Ядро БРИКС: эволюция отношений

25.10.2024

Ядро БРИКС: эволюция отношений

На сегодняшний день БРИКС является самой перспективной международной структурой. Лавинообразный интерес государств мира к блоку, особенно на Глобальном Юге, подтверждает, что БРИКС в современной мировой политике – это синоним прогресса. Только совокупный экономический и военно-политический потенциал всех стран БРИКС способен стать противовесом миропорядку, основанному на гегемонии Запада.

Вместе с тем по мере развития структура БРИКС усложнялась. Из романтической идеи аналитиков Goldman Sachs БРИКС трансформировался в огромную международную структуру, в которой проживает половина земного шара и производится почти 50% мирового ВВП, что уже превышает показатели объединенной Большой Семерки. В БРИКС же по-прежнему нет четкой структуры, секретариата, уставных документов. Решения, принимаемые в ходе ежегодных Саммитов, по большому счету носят декларативный характер, а потенциал членов блока сильно различается.

Особый интерес в данному случае представляет то, как изменилась структура отношений внутри ядра БРИКС – стран, стоявших у истоков организации.

Китай

Китай, безусловно, является самой крупной экономической державой блока БРИКС. Еще в 2001 году американские аналитики прогнозировали, что к 2050 году на долю стран БРИКС будет приходиться 40% ВВП. Но уже в 2022 году на Китай приходилось 25% мирового ВВП, а на весь блок БРИКС порядка 45%.

Огромная экономическая мощь Китая создает диспропорции и внутри БРИКС. КНР имеет обширные экономические связи со всеми членами блока, в то время как между собой они взаимосвязаны слабо. Так, например, объем взаимной торговли России с КНР превышает $200 млрд, в то время как России с Индией $60 млрд (преимущественно за счет наращивания поставок углеводородов), с Бразилией $11 млрд, с ЮАР менее $1 млрд.

Экономическое превосходство Китая ставит его в эксклюзивное положение внутри БРИКС и позволяет задавать тренды развития. До прихода к власти Дональда Трампа в 2016 году КНР проводила политику «ползучей экспансии», отдавая предпочтение экономическим методам конкуренции. Но объявленная 45-м президентом США «торговая война» вынудила Пекин действовать более активно и использовать политические методы борьбы. В 2017 году на IX саммите БРИКС в Сямыне председатель КНР Си Цзиньпин представил идею БРИКС+ для расширения деятельности блока на Глобальном Юге и налаживания торгового сотрудничества с развивающимися рынками по линии Юг-Юг.

2. Ядро БРИКС 1.jpg

Идея расширения БРИКС и повышения связности со странами Юга тесно перекликается с китайскими проектами Один пояс, Один путь (ОПОП), Сообщество единой судьбы человечества и Шанхайская организация сотрудничества. Пекин таким образом выстраивает взаимодействие с партнерами по БРИКС, чтобы продвигать свое стратегическое видение преобразования мира. Так, построенная на средства Нового банка развития скоростная магистраль между Москвой и Казанью, с одной стороны, является результатом сотрудничества по линии БРИКС, но с другой, дополняет евразийскую континентальную инфраструктуру для ОПОП. Схожий подход КНР применяет на Ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке. По этой же причине Китай был главным вдохновителем идеи расширения БРИКС на XV саммите в Йоханнесбурге и настаивает на продолжении принятия новых членов в состав блока.

Вместе с тем экономическое лидерство является не только основанием преимуществ, но и источником проблем для Китая. Его благополучие было построено в немалой степени на инвестициях и торговле с США и странами Европы. Даже несмотря на разворачивающийся сегодня между Пекином и Вашингтоном конфликт, степень взаимозависимости в сфере торговли, инвестиций и финансов между ними все равно остается высокой. По этой причине, например, Китай очень сдержан в вопросе создания единой валюты БРИКС или использования в ее качестве юаня, ведет двойственную политику в санкционном вопросе и не торопится реализовывать амбициозные инфраструктурные проекты.

Тем не менее многие эксперты признают, что китайская экономика достигла своего пика. В ней появляется все больше проблемных аспектов, например, перегретый рынок недвижимости и сильная зависимость от западных технологий. В ближайшие годы основной рост будет происходить в Африке, Латинской Америке, Южной Азии. Китай утратит статус главного драйвера роста – экономическая нагрузка распределится более равномерно. Руководство КНР учитывает данный аспект, в связи с чем стремится заложить прочный фундамент влияния в новых регионах, в том числе используя возможности БРИКС.

БРИКС для Китая – это прежде всего инструмент проецирования китайского лидерства на Глобальном Юге. Вступив в прямую конфронтацию с США за глобальное доминирование, Китай остро нуждается в диверсификации внешнеэкономических связей и устойчивых рынках сбыта для промышленности. Однако высокая зависимость китайской экономики от рынков, технологий, финансов и инвестиций Запада делает его более уязвимым, поскольку, с одной стороны, ограничивает его экономическую свободу, а с другой, вынуждает Запад более чувствительно реагировать на действия Китая по линии БРИКС.

