«Декларация зависимости»: как и почему Европа и США пытаются давить на Израиль экономически

23.06.2025

«Декларация зависимости»: как и почему Европа и США пытаются давить на Израиль экономически

Правительство Биньямина Нетаньяху столкнулось с угрозой для экономических отношений сразу с тремя партнёрами – США, ЕС и Великобританией. Вопреки различающимся мерам воздействия на Израиль, объединяет их фокус на решении западных, а не ближневосточных проблем при демонстрации критического уровня израильской зависимости от Европы и США, препятствующей поиску внешнеторговых альтернатив, пишет Елизавета Якимова.

Первый удар по израильским интересам нанёс Вашингтон, причём сделано это было от лица Дональда Трампа, позиционирующего себя «самым произраильским президентом в истории Америки». Апрельская Декларация экономической независимости США установила для главного ближневосточного союзника 17-процентные пошлины, условно поместив страну где-то между Замбией и Малави. Такое положение символически приблизило государство к ЕС с тарифом в 20 процентов, но заметно отдалило от базовой ставки в 10 процентов, предложенной для более сотни стран от Монако до Афганистана. В результате, согласно текущим оценкам Ассоциации производителей Израиля, бюджет, продолжающий нести потери от региональной военной кампании, к которой добавилась эскалация конфликта с Ираном, рискует недополучить из-за новых американских пошлинещё более 2 миллиардов долларов.

Экономические последствия этого шага, безусловно, значительны, но политический эффект выглядит для Израиля, пожалуй, более существенным, включая несколько составляющих. Во-первых, как такового статуса особых отношений оказалось недостаточно для автоматического получения от Вашингтона наиболее благоприятных торговых условий. Более того, накануне американского тарифного «дня освобождения» министр финансов Израиля Бецалель Смотрич объявил об отмене всех пошлин на импорт из США, явно рассчитывая, что превентивная мера сохранит за страной преференциальный режим. Однако Соединённые Штаты рассчитали для Израиля тариф на основании его собственной 33-процентной пошлины на импорт, что для чиновников ближневосточной страны оказалось неожиданностью, поскольку в израильской риторике 99 процентов ввозимой из США продукции были освобождены от пошлин ещё на основании Соглашения о свободной торговле 1985 года. Во-вторых, выяснилось, что, вопреки неоднократно звучавшим заверениям в обратном, Биньямин Нетаньяху не обладает рычагами воздействия, позволяющими либо предотвратить повышение американских пошлин, либо в короткие сроки добиться их пересмотра по дипломатическим каналам.

США публично не позиционировали свои действия как элемент давления на Израиль в ответ на неготовность завершить войну в Газе или пойти на уступки, способствующие нормализации отношений с Саудовской Аравией. Впрочем, не исключено, что через экономические инструменты Вашингтон старается сделать Нетаньяху более сговорчивым, а также хотя бы частично компенсировать собственному бюджету уже понесённые и вероятные будущие затраты на поддержку Израиля, новый виток увеличения которой является неизбежным следствием попытки силового решения иранской ядерной проблемы.

В широком контексте причины американского решения, как кажется, далеки от региональной политики. Ещё со времён первого президентского срока Трамп настойчиво пытается активизировать вовлечённость Израиля в американские торговые войны, нацеливаясь преимущественно на Китай.

В 2019 году с подачи тогдашней администрации США появился Консультативный комитет оценки последствий иностранных инвестиций для национальной безопасности Израиля, чья деятельность фактически сфокусирована на проверке китайских вложений и старательно игнорирует индийские. Вопреки реформированию, данный орган так и не превратился в аналог Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). На этот раз Белый дом, предположительно, действует предметно, выдвигая в качестве условия получения Израилем базового тарифа максимальное сокращение кооперации с Китаем.

Не без влияния политики США, задавшей тон воздействию на правительство Нетаньяху, Соединённое Королевство во второй половине мая заморозило переговоры с Израилем для обновления базового соглашения о непрерывности торговли, заключённого после Brexit. Эта новость позиционировалась СМИ неприятной неожиданностью для ближневосточного государства, публично выражавшего надежду в ближайшей перспективе подписать с Лондоном «самое всеобъемлющее» соглашение о свободной торговле. Однако уже первая реакция МИД Израиля продемонстрировала глубинные противоречия с кабинетом Кира Стармера. Узнав о случившемся, внешнеполитическое ведомство сообщило, что вопрос обновления торгового соглашения не продвигался действующим правительством Великобритании изначально, а гипотетической причиной подобной позиции были сочтены внутриполитические соображения британских властей.

