Влияние БРИКС на силовую динамику в мире
08.11.2024
Впервые опубликовано в «Стратегии Развития» №3 (16)
Глобальный шлейф БРИКС становится все более заметным. Большая часть человечества видит в структуре реальную возможность перемен и стремится легально зафиксировать свои отношения с ней. После первой волны расширения в 2023 году более трех десятков стран мира выразили желание стать членами БРИКС. Еще больше стран готовы подключиться к архитектуре БРИКС – Новому банку развития, инфраструктурным, технологическим, промышленным и финансовым программам.
Быстрыми темпами БРИКС превращается в мощную политическую силу, члены которой обладают ресурсами и волей изменить международный порядок, гарантирующий преимущественное положение странам Запада. Данное обстоятельство, однако, усиливает конфронтационный потенциал в международных отношениях. Государства Запада, и прежде всего США, не готовы расставаться с гегемонией, а потому создают не только финансово-экономические механизмы защиты своих интересов, но и усиливают военное давление на ключевых участников БРИКС.
США: стратегия войны на три фронта
Военно-политическое могущество БРИКС, безусловно, суммируется из потенциалов России и Китая. Они обладают самыми современными, многочисленными и боеспособными армиями (по итогам казанского форума БРИКС журнал U.S. News & World Report снова признал армию РФ сильнейшей в мире) и военной инфраструктурой (глобальная сеть военных баз и ЧВК), позволяющей проецировать силу в любой точке земного шара. При этом зачастую Москва и Пекин выступают в разных регионах в роли негласных союзников. Фактически в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке российско-китайский тандем проводит единую линию, нацеленную на обеспечение региональной устойчивости, урегулирование локальных конфликтов и вытеснение военной инфраструктуры США и стран Европы. Данный подход позволяет Москве и Пекину выступать в роли главной стабилизирующей силы Глобального Юга.
После расширения БРИКС в 2023 году к блоку присоединился Иран – еще одна мощная военно-политическая держава, открыто бросающая вызов США и американоцентричному миропорядку на Ближнем Востоке. Британский журнал The Economist даже придумал новый термин, чтобы собрать главных врагов Америки в одну группу – «квартет хаоса» (Quartet of Chaos). Помимо России, Китая и Ирана аналитики The Economist включили в него КНДР, находящуюся за пределами БРИКС, но тесно сотрудничающую с Москвой и Пекином. Военный, технологический и промышленный обмен между странами «квартета» представляет самую высокую опасность для национальной безопасности США, поскольку имеющиеся в их арсенале легальные и разведывательно-диверсионные средства не могут остановить или разрушить его.
Единственным средством сдерживания растущего военно-политического влияния России, Китая и Ирана и, как следствие, БРИКС для США становится усиление собственного военного потенциала и модернизация международной военной инфраструктуры для осуществления их сдерживания.
Во времена Холодной войны американская военная доктрина базировалась на идее о необходимости иметь возможность одновременно вести войну на два фронта. В 1990-е годы, когда был ликвидирован социалистический блок, и установилась Pax Americana, необходимость в обширных вооруженных силах отпала. При Обаме количество войн, в которых США должны быть готовы участвовать единовременно, было сокращено до одной. Но при Трампе и Байдене международное положение США ухудшилось. Разгорелись два конфликта – израильский и украинский. США оказались втянуты в оба. На Тихом океане в любой момент может вспыхнуть новый военный очаг: в тайваньском проливе или в Южно-Китайском море.
В связи с этим американское экспертное сообщество предлагает Пентагону рассмотреть возможность перейти к доктрине одновременной войны на три фронта – в Европе, на Ближнем Востоке и Тихом океане. В соответствии с ней, США должны иметь крупные вооруженные силы и инфраструктурные возможности разворачивать их, иметь линии снабжения по всему миру и достаточное количество техники и боеприпасов. Динамика украинской и израильской войн показала, что при нынешнем уровне военной логистики и производства США не готовы вести продолжительные конфликты высокой интенсивности. Одна только Украина в наиболее горячие дни войны в сутки выстреливает больше боеприпасов, чем способна произвести вся американская промышленность. Израильская война в Палестине и Ливане практически полностью опустошила американские склады с танковыми снарядами и высокоточными боеприпасами.
Хотя высокий спрос на оружие и боеприпасы, с одной стороны, полностью отвечает интересам американского ВПК, которому постоянно нужны новые заказы, с другой, из-за глобализации и мер, принятых прошлыми администрациями (в частности, программы слияния компаний), промышленность США не справляется с такими заказами. Слишком высокие налоги и оплата труда, деиндустриализация (на каком-то этапе американские промышленники столкнулись с нехваткой пороха, большую часть которого закупали в Китае), нехватка квалицированных кадров, низкая производительность труда и сложная логистика не позволяют американскому ВПК обслуживать сразу три театра. Поэтому американское экспертное сообщество со страниц ведущего внешнеполитического журнала Foreign Affairs (в июньском номере) рекомендует Вашингтону наращивать объемы сотрудничества с союзниками.
