ԴՈՒԽՈՎ (С духом! Смелее!) – на Параде в Москве этот революционный лозунг так и просился на кепку Пашиняна
15.05.2025
В преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне многие в Армении, да и за ее пределами, обсуждали тему поездки на московский парад премьера Армении Никола Пашиняна. Интрига сохранялась едва ли не до самого праздника. Лишь 7 мая стало известно о том, что премьер РА отбудет-таки в российскую столицу, а 8 мая в Сети появились кадры с концерта в Кремле, где Николу Воваевичу по иронии судьбы пришлось слушать легендарную «С чего начинается Родина…». Этот факт и мрачный вид главы правительства Армении нашли символичными. Соцсети пестрили комментариями: мол, где Пашинян, а где песня о Родине, которую он предал единожды, предаст еще не раз. Тут же главе армянского кабмина припомнили и обещания, которые в изобилии в тот же день, правда, семью годами ранее – 8 мая 2018 года, раздавал Пашинян собственному электорату в связи с завершением Бархатной революции.
С той поры утекло немало воды, а воз обещаний так и остался не разобранным. Отдельные, в частности, одно из обещаний, озвученное пафосным «Арцах – это Армения, и точка!», Пашинян и вовсе выполнил с точностью, до наоборот. Теперь нет ни Арцаха, ни свободной и безмятежной Армении, которую граждане республики имели до 2018-го. Не ровен час, и благодаря бездарной политике правящей клики, Армения и вовсе прекратит свое существование как суверенное государство.
Во всяком случае, на сегодня власти республики пребывают в политическом тупике – перспективы интеграции в Европу призрачны, отношения с Россией хоть и не разорваны, но основательно испорчены, мирное сосуществование с соседями – Турцией и Азербайджаном – сомнительно и все никак не закрепится пресловутым мирным договором. В Армении налицо кризис правящей партии, лидер которой, судя по событиям последних недель, демонстрирует неуверенность в собственных силах, пребывая также в идеологических метаниях. То к одному «берегу» пристает, то к другому...
Неуверенность Пашиняна в собственных силах и даже безопасности отчетливо прослеживается во время его появления на публике. Зачастую официальные церемонии проходят без участия граждан и при сопровождении солидной армии личной охраны. Вот и к мемориалу в Цицернакаберде 24 апреля правящая команда направилась едва не с петухами, пытаясь опередить людской поток. Поводом этому, думается, явился отнюдь не только прошлогодний инцидент, когда в адрес Анны Акопян, прибывшей к «ласточкиной крепости» с младшей дочерью, летело «предательница» и «капитулянтка». Пашинян осознает катастрофическое падение собственного рейтинга и репутации, а также то, что своим в доску он остается лишь для горстки «зомбированных» малообразованных граждан. Посему премьер опасается собственной тени, выстраивая тысячные кордоны полицейских на пути следования мирных граждан, более не намеренных следовать его курсом.
Впрочем, и политического курса как такового у Никола Пашиняна на сегодня нет. Стратегию варчапета и команды можно определить разве что двумя словами – «и нашим, и вашим». Выражаясь же словами самого премьера, власть в Армении ведет «сбалансированную политику». Вот только «баланс» этот часто являет собой откровенное лицемерие.
Так, незадолго до празднеств в Москве Никол Воваевич отправился в Эстонию, где без малейшего зазрения совести возложил цветы к памятнику «Жертвам коммунизма». А уже спустя пару-тройку дней вылетел в столицу РФ, где наряду с остальными главами государств принимал Парад Победы – победы над нацизмом, которую одержала, в том числе и коммунистическая система. В Таллине Пашинян старался показать Европе, что Армению можно воспринимать в качестве своего сателлита, в Москве же пытался продемонстрировать аналогичное. Однако едва ли и европейцы, и россияне поверили в искренность посылов Пашиняна после этих двух взаимоисключающих визитов. Так что всерьез армянского премьера едва ли воспринимают. Причем, отнюдь не только в Европе. Отсюда и понурый вид Пашиняна в ходе приема в Кремле 8 мая. В то время, когда лидеры всех стран активно общались, он сидел обособленно, как тот самый бедный родственник…
Чтобы удержаться у власти Пашинян пускается во все тяжкие, не чураясь даже введением в стране самой что ни на есть тоталитарной диктатуры. Дело в том, что в Таллине, по сведениям армянских аналитиков, речь шла также о налаживании контактов с Центром информационных и коммуникационных технологий e-Estonia. Эта структура де-юре известна своей борьбой с дезинформацией, а де-факто – созданием системы информационного контроля.
Намерение внедрить ее в Армении указывает на неуверенность Пашиняна в прочности своей власти, на его стремление укрепить ее путем введения цензуры и прямого политического управления. Однако зачистка публичного пространства от всего, что выходит за рамки «генеральной линии», в итоге приведет к установлению единоличной власти «Гражданского договора» и окончательно задушит в Армении ошметки так и не сложившейся демократии. Великий «демократ» Пашинян таким образом пойдет против своего очередного обещания – установления в республике власти народа. Но чего не сделаешь ради спасения собственной власти.
