Арктика развитого милитаризма
20.06.2025
Хотя милитаризация сегодня охватила практически весь мир, Арктика занимает в этом процессе особое место. Во многом это связано с психологическим восприятием региона как малопригодного для эскалации, отягчённого экологическими и гуманитарными проблемами. Тем не менее милитаризация Арктики идёт, несмотря на очевидные военно-политические риски. Что несёт этот процесс для двух наиболее важных направлений экономического развития Арктики – добывающего и логистического?
Арктическая нормализация
Сложно представить перспективного политического деятеля, который открыто признаёт свою любовь к «запаху напалма по утрам», как герой культового фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Но мир в целом и Арктический регион в частности продолжают милитаризоваться. Можно дискутировать на тему того, что именно подразумевать под милитаризацией, но, несомненно, этот процесс набирает силу, охватывая всё новые сферы общественной и экономической жизни Арктического региона.
Фактов обострения военно-политического характера можно привести довольно много. Приарктические Финляндия и Швеция в 2023–2024 гг. стали полноправными членами НАТО, наращиваются военные бюджеты и активность региональных и внерегиональных акторов, формируется полноценная военная арктическая инфраструктура. Некоторые наблюдатели указывают на вероятность отхода вопросов гуманитарного и экологического сотрудничества в регионе на задний план. Это предположение отчасти подтверждается практикой, однако чисто экономические последствия спрогнозировать довольно сложно, хотя именно две наиболее важные арктические сферы – добывающая и логистическая – могут обрести новое качество в принципиально новых условиях. Анализ этого представляется важным – ведь текущая обстановка может оказаться не временным стечением обстоятельств, а новой арктической нормальностью.
Мир знает примеры регионов с более-менее постоянной военной или политической нестабильностью – это, например, Ближний Восток, Центральная Африка, отдельные части Латинской Америки. Каждый случай уникален, и провести прямую аналогию не представляется возможным. Тем не менее лучше заранее подготовиться к вероятным последствиям милитаризации и хотя бы в общих чертах представлять, как именно это может повлиять на важные сферы арктической экономики.
Битва за ресурсы
Добыча ресурсов – одна из центральных тем в контексте развития Арктики. Действительно, регион обладает значительными запасами не только нефти и газа, но и других важных полезных ископаемых. Что интересно, разработаны они далеко не все – значительная часть залежей находится в статусе предполагаемых, но и не разведанных. Но туман неопределённости не снижает желание различных акторов поучаствовать в добыче ресурсов – особый интерес к этому вопросу проявлял, в частности, президент США Дональд Трамп.
Интерес к запасам полезных ископаемых вкупе с постепенной милитаризацией создают условия для обострения конкуренции и противостояния. Это порождает риск эскалации – значительное число международных конфликтов было развязано именно из-за ценных ресурсов. Впрочем, далеко не в каждом случае противоречия, споры и даже конфликты между государствами приводят к прямому вооружённому противостоянию. И напротив – милитаризация и военно-политическая напряжённость не всегда приводят к отказу от добычи ресурсов, хотя и повышают их стоимость.
Наращивание военных мощностей требует активного использования авиационного топлива, дизеля, бензина. Активная добыча и переработка углеводородов вблизи непосредственного размещения военных контингентов выглядит логичным решением. Но всё же сложно представить компании, которые будут добывать нефть и другие ресурсы исключительно для военных нужд. Скорее всего, значительная часть производства будет использоваться и в гражданских целых – для обустройства как арктических, так и других прилегающих территорий. Таким образом, для добывающей сферы процесс милитаризации Арктического региона может стать толчком к развитию – конечно, при условии, что будет также решён и логистический вопрос.
Северный военный путь
Президент РФ Владимир Путин во время своего выступления на Международном Арктическом форуме в Мурманске отметил, что Северный морской путь должен стать частью более масштабного проекта – Трансарктического транспортного коридора. Основной посыл заключается в развитии гражданской инфраструктуры – предполагается, что указанные транспортные артерии послужат триггером развития как российской, так и мировой экономики. Однако в современных реалиях всеобщей арктической милитаризации этот проект может оказаться и решающим аргументом логистической гонки.
Наращивание ледокольного флота способно привести к повышению проходимости северных льдов, увеличению продолжительности навигации и к круглогодичным перевозкам грузов. Вкупе с развитием сухопутной инфраструктуры это даст повышение доступности северных регионов, снижение уровня их оторванности от «материка».
Наращивание военных сил в регионе само по себе не является препятствием для развития логистики и осуществления инвестиций.
Несмотря на дискуссионный характер подобных аналогий, можно вспомнить опыт Суэцкого канала, товарный оборот которого стал существенно снижаться лишь после того, как йеменские хуситы стали прямо угрожать и обстреливать западные баржи и контейнеровозы, проходящие через Аденский залив. Напряжённая военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке никогда не снижала долгосрочную привлекательность Суэцкого канала для значительного количества заинтересованных лиц. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали – ведь именно Суэцкий канал в 1956 г. стал ареной вооружённого противостояния с активным участием западных государств. Стратегические транспортные артерии – это серьёзный ресурс, за контроль над которым вполне может вестись прямая вооружённая борьба. Готовность к подобным сценариям – ещё один важный пункт военно-политической стратегии государства.
Тонкий лёд
Милитаризация – рискованное явление не только для региональной, но и для международной безопасности и развития. Даже заигрывание с военной риторикой может привести к печальным последствиям. Но, как уже отмечалось, милитаризация сама по себе может дать дополнительные стимулы для развития региона. Опасна не сама милитаризация, а её крайние формы, делающие нецелесообразным мирное решение споров.
Сегодняшние проблемы развития Арктики достаточно сложны с точки зрения нахождения решений. Добыча полезных ископаемых, несмотря на их предполагаемые значительные запасы, сталкивается с проблемой целесообразности – вечная мерзлота и сложные климатические условия подвергают сомнению необходимость использования этих ресурсов. Милитаризация отчасти нивелирует вопросы целесообразности – выдвижение на первый план военно-политических аспектов резко меняет приоритетность задач. Похожая ситуация и с логистикой – в реалиях милитаризации указанная проблема приобретает качественно новый смысл.
Все эти аргументы вовсе не являются экономическим обоснованием процесса милитаризации. Кроме высоких рисков эскалации, есть и другие издержки, в том числе экологического и гуманитарного характера. Однако сам процесс милитаризации Арктики уже идёт полным ходом – и России необходимо быть готовой не только к возникающим угрозам, но и к переходу в новое качество наиболее важных экономических сфер региона.
Филипп Петросян, исследователь, соискатель РАНХиГС при Президенте РФ
Впервые опубликовано на сайте журнала «Россия в глобальной политике»