Евразия – пространство эффективного экономического взаимодействия

24.04.2013

Евразия – пространство эффективного экономического взаимодействия

В начале своего выступления С.Е. Нарышкин зачитал послание Президента РФ В.В. Путина к участникам форума: «Развитие интеграционных процессов и укрепление партнёрства в полной мере отвечают требованиям времени, тем масштабным задачам, которые стоят перед странами СНГ. Это ключ к повышению конкурентоспособности национальных экономик, росту благосостояния граждан, решению социальных, гуманитарных проблем. Большую роль в гармонизации национальных законодательств, в формировании прочной правовой базы интеграционного строительства играет межпарламентское взаимодействие. Рассчитываю, что в рамках форума состоятся плодотворные конструктивные дискуссии по всему спектру сотрудничества».

В своём докладе С.Е. Нарышкин отметил достижения и проблемы стран СНГ в выстраивании интеграционных моделей. Как значительный результат политики интеграции, он назвал создание Таможенного союза между РФ, Беларусью и Казахстаном. С.Е.Нарышкин подчеркнул, что даже с учётом негативного эффекта последствий мирового экономического кризиса, торговля между странами растёт темпами, значительно опережающими товарооборот с другими странами. Кроме того, если рассмотреть структуру торговли, то доля станков, машин и оборудования в десять раз выше, чем в товарообороте с другими государствами. По мнению С.Е.Нарышкина, наша основная задача на данном этапе – создание с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.

С.Е.Нарышкин обозначил четыре основные сферы экономической интеграции в рамках Таможенного союза. Он обратил внимание собравшихся как на успехи в области создания единого экономического пространства, так и на ряд проблем, ещё требующих решения. Во-первых, свобода передвижения товаров обеспечивается беспошлинной торговлей, снятием таможенного контроля на внутренних границах. Однако ещё существуют технические барьеры во взаимной торговле. Во-вторых, уже обеспечена свобода перемещения услуг в таких отраслях как строительство, архитектура, реклама, здравоохранение. Но она ещё, в должной мере, не распространяется на транспорт, телекоммуникации и финансы. В-третьих, для создания общего рынка капиталов ещё предстоит разработать банковское и страховое законодательство, правовые режимы на валютном рынке и рынке ценных бумаг. В-четвёртых, для обеспечения свободного передвижения рабочей силы уже были сняты следующие ограничения: отмена квотирования обязательных разрешений на работу; трудовые мигранты могут находиться на территории страны-участницы ТС без постановки на регистрационный учёт 30 дней. Кроме того, на повестке дня — предоставление права гражданам находиться на территории государств партнёров без регистрации до 90 дней, отмена миграционной карты вплоть до полного отказа от пограничного контроля.

С.Е. Нарышкин обратил внимание на тот факт, что не все в мире приветствуют расширение Евразийской интеграции, так как на мировом рынке в лице Таможенного союза появился новый геополитический игрок, и конкуренция с ним может подорвать монополию других региональных интеграционных структур. С.Е. Нарышкин отметил, что часто проводится противопоставление Европейской и Евразийской интеграций, однако Европа является частью Евразии, а это значит, что в исторической перспективе европейский вектор развития станет составной частью процессов Евразийской интеграции. Председатель Государственной Думы ФС РФ подчеркнул, что, продвигаясь к созданию свободного экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, мы предлагаем взаимодействие с ЕС на равных.

По мнению Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, Санкт-Петербург уже значительно интегрирован в мировую экономику, поэтому мы заинтересованы в дальнейшем расширении экономических связей, в том числе в рамках политики ЕврАзЭС. «В нашем арсенале мощный производственный, научный, инновационный потенциал. Петербург отличается благоприятным инвестиционным климатом. В 2012 году в экономику города поступило более 10 млрд. долл. иностранных инвестиций, это в 2,8 раза больше, чем в 2011 году. Будущее наших отношений напрямую связано с инновациями, и мы вместе работаем по инновационному сценарию».

Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан Н.З. Нигматулин акцентировал внимание собравшихся на экономических аспектах интеграции. Он обозначил, что интеграция должна базироваться на взаимовыгодных экономических интересах, конечная цель интеграции – создание более благоприятных условий для жизни, повышение благосостояния наших граждан. «В нашей истории уже был период, когда решение политических вопросов ставилось впереди экономических проблем, этот процесс назывался перестройка, и чем он закончился, это мы хорошо помним».

