Тигран Абрамян: Евросоюз никогда не заменит ЕАЭС для Армении

05.05.2025

Тигран Абрамян: Евросоюз никогда не заменит ЕАЭС для Армении

Впервые опубликовано в «Стратегии развития» №1 (18)

Журнал «Стратегии Развития» взял интервью у депутата парламента Армении от Республиканской партии Тиграна Абрамяна о политической ситуации в стране, региональной безопасности и динамике отношений между кавказскими государствами и их соседями.

– Прошел год с момента объявления Арменией «заморозки» членства в ОДКБ, и с тех пор ситуация в отношениях Республики с блоком не улучшилась. Армения пытается пересобрать архитектуру национальной безопасности за счет развития контактов с Западом. Как вы считаете, удастся ли это Пашиняну, и каковы будут последствия выхода РА из ОДКБ?

Поскольку в уставе ОДКБ не предусмотрена процедура замораживания членства, правительство Никола Пашиняна по факту разорвало отношения с организацией. Единственное, что делает на данный момент Армения в ОДКБ – не препятствует формированию консенсуса при принятии решений.

Руководство России долгое время воздерживалась от резкой заявлений в отношении Армении, надеясь, что власти РА вернутся к статусу активного участника ОДКБ, однако текущие события показывают, что процесс идет в совершенно противоположном направлении.

Не случайны недавние заявления Москвы о том, что дальнейшее пребывание Армении в ОДКБ в «замороженном» статусе, либо выход из Организации приведет к тому, что республика будет также исключена из ЕАЭС. И сколько бы Ереван не утверждал, что пребывание в ЕАЭС очень выгодно для Армении и что это экономическая платформа, тем не менее, всем понятно, что и ЕАЭС, и ОДКБ – это в первую очередь структуры, имеющие политическую базу и на каком-то этапе перед Арменией встанет вопрос выбора: либо ты включаешься в общую работу ОДКБ, либо тебя исключат из ЕАЭС.

ЕАЭС имеет колоссальное значение для Армении и ее экономики, поскольку вне зависимости от попыток нынешнего правительства повернуть вектор политико-экономического развития на Запад, эти отношения пока не содержат в себе серьезной экономической составляющей. Евросоюз никогда не заменит рынок ЕАЭС или роль этой структуры в экономическом развитии страны.

В случае с Арменией архитектура безопасности изменилась исключительно внешне, в плане фасада. Изменилась словесная риторика армянского руководства, а по факту Армения, отдаляясь от ОДКБ и России, не приближается ни к НАТО, ни к Западу. Система безопасности Армении оказалась в подвешенном состоянии, что существенно увеличивает проблемы безопасности Армении.

– Недавно было объявлено о том, что гражданская наблюдательная миссия Европейского союза в Сюнике продлевает свой мандат ещё на 2 года. Чего европейцы достигли за прошедшее с учреждения Миссии в феврале 2023 года время? Каковы истинные цели европейских наблюдателей на армяно-азербайджанском пограничье?

– Реализация деятельности наблюдательной миссии ЕС началась, когда Азербайджан удовлетворил основные территориальные амбиции и был относительно спокоен в пограничном вопросе.

Заслуги наблюдателей ЕС в том, что на армяно-азербайджанской границе воцарился относительный мир, нет. Напротив, Азербайджан делает все, чтобы представить присутствие ЕС на границах Армении как угрозу для Азербайджана.

На данный момент Армения приняла все требования Азербайджана и, естественно, Азербайджан не видит смысла в агрессии или провокациях. Но в самом ближайшем будущем подобная логика может измениться.

tigr_1.jpg

– 7 января президент Азербайджана дал интервью национальным СМИ. В нем он сделал ряд агрессивных по отношению к РА заявлений. В частности, он несколько раз назвал Армению фашистским государством и вновь обозначил претензии на Сюникскую область, которую на азербайджанский манер назвал Западным Зангезуром. Критике подверглись и западные партнеры Армении (в особенности Франция), которые поставляют ей вооружения. Также было предъявлено новое условие к мирному договору – демилитаризация. Алиев потребовал от Европы немедленно прекратить вооружать РА. Насколько серьезны заявления президента Азербайджана? Может ли при невыполнении требований Баку разразиться новый вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, например, на территории Сюника?

– Во-первых, мы не можем относиться несерьезно к оскорблениям властей Азербайджана, поскольку эта страна в недавнем прошлом несколько раз разворачивала военные операции против Арцаха: в 2016, 2020, 2023 годах. Против Армении в 2021-2023 годах.

Во-вторых, в заявлениях Алиева прослеживаются элементы шантажа и новые территориальные претензии. На определенном этапе это может привести к новым военным действиям.

Что касается обвинений Армении в фашизме, то в прошлом Азербайджан называл нас оккупантами, затем агрессорами, а теперь пытается «навесить» новый ярлык, хорошо зная, насколько плохо идея фашизма воспринимается во всем мире.

