Только единство оппозиции позволит отстоять государственный суверенитет Молдовы
05.05.2025
Впервые опубликовано в «Стратегии развития» №1 (18)
2024 год был очень насыщенным для Молдовы. В Республике прошли президентские выборы и референдум о начале процесса евроинтеграции, которые вызвали массу споров в обществе. Молдавское общество уже ощутило негативные последствия сближения с ЕС, особенно после разрыва отношений с Газпромом, но руководство страны называет это «достойной платой за свободу», отказываясь признавать собственные ошибки. Наступивший год обещает быть не менее жарким, поскольку летом предстоят ответственные парламентские выборы. Для молдавской оппозиции они могут стать последним шансом получить власть, пока режим Санду/ПДС окончательно не уничтожил все институты демократии в стране.
Расстановка политических сил в Молдове
В 2025 году, в промежутке между августом и октябрём, в Молдове должны пройти очередные парламентские выборы, что, конечно же, является главным политическим событием года. Кишинёвская националистическая диктатура, проигравшая в ноябре 2024 года выборы президента Молдовы внутри своей страны (Майя Санду одержала победу на этих выборах только за счёт голосов зарубежной диаспоры), осознаёт, что при честных и равных для всех выборах она не удержится.
Поэтому в стране продолжается политика преследования оппозиционных партий и практически уничтожены любые альтернативные правящему режиму средства массовой информации. Конституционный суд и Центральная избирательная комиссия, как и все центральные государственные органы страны и судебная система находятся под жёстким контролем правящей проевропейской партии «Действие и солидарность» (ПДС) во главе с президентом Майей Санду.
Причём большинство «проевропейских демократических» реформ осуществляется за счёт грантов различных западных НПО. Закрытое Трампом Американское агентство по международному развитию (USAID) финансировало центральную избирательную комиссию Молдовы. Все программы поддержки ЦИК проходили через консорциум, и проекты управлялись командой ООН в Молдове. В этот консорциум входили как представители USAID, так и представители британского посольства, нидерландского, норвежского, шведского и других.
Как стало известно после ликвидации USAID, 43 отечественных СМИ – журналы, блоги, телеканалы, газеты и телеграм-каналы – так или иначе в последние годы функционировали за счет иностранных грантов, причем более 75% – по программам USAID. Всего USAID реализовало в Молдове 130 проектов на общую сумму 640 миллионов долларов, а общая помощь от правительства США за годы независимости РМ превышает 2 млрд долларов.
Оппозиционные силы, противостоящие правящему сегодня в Молдове политическому режиму Санду, состоят из различных разрозненных политических формирований. Наиболее крупные из них это Партия социалистов Республики Молдова (Игорь Додон), Блок «Победа», состоящий из 4-5 политических формирований под руководством Илана Шора, политическая партия «Сердце Молдовы» (Ирина Влах) и партия «Будущее Молдовы» (Василий Тарлев).
Также следует выделить и неожиданно появившийся в феврале 2025 года блок «Альтернатива», в который вошли Движение «Национальная альтернатива» (И. Чебан – генеральный примар Кишинёва), Партия «Развития и объединения Молдовы» (И. Кику – бывший премьер-министр), Партия коллективного действия «Гражданский конгресс» (М. Ткачук) и независимый экс-кандидат на президентских выборах 2024 года Александр Стояногло (бывший генеральный прокурор). Ими подписан согласованный общий документ, определяющий цели и задачи создания блока «Альтернатива». Кому «альтернативой» станет это объединение абсолютно разных по идеологии и интересам политиков и партий станет ясно в ближайшем будущем. Со слов лидеров «Альтернативы» они собираются бороться с правящей партией ПДС, но, в то же время, выступают за необратимость европейской интеграции Молдовы. Социалисты и коммунисты справедливо подозревают, а не против них ли будет действовать это новое политическое объединение.
Удивляет тот факт, что формально лидером и объединителем «Альтернативы» провозглашён бывший кандидат в президенты на осенних президентских выборах 2024 года, Александр Стояногло, тогда выдвинутый и поддерживающийся Партией социалистов РМ.