По мнению Председателя Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан М.У. Убайдуллоева, новый геополитический альянс пока ещё не обрёл чётких очертаний, ещё многое предстоит сделать для укрепления и развития сотрудничества. Он подчеркнул, что Таджикистан с первых дней обретения независимости всегда ратовал за создание интеграционных преобразований, способствующих взаимовыгодному сотрудничеству и в рамках ЕврАзЭС, и СНГ.

Председатель Жогорку Кенеша Киргизской Республики А.Ш. Жээнбеков отметил, что в настоящее время мы находимся в процессе становления и развития эффективного формата сотрудничества в нашем регионе. Сам факт появления интеграционного пространства имеет глубинную эволюционную основу. «У нас схожая ментальность, нет языкового барьера, но уже целое поколение выросло после распада СССР. Чем больше проходит времени, тем нам сложнее будет сохранять схожее мышление, схожесть мнений». А.Ш. Жээнбеков заострил внимание, что готовность Кыргызстана присоединиться к Таможенному союзу является взвешенным решением, и сейчас идёт рабочий процесс подготовки к интеграции.

Заместитель председателя Национального Собрания Республики Армения Э.М. Нагдалян сделала акцент на крепких узах стратегического и экономического характера, которые связывают Республику Армению и РФ. «Но как заявил Президент Армении в своём недавнем интервью: новый выбор не означает завершение другого интеграционного процесса. С учётом ситуации в нашем регионе, мы хотим воспользоваться благами интеграционных процессов, включая и интеграционные процессы с европейскими структурами. Республика Армения уже завершила переговоры по Соглашению об ассоциации с ЕС, идут переговоры по созданию зоны глубокой и всеобъемлющей свободной торговли. Но мы заинтересованы и в интеграционных процессах в рамках СНГ и ЕврАзЭС. В соответствии с формулировкой, которую дал В.В.Путин, эти интеграционные процессы нельзя противопоставлять, их нужно рассматривать как взаимодополняющие».

Заместитель председателя Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь В.А. Гуминский глубоко убеждён, что альтернативы интеграции не существует, особенно с учётом современных тенденций развития экономики, для которой характерно усиление интеграционных процессов. По его мнению, сегодня региональная интеграция – это объективная потребность, вытекающая из желания государств максимально защитить свои экономические интересы, открыть новые возможности для интенсификации экономического роста. Как подчеркнул В.А. Гуминский, Республика Беларусь всегда выступала и выступает за максимально тесную интеграцию в рамках Союзного государства, создаваемого Евразийского экономического союза. «Региональная интеграция не только не подрывает, но и содействует укреплению суверенитета национальных государств. Задача обеспечения экономической безопасности в современных условиях жёсткой экономической и политической конкуренции за рынки сбыта и сырья становится выполнимой только в рамках региональных объединений. К примеру, интеграция в рамках Таможенного союза позволила нам не только относительно безболезненно пройти этап мирового финансового кризиса 2008 года, но и существенно прибавить в экономическом плане».

Далее работа на форуме продолжилась в рамках четырёх круглых столов, где обсуждался широкий круг экономических, правовых и политических вопросов Евразийской интеграции, а также проблемы создания единого образовательного и научного пространства.

Новая интеграционная структура, Единое экономическое пространство, наряду с образованным ранее Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенным союзом, должны стать важными вехами на пути к созданию другого более крупного интеграционного объединения — Евразийского экономического союза. На сегодняшний день проект создания Евразийского союза является наиболее масштабным постсоветским геоэкономическим и геополитическим проектом, нацеленным на консолидацию сохраняющегося социально-экономического, научно-технологического и культурно-образовательного потенциала новых независимых государств.

Евразийский проект с самого начала задумывался как открытый для других государств, прежде всего, членов ЕврАзЭС и участников СНГ. Будет происходить постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана. Инициированное Россией создание Евразийского экономического союза может стать альтернативным центром притяжения для государств Восточной Европы, прежде всего – для Украины, и от этого может зависеть геополитическое будущее Европы.

Создание Евразийского экономического союза органично вписывается в общую логику современных интеграционных процессов, в происходящее становление «многополярного мира». Предполагается, что союз будет строиться по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком и в перспективе - одним из геополитических «полюсов» современного мира.

Анна Рыжова

"Российский институт стратегических исследований"


← Назад к списку новостей