Россия и Абхазия: потенциал взаимных выгод освоен не в полной мере

<p>Эффективная работа создаваемого информационно-координационного центра является ключевой не только для безопасности туристов, но, возможно и в контексте сохранения внутриполитической стабильности и межэтнического мира, для которых разгулявшийся криминал может создавать значительную угрозу. Экономические неурядицы, неспособность государственных структур навести элементарный порядок способствуют политизации и этнизации конфликтов, которые в более благоприятных условиях трактовались бы как исключительно социально-бытовые.</p>
<p>Этот и другие негативные тренды, включая периодически обостряющуюся подспудную внутреннюю напряжённость, ни в коем случае не следует сбрасывать со счетов. Любое происшествие или инцидент моментально подхватываются «друзьями» Абхазии и последовательными противниками российской политики на Кавказе, готовыми раскрутить любой подходящий повод. Впрочем, наряду с необходимостью решения неотложных проблем, связанных, например, с участившимися проявлениями криминала на абхазской территории, основной акцент Москва и Сухум делают на углублении долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. По мере его продвижения не только будут укрепляться экономическая и социальная сфера Абхазии, но также – политико-экономические позиции РФ в Закавказье. Залогом тому – мир, воцарившийся по обе стороны реки Ингур после бурных событий августа 2008 года, омрачаемый разве что отдельными инцидентами (российско-абхазские переговоры на высшем уровне совпали по времени не только с 9-летием «пятидневной войны», но и с 25-летием вторжения войск Госсовета Грузии в Абхазию 14 августа 1992 года). По мнению российских экспертов, нынешнее руководство Грузии полностью отказалось не только от силового варианта решения грузино-абхазского конфликта, но и от тактики провокаций и государственного терроризма, получившей широкое распространение ещё до прихода к власти одиозного М.Саакашвили.</p>
<p>Пожалуй, главный тренд взаимодействия, обозначенный в ходе упомянутых переговоров, состоит в том, что Россия практически полностью будет финансировать абхазскую национальную инвестпрограмму. Российский президент в этой связи уточнил, что данная программа на 2017-2019 гг. составит до 6 млрд руб. Только в этом году Москва направит республике 2,5 млрд. руб. в качестве инвестиций. При этом В.Путин подчеркнул, что «Абхазия – важный партнер и союзник России, с которым нас объединяют общая история и духовное родство. Россия будет и дальше содействовать социально-экономическому развитию Абхазии, надежно обеспечивать ее безопасность, оказывать ей всемерную политическую поддержку».</p>
<p>Российский лидер отметил, что в январе-марте с.г. обоюдный товарооборот возрос на 6,5%. Причем наибольшую долю в абхазских поставках (свыше 75% по стоимости) составляют сельхозсырье и готовое продовольствие – прежде всего, это фрукты и овощи. «С учетом введенных нами в 2014 г. ограничений на ввоз сельхозпродукции из ряда стран, у Республики Абхазия имеются очень хорошие возможности и далее наращивать объем поставок своей продукции на российский рынок», – отмечает В.Путин.</p>
<p>Кроме того, банки и компании России, по словам главы российского государства, участвуют в совместных с Абхазией проектах в сфере туризма, сельского хозяйства, пищевой промышленности, портово-транспортной инфраструктуры «на общую сумму порядка 1 млрд. руб. Рассчитываем, все это будет способствовать наращиванию налоговых поступлений в бюджет Абхазии, повышению занятости, уровня и качества жизни в республике».</p>
<p>Что касается торгового сегмента, абхазский президент подчеркнул в ходе переговоров: «мы заинтересованы в дальнейшем росте сельхозпоставок в Россию. И обращаемся с соответствующей просьбой к российскому руководству о максимальном облегчении условий для экспорта абхазских сельхозтоваров в РФ». В ответ В.Путин заметил, что «у нас есть определенные здесь идеи, и я думаю, что мы в ближайшее время их реализуем».</p>
<p>Напомним, что у РФ с Абхазией (и Южной Осетией) действует зона свободной торговли, охватывающая свыше 80% товарного ассортимента взаимопоставок, включая ввозимые с территорий признанных Россией государств Кавказа сельхозсырье и готовое продовольствие. При этом абхазская сторона уже не первый год предлагает развивать экспорт Россию посредством торговых домов Абхазии, чтобы избегать посреднических ценовых «накруток» и повысить уровень доступности абхазской продукции для российских потребителей.</p>