В Эстонии варчапет был заметно веселее
Об этом по итогам эстонского визита Пашиняна пишет политолог Арман Гукасян: «Стало известно, что эстонские специалисты примут участие в формировании идеологического каркаса так называемой «новой Армении» – продвигаемой Пашиняном и компанией концепции «Реальная Армения». Концепция «Новой Армении» предполагает постепенный отказ от традиционных идентификационных элементов: Карабаха, темы Геноцида, позитивной памяти о «Второй Республике» (Армянская ССР) и её впечатляющих достижений. Вместо этого Армении предлагают стерильную, переписанную модель, выстроенную по образцу маленьких постсоветских государств, оторванных от исторических корней и встроенных в «евроатлантическую» систему координат. Дополняет эту картину недавнее соглашение с Францией по внедрению биометрических паспортов – ещё один элемент в цепи цифрового контроля. Персональные данные армянских граждан теперь будут обрабатываться при участии зарубежных структур. Это означает передачу чувствительной информации в зоны юрисдикции, где государственные органы не имеют ни контроля, ни права вмешательства. В условиях нестабильности и нарастающих внутренних рисков это выглядит как прямая сдача элементов суверенитета в обмен на политическое покровительство…».
«Французское участие» в жизни Армении, вообще, велико. Вот и поставки вооружений обрели регулярность с 2023-го. Однако специалисты уверяют – в страну все больше отправляется боевой хлам, который в изобилии перебрасывается также и на Украину. И пользы от которого, судя по нынешнему раскладу хода СВО, никакого нет. Не стоит Армении особо рассчитывать и на эффективность индийского оружия, в частности гаубиц ATAGS, которые в самой Индии отчего-то пускать в ход не спешат, но активно продают МО РА. При этом создается иллюзия милитаризации Армении до зубов, что на руку Алиеву, перманентно оперирующему этим фактом и требующему прекратить это безобразие, «а не то…».
Шантаж Алиева, впрочем, с некоторых пор изменил свой характер – от словесной формы сосед перешел к обстрелам. В последние месяцы практически постоянно Минобороны Армении опровергает факт начала перестрелки армянской стороной, заявляя об обратных действиях со стороны азербайджанской. Но стрелять не прекращают, как бы подгоняя армянское правительство к принятию решения по мирному договору. Судя по многочисленным слухам в СМИ, соцсетях, поездка Пашиняна в Москву 9 Мая преследовала цель встретиться с Алиевым и переговорить в кулуарах, хотя бы на ногах. Однако в последний момент Алиев заявил о своем неучастии в Параде. Что, судя по всему, вывело Пашиняна из себя. Итог – истерика 7 мая в армянском парламенте, во время которой глава государства вновь выдал собственную слабость и неуверенность. Простой вопрос о коррупции вывел его из себя настолько, что помимо словесных угроз в адрес оппозиционеров засадить их в подвалы СНБ, он перешел к активной жестикуляции – руками демонстрируя горячее желание перерезать кому-то горло. Поведение, прямо скажем, «премьерское».
Любопытно, что вопящий с парламентской трибуны «лев» Пашинян в Москве, напротив, обмяк и имел весьма бледный вид. То ли Никола Воваевича смутило соседство с Лукашенко на приеме в Кремле 8 мая, то ли тот факт, что протянутая им для приветствия китайского президента рука так и повисла в воздухе – Си Цзиньпин, поздоровавшись с Лукашенко, Пашиняна как бы и не заметил. Дискомфорт премьера Армении был очевиден и ранним утром 9 Мая по прибытии на Красную площадь – поздоровавшись с Путиным, растерялся настолько, что перепутал входы на трибуну. Путин ошибку тактично откорректировал. Но напряжение с лица армянского коллеги даже в ходе праздничного торжества все не спадало. Еще бы – принимать парад воинского формирования Азербайджана (в то время, как сам президент Алиев отсутствует), а не подразделения ВС Армении, которого граждане Армении так и не дождались на брусчатке Красной площади, было, как минимум, унизительно. Но на что не пойдешь, пытаясь сохранять тот самый «политический баланс», пытаясь не разозлить и не обидеть Европу?
Не приехать в Москву, учитывая растущий в мире авторитет России, и понимая, что прозападная ставка пока не сыграла, Пашинян не мог. Поэтому, скорее всего, решив усидеть на двух стульях, прилетел один, без супруги Анны Акопян, без специально подготовленного к параду воинского формирования. Мол, особого веса мероприятиям в Москве не придаю, оттого и один на трибуне стою.
Но дело в том, что за годы своего правления варчапет так и не понял – за внешними эффектами из государственных лидеров гонится разве что только он один. Европе же и, в целом, мировому сообществу абсолютно без разницы прошагали ли армянские воины по Красной площади или нет. Главное, что на ней бок о бок с Владимиром Путиным сидели главы государств, в том числе и государства Армения. И зарубку у себя на предмет вступления Армении в ЕС европейцы, наверняка, сделали.
Так что лучше бы Пашинян не «конспирировался», выставляя напоказ свое недовольство всем происходящим в Москве, а вел себя гордо, как это подобает любому армянину. Как этого требует память о непревзойденном подвиге в Великой Отечественной войне, в том числе и армянского народа. Народа, который привел его к власти, и ради которого он, Пашинян, должен сделать все, чтобы обрести среди мировых лидеров политический вес, вести себя и общаться с ними на равных. Ну, а пока Пашинян в Москве ощущал лишь вес собственной кепки, на которой впору было начертать тот самый провозглашенный им революционный лозунг: «Դուխով» («С духом»! Смелее!). Хотя, возможно, он уже давно пишет гордое «Դուխով» внутри кепки.
Мгер Симонян, президент Фонда развития евразийского сотрудничества