"Стратегии Развития"

Партнеры

 

 

Главное

Перспективы развития российско-иранских экономических отношений

Частичное снятие экономических санкций с Ирана способствовало стремительному развитию российско-иранских отношений. Так, появилась информация о готовности России импортировать из Ирана 500 тысяч баррелей сырой нефти в день. Со своей стороны Тегеран обязуется ежемесячно импортировать из России товары на сумму полтора миллиарда долларов. Однако насколько целесообразно Кремлю закупать требующее огромных издержек при транспортировке топливо Ирана? И каковы шансы Тегерана выиграть от данного соглашения? Ведь многие эксперты отмечают, что схожесть экономических структур двух стран, где доминирует высокая централизация, не сможет способствовать эффективному экономическому партнерству. Чтобы разобраться в этих вопросах, давайте рассмотрим плюсы и минусы данного сотрудничества более подробно.

Прежде всего, напомним, что в настоящее время по добыче нефти Иран занимает пятое место в мире после России, Саудовской Аравии, США и Китая. Страна обладает третьими крупнейшими в мире запасами нефти (157,3 миллиарда баррелей ) и вторыми крупнейшими запасами газа (33,7 триллиона кубометров). Основными покупателями сырья из Ирана являются страны Азии, в частности Китай, куда объем экспорта Ирана только за 2013 год составил 420 тысяч баррелей в день. Однако, если соглашение между Тегераном и Москвой будет подписано, крупнейшим импортером иранской нефти станет Россия, поскольку сделка увеличит экспорт нефти из Ирана на 50% и будет приносить стране 1,5 миллиарда долларов в месяц. Но здесь стоит обратить внимание на тот факт, что рынки потребления российских углеводородов располагаются в основном в европейских странах, в то время, как иранскую нефть закупают государства Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Резко отрицательную позицию в данном вопросе занимает и Вашингтон. Поэтому дальнейшее укрепление экономических отношений Москвы и Тегерана неизбежно приведет к конфликту с США. Для Ирана данный конфликт, прежде всего, грозит восстановлением всех снятых ранее со страны санкций. Так, пресс-секретарь президента США Джей Карни заявил, что «Белый дом намерен добиваться санкций против участников сделки, если она состоится». 

Нельзя исключать и элементарные проблемы транспортировки иранской нефти в Россию. На сегодняшний день в России отсутствует необходимое количество терминалов и складов для ежедневных поставок из Ирана 500 тысяч баррелей. Кроме того, все терминалы Ирана для экспорта нефти расположены в Персидском заливе, и важнейшие нефтяные месторождения находятся на юге страны. Так, доцент Тегеранского университета, доктор Мандана Тишеяр обращает внимание на то, что при транспортировке с юга на север страны 500 тысяч баррелей нефти, могут возникнуть перебои в энергопоставках в северные районы Ирана. Эксперт напоминает, что в «предыдущие годы для снижения энергетического транзита с юга на север и экономии средств Министерство нефти Ирана намеревалось приступить к покупке нефти и газа у северных соседей для последующих поставок этих энергоресурсов внутренним потребителям, а затем через южные терминалы продавать их другим странам в том же объеме». Мандана Тишеяр также отмечает, что самый главный в транзите нефти из северных областей Ирана в южные трубопровод Нека-Рей был построен для экспорта нефти из Туркменистана, Казахстана и Азербайджана и ее транспортировки в Иран и Персидский залив. «Сейчас, если Иран примет решение направлять свою нефть с юга на север, помимо необходимости вносить изменения в существующие магистрали транспортировки нефти, нам придется отказаться от получения импортной нефти из среднеазиатских стран и перестать играть роль энергетического моста между ними и покупателями нефти, такими как Индия, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии», - опасается иранский эксперт. 

Однако проблема транспортировки не ушла из внимания российских специалистов. Так, Москва предложила своим иранским партнерам в обмен на нефть ввести в строй трубопровод для транспортировки сырья из южных областей Ирана к побережью Каспийского моря, откуда нефтетанкеры могли бы доставлять его к российским нефтяным терминалам на севере Каспия. 

Импортируя ежедневно из Ирана 500 тысяч баррелей нефти, Россия сможет ее реэкспортировать, страхуя тем самым риски стран-участниц Таможенного союза, связанные с возможным снижением цен на мировом рынке. Поскольку иранская нефть не подходит для переработки как на заводах России, так и Европы, она, вероятно, будет перенаправляться в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Благодаря этому повысится потенциал нефтяного экспорта России, что будет способствовать увеличению веса молодого евразийского союза на международных энергетических рынках. 