<p>Однако вопрос этот пока не решен: во всяком случае, около 90% абхазского экспортного ассортимента, по имеющимся данным, сбывается в России через посреднические российские фирмы, связанные с крупными торговыми сетями РФ. Конечные же розничные цены, в результате, оказываются минимум на треть выше торгово-контрактных. И, как следствие, абхазский госбюджет ежегодно недосчитывается минимум 15% доходов от поставок на российский рынок и, соответственно, в двухсторонней торговле сохраняется весомый дисбаланс.</p>
<p>По последним данным торговой статистики, во втором квартале 2017 года сальдо взаимного торгового баланса сложилось в пользу России в размере 41,9 млн. долл., увеличившись на 3,5% в сравнении с уровнем того же периода прошлого года. В общей стоимости российского экспорта в 2008-2017 гг. доминируют готовое продовольствие (включая зернопродукты), топливные продукты, товары химпрома и разнообразное оборудование – 30-33%, 32-35%, 12-14% и 10-12% соответственно. В абхазских СМИ встречаются мнения, согласно которым увеличение поставок из РФ оборудования и, стало быть, его доли в стоимости российского экспорта ускорило бы индустриализацию экономики Абхазии – прежде всего, в сфере АПК и портово-транспортной инфраструктуры. Это, в свою очередь, понизило бы сырьевую составляющую в стоимости абхазского экспорта, превышающую 80%, и не первый год. В настоящее время доля РФ во внешнеторговом обороте Абхазии составляет не меньше 65%.</p>
<p>Что же касается абхазского экспорта в Россию, то характерно, что во втором квартале 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, наряду с сокращением (почти наполовину) стоимости поставок в РФ сельхозсырья и полуфабрикатов, более чем вчетверо уменьшилась стоимость экспорта продуктов переработки сельхозсырья. Как упоминалось ранее, не в последнюю очередь это обусловлено преобладанием непрямых поставок в РФ данной продукции. А это не может не способствовать стагнации или, по крайней мере, замедлению темпов роста экспорта тех же товаров.</p>
<p>Тем временем, уже несколько месяцев Абхазия поставляет в РФ пока не доминирующую в её экспорте продукцию: это отходы пищепрома и готовые корма (141,7 тыс.долл. во втором  квартале  с.г.), бумагу и картон (16,7 тыс. долл.), медь и изделия из неё (3,5 тыс. дол.), пластмассы (3,1 тыс. долл.). Возросли также поставки древесного угля (до 30,3 тыс. долл. – рост на 22% в сравнении со вторым кварталом 2016 г.). Эти данные, естественно, отражают пусть и пока незначительный, но – подчеркнем – существующий по меркам небольшой республики индустриализационный тренд в экономике и, соответственно, в экспорте Абхазии. Характерно в этой связи и то, что упомянутая продукция почти в полном объеме выпускается на абхазских предприятиях, реконструированных / реконструируемых с участием РФ.</p>
<p>Кстати, Абхазия располагает собственной валютой – «апсар», но она привязана исключительно к курсу российского рубля. Покупки в магазинах, денежные переводы, взаиморасчеты между предприятиями и компаниями в этой стране минимум на 90% осуществляются в рублях РФ. Этот фактор, с одной стороны, существенно облегчает развитие двухсторонних рублевых взаиморасчетов. Но с другой – эффективность, точнее конкурентоспособность таких взаиморасчетов впрямую зависит от курсовой стабильности и, соответственно, платежно-покупательной способности российского рубля.</p>
<p>Возрастающее значение имеет портово-транспортная инфраструктура Абхазии. Прежде всего, это обусловлено растущей перегруженностью азовских и особенно черноморских портов РФ (использование же крымских портов, напомним, затруднено ввиду антироссийских санкций Запада). В этой связи, в 2013-2015 гг. сообщалось о проектах создания в Сухумском порту крупного зерно-перевалочного терминала и о реконструкции расположенного невдалеке Очамчирского порта (порт широкой грузовой специализации). Также речь идёт о проекте восстановления автодорожно-транзитного коридора по линии бывшей «Военно-Сухумской дороги» (ВСД) Сухум – Карачаевск – Черкесск (примерно 400 км). Однако, по имеющейся информации, из-за финансовых ограничений данные проекты с 2017 года «законсервированы», хотя российский грузотранзит через эти порты/артерии осуществляется.</p>
<p>Между тем, развитие Сухумского, Очамчырского портов и их судостроительной/судообслуживающей базы, согласно экспертным оценкам, позволит частично разгрузить черноморские порты России и, одновременно, ускорить внешнеторговые перевозки РФ через Причерноморье.</p>