Фактически США следуют данным курсом уже не первый год. Расширение НАТО в Европе и выстраивание военной инфраструктуры на Тихом океане – AUKUS, QUAD, углубление военно-политического партнерства с Филиппинами и вооружение Тайваня – есть ничто иное, как попытка зажать российско-китайский альянс в тиски. Новая версия «петли Анаконды» для ведущих военно-политических держав БРИКС. Израиль с опорой на сеть американских военных баз на Ближнем Востоке несет на себе основную тяжесть конфликта с антиамериканскими силами Ближнего Востока – ХАМАС, Хезболлой, Ансар Аллах и другими прокси Ирана из «Оси сопротивления».
Но даже с учетом будущих мер, предполагающих увеличение финансирования и перезапуск ВПК, американская стратегия войны на три фронта выглядит малоэффективной. Прокси-союзники США на Тихом океане готовы идти на обострение отношений с Китаем только до определенного уровня. И если для Тайваня конфликт с КНР – это вопрос политического выживания (при условии абсолютной военно-технической поддержки со стороны США), то для Филиппин дипломатия является приемлемой опцией урегулирования споров с КНР, поскольку для «непотопляемого авианосца» США, как Филиппины прозвали ещё во времена Холодной войны, Китай является главным торговым партнером. Пример Украины показал, что несмотря на формальное единство европейских союзников США по НАТО, внутри блока имеются глубокие разногласия по вопросу степени участия в конфликте с Россией и даже поставок оружия и боеприпасов.
Есть и другие уязвимости в политике США. Американская стратегия для Индо-Тихоокеанского региона, впервые представленная в 2017 году при президенте Трампе, выстраивается вокруг Индии, которую США видят в качестве противовеса Китаю в регионе (для этого им потребовалось, правда, объединить Индийский и Тихий океан в единое пространство). Но Индия является активным участником БРИКС, придерживается независимой внешней политики и не хочет делать выбор между миром с соседним Китаем и взаимовыгодным обменом с США, особенно ценой собственной безопасности. Поэтому, например, аналитики, в том числе американские, не видят перспектив в формате QUAD, который претендует лишь на роль региональной консультативной площадки.
Немаловажным фактором в современном мире является информационный компонент, и, как показала израильская война в Палестине и Ливане, США утратили в этой сфере монополию. Растущее число стран мира ставит под вопрос справедливость американских войн и оправданность их патерналистского поведения на международной арене. Вашингтон сталкивается с большими трудностями при мобилизации союзников вокруг украинского и израильского конфликтов. Открытие третьего фронта на Тихом океане окончательно отвернет от Америки большую часть человечества и убедит их более последовательно ориентироваться на БРИКС, участники которого выстраивают глобальное взаимодействие на иных принципах.
БРИКС: усиление взаимозависимости
Еще одна слабость американской стратегии войны на три фронта заключается в том, что в эту игру могут играть двое. Пока США будут готовиться к войне на Тихом океане, Ближнем Востоке и в Европе, новые очаги напряженности могут вспыхнуть в Африке и Латинской Америке. В отличие от американоцентричного мира, построенного на принципах жесткой иерархии, пространство БРИКС полицентрично. На Глобальном Юге устали от старых порядков. Как показывает пример стран Западной Африки, покончивших с полувековым диктатом Франции, или сбросившей с себя неоколониальные оковы Боливии, развивающийся мир готов бороться за политическую и экономическую свободу. Страны БРИКС в свою очередь поддерживают эту справедливую борьбу.
В этом состоит еще одно конкурентное преимущество БРИКС. Если США под предлогом существования «универсальных ценностей» вынуждают союзников сражаться за свои национальные интересы, то государства БРИКС борются за подлинные ценности политической свободы, финансовой независимости и открытого рыночного обмена. Это в корне меняет глобальные правила игры. Когда страны Юга видят, как БРИКС дает реальные преимущества там, где они десятилетиями слышали красивые обещания от США и Европы, процесс становится необратимым.
Международная архитектура БРИКС возводится на принципах многополярности и взаимозависимости. В силу данной особенности формирующаяся система (по крайней мере на текущем этапе) менее конфликтогенна, чем разрушающийся американоцентричный мир. Тот факт, что образование единого пространства БРИКС происходит в условиях постоянного внешнего давления со стороны США, служит дополнительным объединительным фактором. Своей политикой США задают такую международную динамику, что страны БРИКС вынуждены бороться за желаемый образ мира, что автоматически делает их прогрессивными силами человечества. Кроме того, страны, составляющие ядро БРИКС, в первую очередь Россия, Китай и Индия, вынуждены продумывать механизмы защиты от внешнего давления, чтобы не допустить внешнего деструктивного влияния на блок.
