже. Казахстан и страны Центральной Азии строят свою систему политико-экономических отношений в окружении России с севера, наступательной активности Китая и исламских режимов с юга. Сама великая Россия двадцать лет продолжает обсуждать свою историческую миссию и место в сложной многополярной системе современных международных отношений. Очевидно, что последние 10-12 лет Россия покончила с «пораженчеством», экономически значительно окрепла, выстояла в многотрудном испытании на жизнеспособность как единое, целостное, неделимое государство на Евразийском пространстве. Сегодня кажется принципиально решен вопрос о том, является ли Россия одним из мировых полюсов притяжения и влияния? Сегодня решается другой вопрос, а именно: способна ли Россия сплотить в жизнеспособную политико-экономическую систему свое ближайшее окружение и возглавить эту эффективную и самодостаточную систему в глобальной игре конкуренции и сотрудничества современных мировых полюсов – США, Европейского Союза и Китая? Говоря проще, может ли постсоветское пространство быть самостоятельно экономически эффективным или это будет развитым, но буфером между Францией и АТЭС?

В связи с этими поставленными вопросами позволим себе обсудить некоторые геоэкономические и геополитические аспекты.

1. Когда принималось решение о распаде СССР, тогдашняя российская элита с особым энтузиазмом обсуждала возможность ограждения интересов самой России и отдаления от бывших союзных республик, которые в большинстве имели более низкие экономические потенциалы и соответственно более низкий жизненный стандарт. Так оно и стало. Россия заимела в итоге один из самых высоких стандартов уровня жизни, развивающуюся экономику и стала очень привлекательной для миллионов мигрантов со всего постсоветского пространства. Поставленные на тот момент задачи были решены, и Россия получила очень важную возможность быть привлекательной для большинства постсоветских стран. С другой стороны, почти во всех постсоветских странах за двадцать лет выросло новое поколение, обеспеченная часть которой имеет новое видение мира и стремится не просто к хорошему, но к лучшему в современном мире, естественно, обращая свои взоры на Запад. Это поколение мало чем отличается в своем мировоззрении от сверстников в России, но стало хуже говорить по-русски, меньше знать о советском совместном прошлом и больше мечтать по стандартам современного мирового потребительского общества. Поэтому, живя даже хуже, чем в России, люди в Украине, Южном Кавказе и Центральной Азии не спешат думать и работать в направлении строительства совместного будущего. Евразийский Союз с участием России, Беларуси и Казахстана – экзамен, успешная сдача которого обеспечивает притяжение как минимум двух новых членов - Киргизстана и Таджикистана в ближайшей перспективе, и других новых членов – чуть позже.

2. Если упрощенное понимание современных мировых экономических отношений о том, что жизнеспособными могут быть экономические международные системы с общей валютой и общим рынком при совокупном населении в 200 миллионов человек и более, то Евразийский Союз волей-неволей должен стремиться принять в свои ряды новых членов и, в первую очередь, ближайшего соседа и родственника – Украину, при всей сложности данного вопроса на сегодняшний день. И это должно быть, даже если ЕС и США будут противостоять этому всеми возможными политико-экономическими методами. Сотрудничество России с Европейским Союзом, который все более носит характер взаимодействия, не может снять этот вопрос, а может только смягчить или ужесточить его. На Востоке же сильные политические режимы Узбекистана и Туркменистана будут внимательно следить за процессом евразийской интеграции, представляя перспективу своего участия в ней.

3. Шесть стран постсоветского пространства сотрудничают с Европейским Союзом в программе Восточного Партнерства, и этот процесс называется Евроинтеграционным. Беларусь стоит особняком в этой шестерке, и диалог ЕС с ней по известным причинам заморожен. Дальше всех в этой пятерке пошли Грузия и Украина, хотя перспектива членства в ЕС или НАТО в неменьшей степени туманна, как и для остальных участников Восточного Партнерства. Все участники последнего заявляли и заявляют о готовности привести свои политические, общественные, административные и финансово-экономические структуры в соответствие с евростандартами, то есть со стандартами Европейского Союза. Все понимают, что последние финансовые трудности в ЕС и трудная очередь вступления в нее заставляют постсоветские страны осторожно говорить о европерспективе.