По мнению эксперта Института Ближнего Востока Николая Кожанова, данная сделка весьма перспективна и выгодна. «Сделка позволит обозначить российское присутствие в Иране, который в случае полного снятия санкций будет вновь открыт для западных компаний», - заключает эксперт. В свою очередь аналитик Виталий Крюков полагает, что у России не возникнут проблемы с перепродажей иранской нефти в связи с большим количеством покупателей, в частности, в Азии.

Перспективы данного сотрудничества видит и генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По мнению специалиста, импортируя нефть из Ирана, Россия стимулирует рост мировой добычи ресурса. «Нам, экспортерам, иранская нефть не нужна. Однако мы готовы покупать сырье из Ирана, стимулируя рост добычи в стране, и потом самим решать, куда эту нефть продавать. Получается, что Россия фактически берет на себя решение проблем ОПЕК», — полагает Симонов. Эксперт отмечает и геостратегические перспективы данного сотрудничества. «Сделка является политически мотивированной. Россия, видя усиление роли США, готова предложить Ирану экономический бонус, чтобы впоследствии иметь влияние в решении геополитических вопросов», — уверен специалист.

Таким образом, становится очевидно, что основные трудности на пути реализации нефтяного проекта, помимо внешнеполитического фактора, заключаются в проблемах транспортировки. Однако эта проблема решаема. Так, российская сторона выдвинула предложение по бартерной сделке «нефть в обмен на строительство железных дорог». Данную инициативу тегеранская сторона поддержала. В частности, посол Ирана в России Мехди Санаи отметил, что «Тегерану нужны рельсы для сотен километров железных дорог, страна также нуждается в электрификации своих железнодорожных магистралей, и Россия вполне могла бы помочь в этом. Кроме того, Иран планирует соединить свою железнодорожную сеть с российской через Армению. Есть планы по прокладке магистралей в Афганистан и Ирак». 

Безусловно, Иран заинтересован и в предлагаемых российской стороной товарах, идущих в обмен на нефть. К ним, прежде всего, относятся зерно и производные автомобилестроения. Кроме того, российская сторона оказывает непосредственное участие в строительстве важнейшей для страны Бушерской АЭС. Сейчас ведутся переговоры о строительстве российскими атомными энергетиками уже второго энергоблока. 

Обсуждается и сотрудничество сторон в реконструкции Исфаганского металлургического завода стоимостью 300 миллионов долларов, построенного с помощью СССР. По данным посла Ирана в России Мехди Сафари, с российской помощью также запланировано строительство крупного алюминиевого комбината. «Большой потенциал сотрудничества и в самолетостроении: сейчас запускается проект в полтора миллиарда долларов по строительству в Иране ежегодно до 100 самолетов Ту-334. Новой формой сотрудничества стала сборка в нашей стране автомобилей «Газель»,- отмечает посол.

Безусловно, увеличение российского промышленного экспорта в Иран имеет большие перспективы для развития экономик стран евразийского пространства. Согласно оценкам специалистов Минэкономики РФ, увеличение российского промышленного экспорта в Иран способно повысить загрузку металлургических, трубопрокатных и машиностроительных заводов стран-участниц Таможенного союза на 10-15 процентов.

Таким образом, становится очевидно, что в долгосрочной перспективе развитие сотрудничества между Москвой и Тегераном способно создать прочные условия для экономического роста не только России и Ирана, но также и других стран-участниц Таможенного союза. Так, Иран является самым коротким, безопасным и дешевым транзитным путем для товарного сообщения между Россией и государствами Южной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, все страны евразийского содружества заинтересованы в создании морского торгового пути Каспий - Персидский залив, который позволит государствам кратчайшим путем обойти контролируемые Турцией проливы.

Юлия Чмеленко,

специально для fondres.ru

Точка зрения

Стратегии развития ЕАЭС в Армении и задачи на перспективу Стратегии развития ЕАЭС в Армении и задачи на перспективу

О роли Евразийского экономического союза для Армении, перспективах развития армянской экономики, возможностях,...

Читать далее...
Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция? Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция?

Биобактериологические объекты Пентагона в Закавказье по-прежнему угрожают населению региона В ряде публикаций...

Читать далее...
Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...

Мероприятия

Лучшие выбраны! Лучшие выбраны!

В Москве на площадке Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской...

Читать далее...
«Единая Россия» и «Процветающая Армения» обсудили роль партий в Евразийской интеграции

В Ереване состоялась встреча представителей партий «Единая Россия» и «Процветающая Армения». Она прошла в рамках...

Читать далее...
В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.35, офис 313

Тел.: +7(495)729-01-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color