БРИКС позиционирует себя как мирная платформа, пространство политического и экономического диалога. Военное сотрудничество не входит в рабочую повестку блока, а формируется на основе двусторонних или многосторонних контактов стран-членов.
Как уже было отмечено, Россия и Китай являются ведущими военными державами БРИКС. При этом они являются крупнейшими производителями оружия, контролирующими, по данным SIPRI (Стокгольмского института исследования проблем мира), 11% и 5.8% мировой торговли соответственно. Бразилия и Индия в свою очередь выступают в роли крупных покупателей российского оружия. Помимо этого, Россия является ведущим поставщиком военной техники в африканские страны, которые преимущественно ориентированы на БРИКС. Последние годы Китай также наращивает поставки вооружений странам Латинской Америки (прежде всего Венесуэле), Африки и Азии.
Другим аспектом военного сотрудничества стран БРИКС является проведение совместных военных учений. В основном это морские учения, причем их география довольно обширна. Как правило, проводят их Россия и Китай на Тихом океане, у берегов Индии или Южной Африки. Иногда к союзникам присоединяются Индия и ЮАР. В 2022 году были сообщения о подготовке российско-китайских учений у побережья Венесуэлы, в которых собирался принять участие Иран. В июне 2024 года российская военная эскадра во главе с фрегатом «Адмирал Горшков» прибыла в Гавану в рамках масштабных учений ВМФ РФ в Карибском бассейне.
Учения государств БРИКС проходят вне архитектуры блока, однако они недвусмысленно обозначают его расширяющийся ареал влияния. С включением в состав БРИКС новых членов из Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии возможности стран БРИКС обозначать свое присутствие в разных уголках планеты многократно возрастут. Поскольку важным направлением деятельности БРИКС становится посредничество и урегулирование конфликтов, страны-участницы развивают сотрудничество в области военной медицины и гуманитарных операций. Также регулярно по линии БРИКС проходят встречи представителей стран в сфере безопасности, на которых подробно обсуждается, с какими вызовами сталкивается тот или иной регион. 12 сентября этого года в Санкт-Петербурге прошла уже 14 встреча в данном формате, которую курировал лично президент РФ Владимир Путин.
Среди всех стран БРИКС Китай наиболее активно продвигает идею о необходимости создания формальных военных структур под эгидой блока. На 11-м Сяншаньском форуме по безопасности в Пекине в этом году замглавы МИД КНР Чэнь Сяодун заявил, что «Китай будет содействовать плодотворному сотрудничеству БРИКС в области безопасности, углублять диалог со странами Центральной Азии, а также всесторонне реагировать на различные вызовы в процессе построения сообщества единой судьбы ШОС». Еще в 2019 году в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Душанбе Си Цзиньпин заявил о том, что пришло время «собрать азиатское НАТО», точнее противовес Североатлантическому альянсу. Долгое время считалось, что основой евразийской военной структуры станет ШОС, которая объединит потенциал с ОДКБ (вновь должна была сработать спайка Россия/Китай). Но со временем от этой идеи отказались.
Линия Китая на милитаризацию БРИКС и объединение его с другими форматами не будет поддержана остальными участниками блока, поскольку в этом случае пространство БРИКС уподобится американоцентричному миру, отход от которого и является одним из драйверов развития формата. К тому же любая попытка формирования крупной вооруженной структуры под эгидой БРИКС вызовет немедленную реакцию со стороны США. Так, главный союзник США в Восточной Азии Япония устами нового премьер-министра Сигэры Исибы уже сделал заявление о создании своего «азиатского НАТО», который объединит антикитайские силы региона в единый военно-политический блок.
***
БРИКС появился в мировой политике относительно недавно, но успел произвести в международных отношениях настоящую революцию. Попытки Вашингтона изолировать двух своих основных соперников – Россию и Китай – привела к тому, что они начали объединять мир на антиамериканских началах. Формирующееся на принципах политического суверенитета и межнационального равенства пространство БРИКС отрицает западную иерархическую структуру мира, ставит во главе принцип взаимозависимости, что ведет к полной трансформации мирового порядка. Этот процесс в свою очередь провоцирует витки эскалации между старыми миром и новым, Западом и Глобальным Югом, странами золотого миллиарда и мирового большинства. Та силовая динамика, что сегодня происходит между БРИКС и США, лишь начало эпохи конфликтов за передел мира.
Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества
Фото взяты из открытых источников