Индия

Индия – наиболее динамично развивающееся государство БРИКС. В 2023 году по темпам прироста ВВП Индия обогнала Китай – 8.2% против 4.7%. Это объясняется объективными причинами: в то время как Китай пережил несколько десятилетий экономического бума, Индия только вступает в стадию стремительного роста. Это привлекает международных инвесторов, прежде всего западных, которые увидели в Индии альтернативу Китаю. США при Трампе объявили Индию главным партнером в Индо-Тихоокеанском регионе и попытались противопоставить ее Китаю, создав таким образом региональную биполярность.

Правительство Нарендры Моди, занявшего пост премьер-министра уже в третий раз по итогу парламентских выборов 2024 года, осознает в каком положении находится Индия и проводит очень сбалансированную внешнюю политику. В этом плане Индия является истинным проводником многополярности. Нью-Дели не стремится к глобальному лидерству, старается быть в стороне от крупных мировых геополитических конфликтов, делает большой акцент в дипломатии на международном праве и глобальных институтах управления, таких как ООН и БРИКС.

2. Ядро БРИКС 2.jpg

В 2022 году, когда мировая политика начала поляризоваться в связи со специальной военной операцией России на Украине, Запад хотел, чтобы Индия присоединилась к антироссийскому блоку. Однако на форуме глобальной безопасности Globsec 22 в Братиславе в июне 2022 года министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар выступил с программной речью, в которой четко обозначил внешнеполитические приоритеты Индии. Джайшанкар отметил, что внешнеполитическая доктрина США и Европы существует в рамках идеи о том, что международные отношения являются продолжением их национальных интересов. Но Индия отвергает данный концепт и свою политику выстраивает на базе национальных интересов, опираясь при этом на нормы международного права.

Индийская внешнеполитическая линия обусловлена тремя основными факторами. Во-первых, задачи экономического развития страны требуют сохранения максимальной открытости. Быстрорастущей индийской промышленности нужны рынки сбыта и внешние инвестиции. Большие трудности Индия испытывает в сфере энергетической безопасности, поэтому она не поддержала антироссийские санкции и вопреки угрозам Запада в десятки раз увеличила импорт углеводородов из России.

Во-вторых, на региональном уровне Индия находится в окружении стратегических противников – Пакистана и Китая. Для того, чтобы сдерживать исходящие от них угрозы, ей нужны широкие международные альянсы и независимые цепочки поставок. Помимо этого, незападные международные форматы, такие как ШОС, ЕАЭС, БРИКС помогают Индии выходить со своими оппонентами на единые площадки, что способствует снижению градуса напряжения в отношениях. 

В-третьих, традиции идеализма, заложенные в индийскую политику Махатмой Ганди. Во время Холодной войны Индия была одним из лидеров движения неприсоединения. Тяготение к «третьему пути», ненасилию, балансу оказывает серьезное влияние на политический курс страны. Во время визита в США в июле 2022 года благодаря грамотной переговорной линии Нарендра Моди сломал игру администрации Байдена, предусматривающую включение Индии в американскую орбиту влияния и ужесточение отношений с Китаем. Поэтому, например, для Индии столь привлекательной является БРИКС, в основе идеологии которого лежит стремление к демократизации международных отношений, соблюдению интересов всех участников мировой политики вне зависимости от их политического и экономического веса.

Индийский внешнеполитический прагматизм вкупе с гандийским идеализмом делает Нью-Дели ближайшим союзником Москвы в БРИКС. Российско-индийская «двойка» представляет внушительную политическую силу в Евразии, которая является противовесом Китаю. К тому же в отличие от Поднебесной Индия более активно поддерживает идею создания альтернативной валюты и независимых платежных механизмов с целью повышения собственной автономности в международных отношениях. Данный вопрос, в частности, обсуждался во время визита Нарендры Моди в Москву 8-9 июля 2024 года, который многие рассматривали в контексте внутренней политической динамики в БРИКС.

В отличие от Китая Индия рассматривает БРИКС не как платформу лидерства, а как платформу роста. По этой причине многие индийские эксперты выступают за институционализацию БРИКС, создание органов управления и уставных документов. Индия хочет оставаться широко открытой миру и не допустить превращение блока в инструмент китайской геополитики. Альянс Индии с Россией внутри БРИКС может это гарантировать.