<p>Так, ещё в 1983 году в Очамчырском порту были созданы береговая база снабжения грузовых судов и судоремонтный завод. Таким образом, в позднесоветское советское время  имело место предвидение востребованности новых портовых мощностей в советском Причерноморье. Пока потенциал этого порта, который, как и Сухумский, способен круглосуточно обслуживать грузовые и пассажирские суда, в т.ч. смешанного («река-море») плавания, используется далеко не в полной мере. Безработица в сельской местности Очамчирского района стимулирует миграционные процессы. В летние и осенние месяцы жители многих селений «абжуйской» Абхазии, городов Ткуарчал и Очамчира, выезжают на заработки преимущественно в Сухум, а также в Гагрский район, наиболее территориально отдалённый от мест их постоянного проживания (1).</p>
<p>Как отмечал абхазский эксперт по вопросам транспортной политики Заира Цвижба, акватория Очамчырской бухты составляет 2,5 га, но эту цифру можно довести до 4 га за счет планируемых береговых работ. Есть «также проект строительства в той бухте трёх новых причалов». Кроме того, подготовленный «НОВОМОРНИИПРОЕКТом» (г.Новороссийск) проект предусматривает сооружение в том же порту «современного комплекса обслуживания навалочных грузов. Его планируемый грузооборот – до 4 млн тонн в год, стоимость реализации проекта – 1,2 млрд рублей (в ценах 2015 г. – Прим. авт.), срок окупаемости – 5 с половиной лет… Удобства и особенности Очамчырского и других портов Абхазии в том, что суда под загрузку или разгрузку в них, в отличие от перегруженных черноморских портов РФ, не простаивают. В этом, конечно, привлекательность наших портов, на что и рассчитывают в Абхазии, когда готовят соответствующие проекты для инвесторов».</p>
<p>Уже к 2016 г. грузооборот Очамчырского порта достиг почти 500 тыс. тонн в год.  Между тем, море здесь «наступает», подбираясь к ведущей в порт автодороге. Работы же по берегоукреплению в этом районе оцениваются местными экспертами в десятки миллионов  рублей. С учетом растущей значимости этого и других абхазских портов для РФ, можно ожидать внесения соответствующих работ в Инвестпрограмму.</p>
<p>Естественно, что эффективное использование абхазских портов невозможно без прямого железнодорожного сообщения с ними. В этой связи, представляется целесообразным, наряду с восстановлением ВСД, восстановить также железнодорожный маршрут до Очамчыры от стальной магистрали Адлер – Весёлое – Псоу – Гагра – Сухум, снова действующей с 2005 года. Ранее, в 2011 году на основании достигнутых договоренностей между руководством ОАО «РЖД» и Республикой Абхазия Центральная дирекция по ремонту пути в 2011 г. отремонтировала участок железнодорожного пути от российской границы до станции Сухум Абхазской дороги. Очамчырский порт соединен узкоколейной железной дорогой с предгорным Ткуарчалом (северо-восток Абхазии), но это тупиковая линия, используемая в основном для экспорта ткуарчалского коксующегося угля.</p>
<p>Несмотря на известные проблемы политического характера, не снимается с повестки дня вопрос о восстановлении сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию, для которого потребуется не только политическая воля, но также инвентаризация состояния соответствующей линии, а также выработка особого режима её функционирования. Задача достаточно сложная и в обозримой перспективе вряд ли реализуемая, но, как показывает опыт Ингурской ГЭС – при правильной постановке вопроса вполне поддающаяся решению.</p>
<p>* * * </p>
<p>Хотя бы частичное решение насущных проблем, затрагивавшихся в ходе рабочей поездки Владимира Путина в Пицунду, позволит с большей уверенностью говорить о реализации российских инвестиционных проектов, включая развитие туристско-рекреационных возможностей Абхазии. Более тесное двустороннее экономическое взаимодействие имеет, без преувеличения, бессрочную стратегическую значимость, как для комплексного социально-экономического развития Абхазии, так и для российской экономики. Воссоздание многоотраслевой абхазской экономики станет важным фактором усиления экономико-политического присутствия России в Закавказье и Черноморском регионе.</p>
<p>Алексей Балиев</p>
<p><a href="http://eurasianinfoleague.com/ekonomika/item/36016-rossiya-i-abkhaziya-potentsial-vzaimnykh-vygod-osvoen-ne-v-polnoj-mere.html">Источник</a></p>
<hr />
<p> Примечание </p>
<p>(1) Багапш Н.В., Кайтамба М.Д. Внутренняя миграция в современной Абхазии как фактор развития туризма // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. № 1. С. 5-8.</p>
</div>

← Назад к списку новостей