Заседание Высшего Евразийского экономического совета: основные итоги

26.05.2018

Заседание Высшего Евразийского экономического совета: основные итоги

 

Первым заседание Совета стало и для президента России В. Путина после его переизбрания и инаугурации. Принимая партнеров по евразийской интеграции в качестве руководителя страны-председателя ЕАЭС, российский лидер имел возможность представить им свое свежее видение развития интеграционного объединения.

Главными темами повестки дня стали вопросы экономики: движение в сторону создания единого рынка товаров и услуг, развитие взаимной торговли и инвестиций, сближение валютно-финансовых и денежно-кредитных политик стран, углубление производственной и технологической кооперации. Важнейшим предложением со стороны России стал тезис о необходимости совместной цифровизации экономики – развития единых торговых интернет-площадок, систем отслеживания движения товаров, цифровых транспортных коридоров и рынка услуг в рамках ЕАЭС.

В целом заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло весьма плодотворно. Помимо переговоров между членами ЕАЭС в узком и при участии гостей в широком составе, российский президент провел двусторонние встречи с каждым участником заседания. В общей сложности было принято восемнадцать документов, в том числе такие важнейшие решения, как создание Совета руководителей органов по аккредитации государств, образование института наблюдателей и предоставление статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС Молдове. Принято Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, достигнута договоренность о координации сельскохозяйственной политики стран ЕАЭС и формировании специализированного органа, Совета министров сельского хозяйства стран Союза, который займется согласованием политики стран в области АПК.

Помимо формальных итогов заседание имело важное значение с точки зрения практических взаимоотношений стран-участников ЕАЭС и реализации внешнеполитических интересов России на евразийском пространстве.

Предоставление статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС Молдове

Долгое время российская стратегия интеграции на постсоветском пространстве характеризовалась низкой степенью политической гибкости и излишней формализованностью, что затрудняло функционирование созданных под ее эгидой интеграционных объединений и снижало их привлекательность для новых участников. Создание института стран-наблюдателей при ЕАЭС нацелено на преодоление этой проблемы.

Компромиссная формула образованного института предоставляет как наблюдателям при организации, так и странам-членам ЕАЭС большую степень свободы в отношениях друг с другом, что даст им возможность определить наиболее выгодные направления сотрудничества без принятия сложных политических решений, например, таких, как вопрос о членстве. Это позволит как странам постсоветского пространства, так и любым заинтересованным в развитии отношений с ЕАЭС государствам плотнее познакомиться с деятельностью Союза, принять участие в наиболее интересных проектах и, в конечном, итоге определить для себя степень участия в организации.

Не случайно первой статус государства-наблюдателя при ЕЭАС получила Молдова. Как известно, в молдавском обществе преобладают две основные точки зрения на политическое развитие государства: прозападная и пророссийская. Долгое время сторонники евроинтеграции и более тесных отношений со странами евроатлантической зоны безопасности обладали перевесом во внутриполитической жизни страны, что привело к осложнению отношений с Россией и введению с ее стороны экономических санкций против Молдовы. Серьезным образом содержание российско-молдавских отношений изменилось после избрания президентом страны в январе 2017 г. И. Додона, которого обычно относят к лагерю пророссийской политической ориентации.

Стоит отметить, что в действительности с избранием Додона радикального разворота в политике Молдовы не произошло. Позиции прозападных демократических сил в стране по-прежнему сильны, однако Додону удалось сбалансировать внешнюю политику, ликвидировать напряженность в отношениях с Россией, что довольно скоро принесло свои плоды. Уже летом 2017 г. были сняты российские санкции со 180 молдавских предприятий, что способствовало росту уровня торговли Молдовы со странами постсоветского пространства в целом в 1.5 раза.

Введение института наблюдателей и наделение статусом наблюдателя Молдовы призвано показать, как соседям России, так и всему миру, что Москва настроена на конструктивные позитивные отношения со своими внешнеполитическими партнерами и рассматривает Евразийский союз не в качестве политической оси, подразумевающей полную унификацию позиций стран-членов, а как объединение, преследующее взаимные интересы всех его участников.

Переговоры с Н. Пашиняном

Важным политическим событием заседания Высшего Евразийского экономического совета стало участие в нем нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Вчерашний лидер протеста, «уличный боец», обещавший вывести Армению из ЕАЭС и ОДКБ, сменил бейсболку на представительский костюм и заверил всех участников встречи и, в особенности, российского лидера в приверженности «всем международным обязательствам» и сохранении «стратегического, союзнического» характера отношений с Россией.

Безусловно, при столь глубоких политических потрясениях, которые весь мир наблюдал в апреле-мае 2018 г. в Армении, соблазн радикального слома «старого порядка» очень велик, тем более что и в отношениях с соседями, в том числе и Россией, имеется ряд вопросов. Однако в российско-армянских отношениях выкристаллизовался ряд политических направлений, которые развиваются не по воли отдельных политиков, а в соответствии с собственной внутренней логикой.

Во-первых, Россия является гарантом безопасности Армении, в том числе в нерешенном Карабахском конфликте, во-вторых, от контактов с Россией практически целиком зависит ее энергетическая безопасность, в-третьих, Россия является крупнейшим экономическим партнером Армении, на долю которого приходится около 27% всей внешней торговли республики, наконец, в-четвертых, в России проживает крупнейшая армянская диаспора, что также очень существенно для Еревана. Более того, Армения является одним из крупнейших бенефициаров евразийской интеграции (рост ВВП в Армении в прошлом году составил 7.5% при увеличении торгового оборота только с Россией на 30%) и отвечает за такие важнейшие направления развития ЕАЭС, как создание зоны свободной торговли с Ираном.