Бразилия и ЮАР

Бразилия и ЮАР занимают похожее положение внутри БРИКС. Оба государства являются крупными экономиками в своих регионах, но не обладают таким большим политическим влиянием как Китай, Индия или Россия. В обоих государствах сложная политическая ситуация – импичмент Дилмы Русеф, тюремный срок и освобождение Лулы да Силвы в Бразилии и противостояние между Африканским национальным конгрессом и Демократическим альянсом в ЮАР. Правда, если в ЮАР колебание внутриполитического маятника напрямую влияет на членство страны в БРИКС, то в Бразилии трампист Жаир Болсонару был не меньшим сторонником участия страны в БРИКС, чем социалист да Силва.

Связано это с другой особенностью, которая также объединяет Бразилию и ЮАР – высокой экономической зависимостью от Китая. Экономист Goldman Sachs Джим О’Нил, некогда введший в оборот термин БРИКС, комментируя расширение блока в 2023 году, усомнился в правильности собственного анализа, поставив под сомнение включение в организацию Бразилии, а не более успешно развивающейся Мексики. Но прогноз О’Нила оказался предельно точен (он слишком к себе строг), поскольку Мексика, связанная с США через НАФТА, даже несмотря на левый курс президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора остается в колоссальной экономической зависимости от северного соседа. Что нельзя сказать о Бразилии.

2. Ядро БРИКС 3.jpg

За двадцать лет торговый оборот между Бразилией и Китаем вырос с $7 млрд в 2003 году до $157 млрд в 2023 году. При этом для Бразилии торговля с Китаем профицитная ($104 млрд экспорт и $53 млрд импорт) – в Поднебесную идет экспорт сельскохозяйственной продукции (соя, кукуруза, мясо) и минеральных ресурсов (железная руда, нефть). В 2023 году страны перешли на торговлю в юанях, чтобы снизить зависимость своих торговых отношений от США. Руководство обеих стран исповедует единые политические принципы многополярности, демократизации международной среды, усиления связности по линии Юг-Юг, правда, каждая из сторон трактует их по-своему. Китай рассматривает Бразилию как точку входа в латиноамериканский регион. Для Бразилии Китай является противовесом в отношениях с США.

Отношения Китая с ЮАР складывались более сложно. Режим апартеида имел официальные дипломатические отношения с Тайванем, в то время как материковый Китай был союзником Африканского национального конгресса и поддерживал борьбу чернокожего населения за независимость. Из-за этого торговый оборот между странами в 1992 году находился на уровне $12 млн. Но уже к 2014 году он вышел на уровень $24 млрд. В 2010 году двусторонние отношения были повышены до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства (с Бразилией аналогичное соглашение было заключено в 1993 году). В 2011 году Китай поддержал вступление ЮАР в БРИКС. Долгое время ЮАР оставалась главным торговым партнером КНР в Африке. Сегодня ее постепенно отодвигает на второй план Ангола.

Расширение БРИКС в 2023 году сильнее всего сказалось на Бразилии и ЮАР. Они утратили статус эксклюзивных ворот на свои континенты и встали в один ряд с новыми членами – Ираном, Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом и Эфиопией. Хотя президент Милей и вывел Аргентину из блока БРИКС, сразу два экономически мощных государства Латинской Америки – Боливия и Венесуэла – готовы занять ее место.

Меняющаяся структура торговли на Глобальном Юге, увеличение товарооборота и создание новых цепочек поставок оказывает влияние и на Бразилию и ЮАР. Более того, они сильно выигрывают от этого процесса. Так, торговый оборот ЮАР с Индией в 2022 году практически сравнялся с китайским, достигнув $19 млрд. Бразилия также приняла программу развития торговых отношений с Индией. Если в 2022 году бразильско-индийский торговый оборот составил $15 млрд, то к 2032 году планируется достигнуть показателя в $100 млрд, выйдя на сопоставимый с бразильско-китайским уровень торговли.

Для Бразилии и ЮАР БРИКС становится инструментом укрепления национального суверенитета и интеграции в формирующуюся многополярную систему. Прагматизм в отношениях с Китаем компенсируется идеализмом в отношениях с Индией и Россией. Связи с новыми членами БРИКС из Африки и Латинской Америки позволят Бразилии и ЮАР выступать не только в роли проводников более крупных экономик в регион, но и экономических и политических лидеров.

***

Несмотря на усложняющуюся структуру отношений внутри ядра БРИКС, при которой краткосрочные цели основателей блока не всегда совпадают, долгосрочные цели объединения по формированию многополярной системы международных отношений, увеличению роли стран Юга в мировой политике и экономике, усилению связности по линии Юг-Юг разделяют все участники объединения. Формирующиеся внутри ядра двухсторонние и трехсторонние связи становятся механизмом балансировки отношений, позволяющим сделать отношения внутри БРИКС более управляемыми.

Иван Сидоров, обозреватель журнала «Стратегии Развития»

Впервые опубликовано в «Стратегии Развития» №3 (16) 

Фото взяты из открытых источников 

← Назад к списку новостей