4. Рассмотрим ситуацию бывшего Советского Закавказья или, как теперь принято называть, наш регион – Южного Кавказа. Больших усилий всех заинтересованных сторон требует сглаживание грузино-российского ожесточения. Политическая элита в Грузии уверена, что еще один пятилетний процесс движения в определенном сейчас направлении и прозападная политическая ориентация грузинского общества станет явлением необратимым. Не вырисовываются контуры мирного взаимоприемлемого решения абхазской и южноосетинской проблем. Грузинская экономика медленно, но все же развивается, результаты грузинских реформ оживленно обсуждаются ее соседями. Азербайджан быстро и динамично развивается, используя огромные нефтегазовые ресурсы. Для западных наблюдателей не всегда понятны азербайжанские особенности политического и административного управления, которые трудно совмещаются с евростандартами. Но богатства Азербайджана и его открытость привлекают всех, в том числе европейцев. Армения – союзник России по ОДКБ. Российское экономическое присутствие в Армении самое значительное. Россия – первый торгово-экономический партнер Армении, и львиная доля его объема составляет импортируемый Арменией газ. В Армении пребывает российская военная база, и Россия является фактическим гарантом безопасности ее границ. Являясь деятельным членом ОДКБ, Армения также сотрудничает с НАТО на основе индивидуального партнерства. Армения также ведет переговоры с ЕС об ассоциации, хотя все пять участников Восточного Партнерства ведут переговоры индивидуально, но для всех ожидаются в целом общие подходы и однотипные решения.

В России по приблизительным подсчетам постоянно проживают более 300 тысяч выходцев из Грузии и примерно по два миллиона армян и азербайджанцев. Армения и Азербайджан – активные члены СНГ, но Азербайджан, являясь одним из стратегических партнеров России, не является членом ОДКБ.

Южный Кавказ постсоветской эпохи является зоной чувствительных интересов как больших стран региона – России, Турции и Ирана, так и дальних игроков – США и ЕС. Продолжаются оживленные дискуссии и переговоры по использованию Южного Кавказа (в обход России) для транспортировки нефти и газа в Европу.

Конфликт Нагорного Карабаха – одна из ключевых проблем региона. Россия, ЕС и США сотрудничают в рамках Минской Группы ОБСЕ в посредничестве между Арменией и Азербайджаном по разрешению этого конфликта. Россия, как наиболее влиятельный и действенный представитель этой тройки, в последние три года приложила огромные усилия по сближению сторон. Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев (будучи Президентом России) десять раз проводил трехсторонние встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Общества Южного Кавказа в ближайшие годы получат возможность изучать, рассматривать и сравнивать процесс дальнейшего расширения Европы (если это произойдет) и новый интеграционный процесс в рамках Евразийского Союза. Здесь возможны любые вариации на тему «что приятно и что полезно». Тезис Владимира Владимировича Путина о том, что интеграционные процессы, происходящие в Европе, Евразийском пространстве и Азиатско-Тихоокеанском регионе, не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют и гармонизируют друг друга, особенно в случае с Европой, делает возможным сопоставлять и сравнивать эти процессы без страха оказаться под огромным давлением в случае их противопоставления.

5. После распада СССР и постсоветского хаоса, Россия не перестала быть мировой державой и стала одним из мировых полюсов благодаря военной мощи, богатейшим природным ресурсам и самостоятельной политике. Это последнее вызывает уважение и опасение у очень многих в мире. Наступила эпоха возможной новой революции в умах людей постсоветского пространства, когда спокойно, без военного давления и страха, при полном сознании приходится искать свое место в новой мировой системе международных отношений, где понятия и стереотипы эпохи противостояния и «холодной войны» – лишь свидетельства примитивного мышления. Экономические выгоды, которые получат страны Евразийского Союза в своем развитии, будут самым ярким аргументом в пользу его права на почетное место за всемирным столом.

Каждый прочитавший статью Владимира Владимировича Путина, являясь выходцем из советской эпохи, наверное, задался вопросом: «А что можно сделать, чтобы способствовать этому новому сближению?» Ведь таких людей на постсоветском пространстве очень много. И не долго думая, может получить ответ: «Бережно относиться ко всему хорошему, что было тогда, уважительно и доброжелательно относиться к людям других национальностей и других верований, и, в частности, к бывшим советским, к которым больше привыкли, больше и лучше работать, создавая богатства для себя и своих потомков, в пылу отчаяния или гнева не допустить межнациональной розни или социальных потрясений, иметь строгие и справедливые власти, жить в гармонии с окружающим миром». На самом деле все это – проявление силы, которая вместе с материальным ресурсом создает предпосылки для мощи и процветания. Вот почему важно, чтобы люди поверили, что экономическое состязание глобальных систем, это то, что касается всех.

Арам Сафарян, член партии «Процветающая Армения», кандидат филологических наук 

Журнал "СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ" N1, 2012 г. стр. 31 


← Назад к списку новостей