Безусловно, ограничение отношений с Москвой и выбор нового вектора ориентации приведет к разбалансировке всей внешнеполитической системы Армении, основанной на принципе комплементаризма. Поэтому даже Никол Пашинян был вынужден признать очевидное, что при безусловной необходимости качественных перемен внутри армянского общества действовать следует крайне осторожно, чтобы не нарушать хрупкий политический баланс, установившийся в отношениях с Россией и в регионе в целом.

«Особое мнение» А. Лукашенко

Как всегда ярким и насыщенным было выступление А. Лукашенко. В очередной раз белорусский лидер примерил на себя роль «рассудительного скептика» и позволил себе ряд критических замечаний относительно деятельности ЕАЭС.

Президент Лукашенко обратил внимание на то, что объявленные проекты ЕАЭС реализуются пока что неэффективно, зачастую в экономику вмешивается политика, страны-члены Союза ведут торговые войны, проводят против друг друга масштабные кампании в СМИ. По мнению белорусского лидера, это не только вредит интеграции, но и «подвергает риску международный авторитет ЕАЭС», потому он призвал решать возникающие проблемы напрямую или вовсе предотвращать конфликты на начальной стадии.

Во многом речь Лукашенко была продиктована негативными тенденциями в российско-белорусском диалоге, выраженными в «молочных войнах» и транзитных спорах, однако его замечания в целом справедливы для ЕАЭС. Действительно, отмеченные им проблемы имеют место быть, однако сама идея евразийской интеграции заключается в отходе от неэффективной модели СНГ и переводе интеграции на постсоветском пространстве на экономические рельсы с целью повышения ее интенсивности и привлекательности, поэтому в нахождении такого баланса между политикой и экономикой, который позволил бы всем участникам максимально реализовать свои интересы, и заключается ее суть.

При этом белорусский президент нисколько не сомневается в необходимости евразийской интеграции. По его словам, в современном мире «именно региональное интеграционное объединение создаёт предпосылки для роста мировой экономики». Принятые высшим Евразийским экономическим советом решения А. Лукашенко оценил позитивно и призвал проследить за тем, чтобы все они стали реально действующими механизмами, а не «сухой инструкцией».

Инфраструктурные проекты Н. Назарбаева

Лейтмотивом выступления президента Казахстана стала идея активного развития инфраструктуры на евразийском пространстве. Н. Назарбаев отметил, что создание крупных транспортных артерий оживило бы интеграцию и даже выступил с двумя конкретными предложениями: о строительстве железнодорожной магистрали «Евразия», которая соединила бы Европу и Азию через Россию и Казахстан, и судоходного канала из Каспийского моря в Черное, который сократил бы существующий на данный момент маршрут между морями на 1000 км.

По словам казахского лидера, предложения очень масштабные и весьма рискованные, однако он нисколько не сомневается, что их осуществление поможет раскрыть весь потенциал ЕАЭС. Для покрытия же расходов на реализацию подобного рода проектов, Назарбаев предложил повысить роль Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития.

Действительно, обозначенные президентом Назарбаевым проекты столь же амбициозны, сколь рискованны. Идея судоходного канала из Каспийского моря в Черное существует уже 11 лет. По оценкам экспертов, его сооружение обойдется в 15 млрд. долларов. При этом, если доходы Казахстана от транзита предположительно составят от 2 до 4 млрд. долларов в год, то Россия из-за перераспределения грузопотоков с Транссибирской магистрали может остаться в минусе.

Тем не менее последние события дипломатических отношений между Россией и Казахстаном, такие как продажа Казахстану российского порта Высоцк на Балтийском море, говорят о наличии взаимного интереса в совместных транспортных программах. Конкуренция со стороны США и ЕС, которые в последнее время проявляют все большую активность в отношениях с Казахстаном толкает Россию открывать новые грани сотрудничества со своим важным партнером на евразийском пространстве. Реализация глобальных инфраструктурных проектов, пусть даже не в такой форме, как предложил казахстанский президент, отвечает интересам обеих наций как на уровне двусторонних отношений, так и в контексте развития Евразийского союза в целом.

Соглашение о международных договорах ЕАЭС с третьими странами

Не менее важным, чем решение о создании института наблюдателей, стало подписание между странами-членами Евразийского союза Соглашения о договорах с третьими странами, международными организациями или международными интеграционными объединениями. В тексте соглашения детально отражена процедура заключения внешних документов ЕАЭС от стадии внесения предложения до подписания итогового текста. Фактически, указанное соглашение стало юридической базой для международной деятельности ЕАЭС и выстраивания долгосрочных отношений организации с другими акторами мировой политики.

Вскоре после заседания Высшего экономического совета ЕАЭС Соглашение о договорах с третьими странами доказало свою практическую востребованность. На площадке Астанинского экономического форума 17 мая 2018 г. были подписаны два важнейших для Евразийского союза внешних соглашения: договор с Китаем о торгово-экономическом сотрудничестве и временное соглашение с Ираном о зоне свободной торговли. Оба соглашения тщательно готовились на протяжении нескольких лет и по ожиданиям всех договаривающихся сторон ускорят развитие экономических отношений между ними и будут способствовать росту благосостояния населения стран.

Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета запланировано на ноябрь 2018 г. Существует высокая вероятность того, что к этому времени ЕАЭС заключит еще одно крупное внешнее соглашение о сотрудничестве с МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки, объединяющий Аргентину, Бразилию, Уругвай и Парагвай). Сейчас внешнеполитические ведомства стран участников ЕАЭС и МЕРКОСУР ведут между собой интенсивные консультации и, по словам министра иностранных дел РФ С. Лаврова, «меморандум [между ЕАЭС и МЕРКОСУР] фактически на завершающей стадии подготовки».

Иван Сидоров

Источник


← Назад к списку новостей