Партия социалистов РМ в последние дни февраля призвала оппозицию объединиться и разработать единую протестную повестку, и провела первый массовую акцию против Санду/ПДС. Социалисты справедливо считают, что «действующая власть продемонстрировала свою неспособность справляться с кризисами, которые с каждым днем углубляются как на правом, так и на левом берегу Днестра. Безразличие к нуждам граждан, экономическая нестабильность и утрата доверия к институтам власти становятся повседневной реальностью для нашей страны».
Социалисты подчеркивают, что выборы в нынешних условиях не могут считаться демократическими: власть фактически захватила ключевые институты – ЦИК, суды, силовые структуры, органы государственного контроля и надзора – и закрыла неугодные СМИ. Честные выборы превращаются в иллюзию на фоне давления на примаров городов и районных центров, использования административного ресурса для преследования оппозиции и откровенного поощрения лояльных режиму структур и объединений.
И, действительно, оппозиционным партиям необходимо не только бороться за демократическое проведение выборов, но и разработать единую протестную повестку, которая отразит интересы граждан, а не политических элит. Только объединившись, оппозиция сможет защитить демократию, права граждан и будущее страны.
Превращение Молдовы в форпост НАТО продолжается
Результаты январского соцопроса Института маркетинга и социологических опросов (IMAS) говорят о том, что объединение Румынии и Молдовы готовы поддержать лишь 31% молдавских граждан, причем в сентябре 2024 г. идею поддерживали 35,7% опрошенных.
56% участников опроса убеждены, что Республика Молдова должна оставаться независимой, и здесь отмечен рост популярности этой позиции – в сентябре таких сторонников было 54,8%. А вот поддержка вступления в Евросоюз в Молдове продолжает падать несмотря на громадные усилия всего пропагандистского аппарата правящего режима. С мая 2024 года она снизилась на 10%, и теперь за евроинтеграцию выступают 46% граждан.
В то же время, молдавские власти продолжают открытую политику румынизации в стране. Практически все руководители молдавского государства, министры, депутаты правящей партии имеют в дополнение к молдавскому гражданству и румынское. А более десяти молдавских центральных ведомств (в том числе Национальный банк Молдовы) возглавляют граждане Румынии, которым президент Майя Санду лично предоставила молдавское гражданство.
В стране издаются школьные учебники по истории, открыто называющие советский период истории государства «советской оккупацией», и в то же время, героизирующие и оправдывающие преступления румынского оккупационного режима военного преступника маршала Иона Антонеску в годы Великой Отечественной войны. Власти Молдовы отказались праздновать 80-летие Великой Победы над фашизмом.
К тому же, и президент Майя Санду и её политическое окружение выступают против мирных переговоров по Украине между США и Россией. Правящий политический режим проводит открытую антироссийскую политику и насаждает в обществе русофобию. Власти говорят о планах закрыть Российский центр науки и культуры в Кишинёве и денонсировать договор о дружбе и сотрудничестве с Россией. Все это делается с подачи Брюсселя, и пока президент и правящая элита находятся под влиянием руководства Европейского союза, политическая ситуация в стране останется нездоровой и напряжённой.
Молдавские власти открыто отрицают политику нейтралитета, который закреплён в Конституции страны. Военный бюджет страны увеличен за последние четыре года в несколько раз. Сотрудничество с НАТО и перевооружение молдавской армии не скрываются. Вооружённые силы Молдовы практически ежемесячно участвуют в военных учениях с НАТО или с армиями стран, входящими в этот военно-политический блок.
