Повышение оборонных расходов НАТО: в чьих интересах?
01.07.2025
24–25 июня состоялся саммит НАТО в Гааге, отличавшийся от предыдущих сокращенным форматом и итоговой декларацией, состоящей всего из пяти пунктов. Единственным новшеством этой декларации стало установление нового целевого показателя оборонных расходов стран-членов – 5% ВВП к 2035 году. Можно выделить три ключевых сюжета саммита.
Первый связан с позицией президента США Дональда Трампа по отношению к альянсу. Еще в предыдущую каденцию он высказывался о НАТО как об «устаревшей организации», заявлял о несправедливом распределении финансового бремени в альянсе. Накануне нового президентского срока он заявлял, что «позволит России делать все, что ей вздумается» с членами НАТО, которые не достигнут установленного целевого показателя расходов 2% ВВП на оборону, а также потребовал поднять оборонные расходы стран – членов НАТО до 5% ВВП. После вступления в должность Трамп вызвал множество опасений по поводу американских гарантий безопасности НАТО у европейских политиков – своими заявлениями и планами в отношении России, урегулирования украинского конфликта, проведения агрессивной протекционистской политики. Накануне саммита в Гааге Трамп заявил, что его приверженность статье 5 Вашингтонского договора НАТО, в соответствии с которой нападение на одну из стран альянса приравнивается к нападению на альянс в целом, «зависит от вашего определения» 5-й статьи.
В соответствии с декларацией саммита в Гааге были установлены целевые показатели к 2035 г. в размере 3,5% ВВП для оборонных расходов и 1,5% ВВП для инвестиций в ВПК и смежные сферы. В декларации не упоминается возможность членства Украины в НАТО, но сказано, что «прямые взносы на оборону Украины и ее оборонную промышленность» будут учитываться в рамках принятого целевого показателя.
Следует отметить и меры, предпринятые в рамках ЕС. В мае Евросоюз утвердил инструмент кредитования военно-промышленного комплекса – фонд «Оборонных действий для Европы» (SAFE) объемом 150 млрд евро, который по плану Еврокомиссии должен способствовать повышению уровня оборонных расходов стран – членов ЕС и его партнеров до более чем 800 млрд евро. Таким образом, планы НАТО по росту оборонных расходов и укреплению оборонной промышленности координируются с планами ЕС.
Не все страны – члены НАТО согласны с повышением оборонных расходов. Так, премьер-министр Испании Педро Санчес заявил, что для его страны должно быть сделано исключение, чтобы достигнуть лишь 2,1% оборонных расходов. С существенными трудностями в выполнении целевого показателя могут также столкнуться такие крупные страны как Великобритания, Германия, Италия и Канада.
Каковы причины новых изменений в финансовой и оборонно-промышленной политике НАТО и столь настойчивых требований Трампа повысить оборонные расходы? Президент США сам ответил на это, заявив в пресс-конференции по итогам саммита в Гааге, что «жизненно важно, чтобы эти дополнительные деньги были потрачены на очень серьезную военную технику, а не на бюрократию. И, надеюсь, эта техника будет производиться в Америке, потому что у нас лучшая техника в мире».
Ключевой проблемой повышения военных расходов НАТО является сохраняющийся разрыв между целеполаганием и возможностями наличествующего в распоряжении большинства стран – членов Альянса набора инструментов. Вооруженные силы стран ЕС и Великобритании, в последние десятилетия строившиеся как вспомогательные структуры для локальных конфликтов низкой интенсивности, призванные выполнять второстепенные задачи под общим американским руководством и при главенствующей роли американцев в коалиционных структурах, теперь вынуждены готовиться к полномасштабной войне с ядерной державой. Отчасти это возвращает НАТО в обстановку до 1991 г., но при совершенно ином количестве войск, уровне оснащенности и объеме выпуска основных видов вооружений. Показательны с этой точки зрения уровни, установленные в свое время ДОВСЕ. Некогда ограничивавшие численность вооружений и военной техники, сегодня они намного выше располагаемых количеств и вряд ли достижимы при текущем (и возможном в обозримой перспективе) уровне производства вооружений и военной техники.
В этих условиях сохраняется доминирование США в поставках оружия на рынок Европы. Доля США составила 64% в 2019–2024 гг. На фоне украинского конфликта она существенно возросла по сравнению с предшествующим периодом (2015–2019 гг.) когда США обеспечили 52% поставок оружия в Европу. Делящие 2–3 места Франция и Южная Корея сосредоточили по 6,5% европейского рынка оружия в 2019–2024 гг., на долю Германии и Израиля приходится 4,7 и 3,9% соответственно. Таким образом из пяти крупнейших поставщиков ВиВТ для европейских стран насчитываются всего две европейские страны (Франция и Германия), на долю которых приходится в сумме 11,2% рынка, в то время как три неевропейских игрока делят 74,4% европейского рынка. Эта цифра становится еще более значимой, если учесть, что значительная часть техники европейского производства, учитываемая в приведенных выше цифрах как европейская по месту нахождения головных производителей, выпускается с активным использованием комплектующих неевропейского происхождения. Зависимость растет по мере роста наукоемкости образцов вооружений. Если легкое стрелковое оружие, артиллерию, значительную часть бронетехники Европа способна производить самостоятельно, то, например, авиатехника и ракетное вооружение европейского производства выпускается с очень значительной долей американских изделий. Доля готовой американской продукции этих категорий в европейских арсеналах также выше, чем в более простых видах вооружения.
Сочетание зависимости от компонентов американского производства, американской готовой техники, и американских подрядчиков и дочерних компаний в европейской промышленной кооперации осознается как фактор риска, но радикальное изменение сложившейся структуры оборонной промышленности и рынка не представляется возможным в относительно короткий (5–10 лет) срок. Особенно с учетом того, что Европа продолжает активно участвовать в американских программах, и планировать новые дорогостоящие проекты с активным американским участием. В этих условиях США представляются ключевым бенефициаром европейской ремилитаризации, которая также будет поставлена в зависимость от американских политических целей и ограничений, учитывая все больший сдвиг приоритетов в военном планировании США в направлении Индо-Тихоокеанского региона. Можно ожидать, что доля США на европейском рынке оружия останется основной и в период 2026–2030 гг., и будет еще значительнее с учетом доли американских компонентов и работы американских подрядчиков в формально европейских проектах.
Александр Алешин, Илья Крамник
Впервые опубликовано на сайте ИМЭМО