В Армении элементов фашизма нет вообще. Полагаю, в Баку таковыми пытаются представить тех армянских политиков, кто не согласен с оккупацией Арцаха и фактом отделения от Армении части территорий.

Более того, Армения является одной из стран, которые в составе Советского Союза еще восемь десятилетий назад продемонстрировали яростную решимость в борьбе с фашизмом, и это явление во все времена было для нас неприемлемым.

Другое дело, что Азербайджан, как государство, осуществившее преступления против человечества, включает в свою политику элементы фашизма и пытается приписать это Армении.

– 14 января во время рабочего визита министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна в Вашингтон была подписана Хартия о стратегическом партнерстве между Соединенными Штатами Америки и Республикой Армения. Является ли этот документ новой вехой в американо-армянских отношениях и какие цели преследуют США в регионе?

– Это был политический документ, но большое преувеличение представлять его в качестве краеугольного «камня» или некоего поворотного момента.

Над многочисленными направлениями, включенными в него, еще с момента обретения страной независимости работали различные правительства Армении.

Говорить, что в отношениях Армении и США произошел прорыв, или, что было заложено начало нового поворотного этапа, будет большим преувеличением.

– На ваш взгляд, как себя будет вести Иран на Южном Кавказе в условиях новой стратегической обстановки? Будет ли он поддерживать Армению в сдерживании Азербайджана, либо самоустранится от конфликта, как это было в Сирии?

– Иран получает сильные удары с разных направлений, от Ближнего Востока до Южного Кавказа, и прилагает большие усилия, чтобы им противостоять.

Очевидно, что внешние силы пытаются создать новую бурю на внутриполитическом поле Ирана, добиваясь тем самым либо смены власти, либо, как минимум, существенного ослабления переговорных позиций Ирана.

Иран выразил свои приоритеты на Южном Кавказе перед лицом политических, военных и религиозных лидеров, но проблема здесь не только в Азербайджане, она не ограничивается даже Турцией.

Есть и другие внерегиональные силы, которые с определенной периодичностью предпринимают попытки дестабилизировать Кавказ, и в большинстве случаев это осуществляется именно в отношении Ирана.

Здесь многое зависит от политики России, как в контексте российско-иранских, так и российско-армянских отношений. В этих процессах без активного вмешательства России долгосрочный мир или стабильность достигнуты не будут.

tigr_2.jpg

– В последнее время Турция несколько «охладила» свою политику на Кавказе, сконцентрировавшись на нормализации экономических отношений с Арменией. Что это: попытка сдержать возросшие амбиции Азербайджана в туранском мире, либо новая тактика по экономическому подчинению Армении?

– В вопросе предъявления Армении предусловий Турция, к сожалению, добилась серьезных успехов – от извлечения больших уступок в армяно-азербайджанском конфликте до получения от властей Армении обещаний и гарантий на предмет отказа от международного признания Геноцида армян.

Не будем забывать, что и после 44-дневной войны Турция значительно усилила влияние в нашем регионе, во многих случаях за счет России. И делать ей здесь сейчас особо нечего, потому что процессы идут приемлемым для нее образом.

Есть также иное обстоятельство.  Многие вопросы Запад пытается решить посредством Турции, и в первую очередь это относится к региональной борьбе против России, и активная вовлеченность Турции не исходит не только из национальных интересов Армении, но и из региональных интересов России.

– И еще одно государство в большой кавказской тройке – Россия. Изменились ли стратегические приоритеты российской внешней политики на Южном Кавказе, и какую роль Россия может сыграть в стремительно накаляющейся ситуации?

– В феврале 2022 года, после перехода российско-украинского конфликта в горячую фазу, в приоритетах России произошли изменения, которые отразились как на процессах, разворачивающихся на Южном Кавказе, так и на отношениях с Арменией.

В связи с ситуацией вокруг Украины, повлекшей за собой перестройку коммуникаций и линий снабжения, РФ вкладывает огромные ресурсы как непосредственно в боевые действия и их обеспечение, так и в меры по снижению и нейтрализации международных санкций и их воздействия, поиска оптимальных решений в сложившейся ситуации. Это приводит к пересмотру отношений с разными странами и структурами, а также к формированию новых приоритетов.

Все это происходит при определенной пассивности РФ в традиционных регионах или формировании нейтральных подходов по большому количеству вопросов, что, повторяю, связано в первую очередь с российско-украинским конфликтом, который на первый взгляд носит двусторонний характер, но на самом деле происходит в логике всеобщей конфронтации и жестокой борьбы между Россией и Западом или Россией и НАТО.

Независимо от выдвинутых задач и императивов дня, полагаю, что РФ в не столь отдаленном будущем еще вернется в свои традиционные зоны влияния, потому что ее политическое отступление носит исключительно временный характер. За последние три года в регионах классического российского влияния накопилось немалое количество проблем, которые в большинстве случаев требуют более решительной политики.

Интервью подготовил Иван Сидоров, руководитель Департамента исследований Фонда развития евразийского сотрудничества


← Назад к списку новостей