Совместные учения США и Молдовы Aurochs Partner 2023
В рамках так называемой «Программы укрепления военного потенциала» уже потрачено 100 млн долларов. Запущено уже 18 различных проектов. Все они касаются подготовки тылов: создание центров техобслуживания и ремонта техники, складов для боеприпасов. Строятся и модернизуются несколько учебных центров/баз и полигонов. Молдова закупила два новых французских радара. Правда, пока ни одна из программ не предусматривает поставки тяжёлого вооружения. Видимо, в случае войны, НАТО намерено превратить Молдову в буферную зону, где могут развернуть боевые действия. Хотя за последние три года Молдова и так превратилась в крупнейший транзитный хаб по перевозке техники, оборудования, нефтепродуктов и различных товаров из Европы на Украину и наоборот.
Цена «свободы» – крах молдавской экономики
Сложнейшее, кризисное положение сложилось в экономике Молдовы. Промышленность Молдовы сегодня работает всего на 64-65% от уровня 1990 года. Последние пять лет в промышленном секторе было только одно исключение – в 2021 году был зафиксирован значительный рост, тогда как в остальной период преобладало сокращение. Наибольший спад зафиксирован в области пищевой промышленности – за 2024 год объемы производства сократились на 17%, в частности, плодоовощных консервов – на 12%, а растительного масла – в 3 раза. Снижение объемов продолжается уже три года подряд. Объем промышленного производства в 2024 году составляет 90% от уровня 2021 года. Ситуация в промышленности еще одно свидетельство стагнации экономики и некомпетентности молдавского правительства.
В целом за 2024 год экспорт сократился на 12,2%: в СНГ – на 20%, в ЕС – на 10%, в прочие страны – на 16%. Молдавский экспорт в 2024 году составил лишь 82% от объема экспорта 2022 года. Это вызвано сокращением внешнего спроса. Основные экономические партнеры Молдовы, такие как Румыния, Германия, Италия, Франция (как и ЕС в целом) испытывают серьезные экономические трудности. В результате сокращается спрос на молдавскую продукцию.
Молдова всё больше сосредоточивается на производстве и экспорте сырья, а импортирует готовую продукцию, производимую из нашего же сырья. К примеру, экспорт семян подсолнечника вырос на 28.4%, а подсолнечного масла сократился более чем вдвое. При этом импорт этого масла вырос в 3-4 раза. Это всего лишь один пример того, что в действительности ожидает Молдову на пути евроинтеграции.
Понимая состояние молдавской экономики, многие эксперты прогнозировали неизбежные проблемы в исполнении государственного бюджета. Но, чтобы сократились общие расходы, никто не предполагал. Тем не менее, последние статистические данные говорят о падении около 1% в текущих ценах. Если убрать влияние роста цен, то, по мнению ряда ведущих экономистов, будут все минус 10%. Кроме того, снижение госрасходов произошло впервые за последние 24 года. Даже при мировом кризисе 2008 года было плюс 4%. После кражи миллиарда евро из молдавской банковской системы в 2015 году – плюс 3%. При КОВИДе в 2020 и 2021 гг. плюс 15% и 9%. Сейчас минус!
Причём это происходит при беспрецедентной поддержке Запада – ЕС и США. В 2024 г. было, опять же впервые, получено внешних кредитов на сумму более 1 млрд долларов. Вдобавок на внутреннем рынке правительством Дорина Речана было взято еще 4.3 млрд леев. И несмотря на всё это, госбюджет сократился.
На каждого взрослого жителя, включая пенсионеров, приходится около 50 тыс. леев внешнего долга Молдовы. При правлении режима Санду/ПДС государственный долг вырос с 69 млрд леев до 124 млрд леев к 2025 году. Согласно прогнозам, в ближайшие два года долг может достигнуть 167 млрд леев – более 40% ВВП.
В наступившем новом 2025 году у Молдовы проблем в экономике не уменьшится, несмотря на обещанные ЕС кредиты в размере 1,8 млрд евро на ближайшие три года. Наверняка, уже в текущем году начнутся проблемы с выплатой и зарплат, и пенсий, и прочих социальных расходов.