Последние для лейбористов уже много лет вращаются вокруг антисемитизма, подозрения в котором привели к поражению партии под руководством Джереми Корбина. Демонстративный разрыв с наследием предшественника позволил Стармеру одержать победу, вернув представителей еврейских общин Соединённого Королевства в ряды электората. Новые запросы населения, включая исповедующих ислам и/или имеющих миграционное прошлое, требуют от партии и правительства для удержания политических позиций разделить повестку на внутреннюю, связанную с противодействием антисемитизму, и внешнюю, предполагающую жёсткий ответ Израилю за боевые действия и сопутствующий гуманитарный кризис в секторе Газа. Кроме того, судьба соглашения о свободной торговле – ещё и своеобразная проверка реакции политических кругов и общественности, служащая основанием для оценки последствий введения Великобританией эмбарго на экспорт Израилю вооружений.

Напряжённость в отношениях двух государств достигла пика, когда Соединённое Королевство стало флагманом введения с 10 июня совместных с Австралией, Новой Зеландией, Канадой и Норвегией персональных санкций в отношении министров финансов и национальной безопасности Израиля Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира. Причиной для такого шага было указано «подстрекательство к насилию» и «серьёзные нарушения» прав человека на палестинских территориях. Поскольку второй вопрос, с точки зрения генерального прокурора Англии и Уэльса Ричарда Хермера, актуален и в контексте операции ЦАХАЛ против ядерной программы ИРИ, оснований для возращения британо-израильских отношений на докризисный уровень пока нет. Однако возникают предпосылки для увеличения американского давления на правительство Стармера, где в качестве рычага воздействия способны выступить тарифы Трампа, первоначально установленные для Лондона на базовом уровне.

Позиция Соединённого Королевства подтолкнула Евросоюз подключиться к воздействию на ближневосточную страну. Это было оформлено как решение оценить соблюдение Соглашения об ассоциации Израиля и ЕС. Формальным поводом послужило подозрение в нарушении статьи 2 указанного документа, предписывающей основывать взаимоотношения сторон на «уважении прав человека». Этим, по мнению авторов инициативы, Израиль систематически пренебрегает.

Рассмотренный пример является очередным свидетельством превалирования внешнеполитических интересов ЕС над внешнеэкономическими, когда речь заходит о ближневосточном конфликте.

И это становится в один ряд с особой маркировкой товаров, производимых поселенцами на спорных территориях. Подобно двум другим случаям, также имеют место накопленные разногласия в сопутствующих сферах. Речь может идти о старательно подчёркиваемом Израилем европейском нецелевом расходовании средств поддержки палестинцев. В перечень таковых входят учебники для палестинских школ, по мнению израильских властей, воспитывающих враждебность среди детей и молодёжи, медицинские учреждения в секторе Газа, по данным ЦАХАЛ использовавшиеся как командно-штабные пункты ХАМАС, а также левые израильские НКО, не только защищающие права палестинцев, но и выступающие на стороне оппозиции Нетаньяху.

Эскалация конфликта Израиля и Ирана способна замедлить пересмотр соглашения об Ассоциации с ЕС, что, впрочем, обусловлено не столько стремлением Брюсселя выразить поддержку правительству Нетаньяху, сколько намерением ослабить Иран в силу его близости к России.

Более того, как показывает практика, вне зависимости от исхода текущего обсуждения как на уровне стран-членов, так и евродепутатов вопрос воздействия на Израиль, включая экономическое, будет подниматься вновь, судя по всему до тех пор, пока не приведёт к желаемому результату.

В наметившейся эрозии торгово-экономического сотрудничества Израиля с ЕС могут присутствовать отголоски американской тарифной войны. Параллельно с попытками добиться изменения пошлин США Смотрич предложил подумать над диверсификацией экспортных направлений, рассчитывая компенсировать потери за счёт расширения кооперации с Евросоюзом. Развитие событий по такому сценарию потенциально способно обострить противоречия Брюсселя и Вашингтона, а потому первый вполне мог пойти на превентивные меры, купирующие попытки Израиля занять новые рынки.

В целом, вопреки продолжающимся усилиям оспорить тарифную политику США и ревизию соглашения об ассоциации Израиль – ЕС, руководство ближневосточного государства уже на этом этапе весьма серьёзно восприняло поданные партнёрами сигналы. Оценивая их возможные последствия, министерство финансов изменило прогноз экономического роста в текущем году с 4,3 процента до 3,6 процента без учёта последствий конфликта с Ираном.

Не менее значимы сопутствующие политические эффекты, среди которых разочарование Израиля ввиду частично неоправдавшихся ожиданий от смены Джо Байдена на Дональда Трампа и Жозепа Борреля на Каю Каллас.

Впрочем, одну проблему правительство Биньямина Нетаньяху, как кажется, так и не может осознать. Заключается она в том, что попытка прочно вписаться в западный мир фактически лишила Израиль возможности участия в активно формирующихся в настоящее время альтернативных интеграционных проектах, как раз и нацеленных на минимизацию давления, с которым страна всё чаще начинает сталкиваться.

Елизавета Якимова, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин в Институте востоковедения РАН

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай»


← Назад к списку новостей