Евразийский выбор Армении: выгоды и перспективы

20.11.2014

Евразийский выбор Армении: выгоды и перспективы

Так, основными статьями экспорта из Армении в Россию являлись, по данным на 2013г., следующие товарные группы: «Алкогольные и безалкогольные напитки» с долей 50,3% от всего армянского экспорта (рост 9,8% к 2012г.). На второй позиции находится группа «Жемчуг» с удельным весом 12,0% (рост на 42,8%) от всего армянского экспорта, третьей – «Фрукты» с удельным весом 7,2% (увеличение на 4,4% к 2012 году). Доля же трех ведущих товарных групп армянского экспорта в Россию составила 69,5% от всего экспорта[2]. Что касается импорта из России в РА в 2013г., то его основу составили следующие товарные группы: «Минеральное топливо», поставки которого составили в 2013 году 55,0% от всего армянского импорта (рост 13,4% к 2012г.). На второй позиции расположилась группа «Злаки» с долей 11,0% (снижение на 10,0% к 2012г.) от общего армянского импорта, третьей – «Котлы, оборудование и механические устройства» с удельным весом 5,5% (увеличение на 13,4% к 2012г.). 

Таким образом, три ведущие товарные группы армянского импорта из России в 2013 году составили 71,5% от всего импорта. Всего же, согласно официальным статистическим данным, за 2013г. внешнеторговый оборот Армении с Россией вырос на 8,1% и составил $1145,4 млн. При этом, объем экспорта из Армении в Россию составил $334,5 млн. (22,6% от всего экспорта из Армении), увеличившись за указанный период на 19,8% по сравнению с январем-декабрем 2012 года. Объем импортированных в Армению товаров российского производства за 2013 год составил $1110,9 млн., увеличившись на 5,1%. В целом, в 2013г. на долю России пришлось 24,3% всего внешнеторгового оборота Армении[3]. 

До вступления в силу договора и, как следствие, до начала имплементации (начало процессу будет положено после 1 января 2015г.) его положений потребуется еще определенное время. Однако первые преференции для Армении уже были озвучены. Например, согласно заявлению Евразийской экономической комиссии, Армения будет получать 1,13% от сумм таможенных пошлин, полученных от ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза. Соответствующая норма закреплена в договоре о присоединении Армении к ЕАЭС. В силу данного решения, доля Белоруссии сократится с 4,7 до 4,65%, Казахстана – с 7,3 до 7,25%. Доля России незначительно снизится – с 88 до 87%. 

Также в ЕЭК сообщили, что Армения до 2022 года сможет применять на ряд товаров (в том числе на мясо и мясные продукты) таможенные пошлины, отличные от ставок ЕАЭС[4]. Например, до 2019г. для Армении будут установлены отдельные ставки на некоторые виды фруктов и орехов; до 2020г. – на некоторые виды молочной продукции, яйца, мед; до 2022г. – на мясо и мясные продукты и т.д.[5] 

Еще до этого, как отмечает А.Тавадян, только для стран Таможенного союза сняты экспортные пошлины на энергоресурсы, а также другое сырье. Армении уже предоставлена эта возможность. Речь идет о 30% снижении цены на газ на госгранице. Примерно на 30% подешевеют нефтепродукты. Заявление о вступлении в Таможенный союз уже позволило Армении снизить цену на газ на границе с $270 до $189 за 1000 кубометров, что дает армянской экономике за 5 лет выигрыш примерно $1 млрд. При невступлении же в ТС эта цена возросла бы до $400, что принесло бы за тот же период потери примерно на $1 млрд.

Таким образом, суммарный выигрыш только от импорта газа при вступлении Армении в ТС составит за пять лет $2 млрд., что больше половины государственного бюджета страны. Остается только рационально и эффективно использовать выигрыш от существенного снижения цен на энергоносители. Реализация этих возможностей зависит только от Армении. Отменена 6,5%-ая пошлина на импорт необработанных алмазов. Так как в данной отрасли рентабельность близка к этому показателю, такой шаг при осуществлении согласованной валютной политики со странами ЕврАзЭС резко повысится производительность данной отрасли. 

Армянские экспепрты полагают, что с помощью партнеров по ТС Армения намерена сделать упор на рост ВВП, заработной платы, пенсий и снижение безработи. Снижение цен на импортируемое сырье, безусловно, будет способствовать росту экспорта, внутриэкономическому развитию, снижению безработицы и улучшению социального положения населения[6].

В перспективе же все четыре свободы – движение товаров, услуг, капитала и труда – будут действовать без ограничений, что, в свою очередь, приведет в Армении к следующему:

А) увеличению темпов роста ВВП (ок. 4%) и, соответственно, к увеличению доходов населения; 

Б) открытому доступу на евразийский рынок и притоку инвестиций; 

В) решению проблемы транспортной изоляции Армении (путем, например, реализации автомобильного коридора Север-ЮГ, строительства железной дороги Иран-Армения, открытия железнодорожного сообщения через Грузию); 

Г) решению стратегических задач в энергетике (путем, например, реализации строительства нового энергетического блока на армянской АЭС, мощностью 1000 МВт, строительства 5-го энергетического блока на Разданской ТЭС и др.)[7].