Опять-таки подтверждением такого предположения служит факт громадной задолженности в почти 200 млн леев по зарплате на государственном предприятии «Молдавская железная дорога». Здесь пятитысячный коллектив уже полгода не получает зарплату. Мало кто сомневается в том, что молдавскую железную дорогу правительство целенаправленно ведёт к банкротству. Уже озвучены планы разделить железную дорогу на 3-4 предприятия и продать их. Появились и предполагаемые покупатели – несколько румынских компаний.
Маниакальная борьба молдавского правительства против «энергетической зависимости» от России привела к новому серьёзному энергетическому кризису. Прекращение Украиной транзита российского газа через свою территорию поставило на грань гуманитарной катастрофы не только Приднестровский регион, но и всю Молдову.
Почти полтора месяца жители левобережья Днестра выживали без газа, света и тепла. Хорошо, что январь оказался на редкость тёплым по погоде. Попытка молдавских властей решить приднестровский вопрос при помощи энергетического шантажа и экономического удушения пока потерпела крах. С 10 февраля 2025 года приднестровский регион получает через турецкий поток и венгерскую фирму тот же российский газ, но уже с европейским лейблом. Хотя проблема полностью не решена – крупные промышленные предприятия Приднестровья не работают с 1 января. Для их запуска и производства необходимого количества электроэнергии Молдавской/Кучурганской ГРЭС не хватает поставляемого газа.
Непризнанная Приднестровская молдавская республика находится в самом катастрофическом финансовом и экономическом положении с 1991 года. Без поддержки Российской Федерации приднестровская экономика уже давно перестала бы существовать. Из-за развязанного молдавским руководством «энергомора» многотысячные коллективы приднестровских заводов простаивают, люди потихоньку увольняются и разъезжаются – кто в Россию, кто в Европу. Бюджет ПМР не получает необходимых денег. Так что Кишинёв продолжает свою политику по разрушению экономического потенциала непризнанной республики на левобережье Днестра, и через продолжение энергетической блокады, и через различные таможенные и санкционные ограничения.
В зимний сезон 2020/21 годов, когда Республика Молдова ещё находилась «под гнётом России и ежедневным шантажом» Газпрома. 1 кубометр газа стоил 4 лея, 1 кВт-час электроэнергии 1,16 лея и 1 Гкал теплоэнергии – 1122 лея. Средняя пенсия в Молдове была 2067 лей, средняя зарплата – 8860 леев. С 1 января 2025 года 1 кубометр газа стоит 16,74 лея, 1 кВт-час электроэнергии стоит 3,20 лея и 1 Гкал теплоэнергии – 2564 лея. Не исключено, что в течение года тарифы ещё будут увеличены. Средняя пенсия (ориентировочно) в 2025 году 4300 лея, средняя зарплата – 16100 леев.
Таким образом, имеем: рост тарифов на газ в 4,2 раза, рост тарифа на электроэнергию в 2,8 раза, рост тарифа на теплоэнергию – в 2,3 раза. Рост средней пенсии в 2,1 раза, рост средней зарплаты – в 1,8 раза. Это при том, что в расчёт не включён рост цен на продовольственные товары.
Население Молдовы скатывается в нищету. 34% процента населения живут за чертой бедности. А правительство правящей партии «Действие и солидарность» продолжает с маниакальной тупостью твердить о том, что «это цена нашей свободы и энергетической независимости». В чём заключается «энергетическая независимость» сложно понять. Молдавское государство само отказывается от дешёвого российского газа, целенаправленно разругалось с «Газпромом», уже три года закупает тот же российский газ на европейских биржах по цене в 3-4 раз дороже, чем это было по газпромовскому контракту. И таким образом, отказавшись от «зависимости» от российских дешёвых энергоносителей, Молдова попала ещё в большую зависимость от европейских газовых трейдеров-спекулянтов.
А самое страшное заключается в том, что правящий «проевропейский» политический режим Санду/ПДС целенаправленно разрывает все экономические, торговые и другие связи с Россией и странами СНГ. Всё это неминуемо ведёт к полному краху молдавской экономики.
Борис Шаповалов, политолог, историк, доктор философии (Молдова)