Вместе с тем, следует отметить, что поступательный процесс евразийской интеграции обладает многоуровневым характером. И, несмотря на важность торгово-экономической составляющей, при выборе Армении не все измерялось и измеряется исключительно экономическим прагматизмом. На евразийский выбор Армении оказали влияние и те тесные военно-политические связи с Россией и членство в ОДКБ, благодаря которым ей удается, в условиях неурегулированного Нагорно-карабахского конфликта и отсутствия отношений с Турцией, достигать равновесия в складывающемся балансе сил в регионе. 

Отметим, что само достижение режима прекращения огня в 1994г. оказалось возможным благодаря усилиям российской дипломатии. Острота проблемы собственной безопасности, тесно связанной с проблемой отсутствия надежных коммуникаций, также в перспективе может быть снята в результате более тесной интеграции. 

Не будет преувеличением также сказать, что в основе евразийского выбора Армении лежат и иные, не связанные с нынешней конъюнктурой факторы, но находящиеся скорее в культурно-исторической и цивилизационной плоскости. Принадлежность армян к восточно-христианской цивилизации веками позволяла сохранять им собственную национальную идентичность. Несмотря на новые веяния, связанные с процессом глобализации, армянство, тем не менее, вплоть до сегодняшнего дня сохранило свое чрезвычайно трепетное отношение к таким традиционным институтам и ценностям, каковыми являются семья, церковь, родственные связи, чувство долга, ответственность, верность традициям. В этом смысле роль Армении в евразийском проекте будет трудно переоценить. Так, указывая на цивилизационную общность Армении и России, директор Российского института стратегических исследований, Л.П. Решетников, на презентации армянского перевода своего труда «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадежности» отмечал: «Нами Армения рассматривается как передний край нашей альтернативной цивилизации»[8].

В этом смысле выбор, озвученный еще 3 сентября 2013г. президентом С.Саргсяном в пользу евразийской, а не европейской интеграции являлся не только результатом внутриэлитного консенсуса, но был обусловлен как текущими факторами, так и исторически сложившимися реалиями.

Безусловно, на пути евразийской полномасштабной интеграции имеются ряд проблем и вызовов. Очевидно, что стратегия Запада, нацеленная на доминирование на постсоветском пространстве, не ограничивается лишь попытками ограничения российского суверенитета в контексте событий на Украине. На примере Армении отчетливо видно, какое (в канун и после объявления президентом С.Саргсяном 3 сентября 2013г. о намерении присоединения Армении к Таможенному союзу) давление на нее оказывалось со стороны ЕС. Наряду с этим, определенными кругами внутри страны была инициирована дискуссия, общий смысл которой сводился к тому, чтобы убедить общественность в том, что Армения из-за вступления в ТС якобы окончательно лишится суверенитета. Предпринималась попытка нагнетать опасения по поводу возможного поднятия таможенных пошлин для армянских товаров со стороны Грузии[9].

Понятно, что тема сложного в нынешних условиях геополитического маневра Армении сохраняет свою актуальность. Но в этой ситуации важно понимать, что Армения иллюзиям множественности выбора предпочла реальность и свой выбор уже сделала. 

Тамара Гузенкова, заместитель директора Российского института стратегических исследований, доктор исторических наук

Доклад на международной конференции «Евразийская перспектива Армении: региональные и глобальные вызовы», Ереванский государственный университет, 13 ноября 2014 г.

Sojuzinfo.am


[1] Текст проекта договора и его приложений, см. например: http://www.panorama.am/ru/current_topics/2014/09/25/uicarmenia/
[2] Об этом более подробно см., например: Власов А., Караваев А., Якушева Ю. Перспективы взаимодействия Армении и стран Евразийского интеграционного проекта: экономика, инновации и социо-культурная сфера. Политологический центр «Север-Юг», М., 2012; Армения и Таможенный Союз: оценка экономического эффекта интеграции. СПб, 2013. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/am/am_ru_relations/am_ru_trade/; см. также: http://www.armstat.am/ru/?nid=45&year=2013
[3] Там же. 
[4] http://www.gazeta.ru/business/news/2014/10/11/n_6553197.shtml
[5] http://vz.ru/news/2014/10/11/710033.html
[6] http://www.soyuzinfo.am/rus/analitics/detail.php?ELEMENT_ID=1245
[7] Армения и Таможенный Союз: оценка экономического эффекта интеграции. СПб, 2013, с. 6. 
[8] http://www.newsarmenia.ru/politics/20141029/43118770.html
[9] http://rus.azatutyun.am/content/article/26529262.html


← Назад к списку новостей