Николай Бордюжа: "Для ОДКБ военная деятельность - не главное"

28.03.2013

Панарин: То есть они были на первом плане?

Бордюжа: Да, конечно. В рамках подготовки к этому саммиту было проведено несколько совещаний начальников генеральных штабов, заседаний Совета министров обороны. Мы, во-первых, провели аналитику, как осуществляется военное сотрудничество, какие есть проблемы в этой сфере, что требуется для его активизации.

Мы подготовили соответствующие предложения президентам. Президенты в узком составе обсудили с участием министров обороны этот вопрос, и вышли на решения, связанные прежде всего с созданием коллективных сил, войск ОДКБ.

Панарин: Это принципиально новый момент?

Бордюжа: Да. Это уже совместное образование, которое объединяет в своем составе все существующие сегодня, я бы сказал так, действующие сегодня, во всяком случае, самостоятельные контингенты. ЭтоКоллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе, миротворческие силы, двусторонние группировки - все те силовые составляющие организации, которые сегодня функционируют.

Но создание войск позволит выйти на качественно новое сотрудничество, качественно новое взаимодействие всех этих составляющих. Создание войск позволит организовать 4 основных принципа: единая система управления контингентами, единое планирование боевого применения, единая система боевой подготовки и система материально-технического обеспечения.

Панарин: Чтобы этот комплекс осуществить, нужно, видимо, как-то по-иному взглянуть на взаимодействие всех этих структур?

Бордюжа: Конечно. Это качественные изменения взаимодействия. Например, что такое единая система планирования боевого применения? Это значит, что в комплексе сегодня будут рассматриваться возможности применения Коллективных сил оперативного реагирования как боевой составляющей, позволяющей, например, локализовать пограничный конфликт, бороться с крупными бандформированиями, и параллельно или последовательно использование, например, миротворческих сил для разъединения противоборствующих сторон, для наведения порядка.

Панарин: То есть, по сути, по единому замыслу?

Бордюжа: Конечно, в комплексе. Кроме того, признано целесообразным, и главы государств приняли решение о создании коллективных авиационных сил.

Панарин: Раньше их не было?

Бордюжа: Не было. Это значит, что все государства будут выделять авиационные составляющие, которые также под единым руководством в случае необходимости проведения операции будут задействованы для боевого прикрытия наземных операций или для транспортировки контингента в точку проведения операции.

Панарин: Фактически мобильность резко усилилась.

Бордюжа: Конечно. И возможность доставки контингента, то есть оперативность реагирования на какие-то изменения обстановки, конечно, возрастает в разы. Главы государств приняли решение о целесообразности создания сил специальных операций.

Панарин: Это вообще принципиально новый момент.

Бордюжа: Это подразделения, которые обеспечат проведение тех боевых операций, которые будут планироваться или проводиться в рамках ОДКБ. Например, одно из подразделений, которое должно войти в силы специальных операций, - это подразделение по противодействию гиператак. Это сегодня актуальная, интересная и такая звучащая тема. Такие подразделения будут также объединяться в эти коллективные силы.

Панарин: Это не только российские, но и силы всех государств-членов ОДКБ?

Бордюжа: Да, все, что мы создаем, мы создаем на основе участия всех государств, входящих в ОДКБ. Но это не все. Есть решение по совершенствованию военно-технического сотрудничества. Прежде всего по более эффективному и оперативному выполнению соглашения о льготном режиме военно-технического сотрудничества. Это очень важно. Конечно, это в рамках ОДКБ.

Есть решение активизации военно-экономического сотрудничества, создания совместных предприятий. Мы работаем с рядом государств по созданию сервисных центров или совместных предприятий в сфере военно-промышленного комплекса.

Панарин: Речь идет о создании сервисных центров ОДКБ?

Бордюжа: Да, совместных. Например, в Армении сервисные центры по обслуживанию тех или иных видов боевой техники, совместные российско-армянские предприятия, которые создают этот сервисный центр и выполняют конкретные задачи по поддержанию военно-технического имущества государств в надлежащем порядке. В рамках этих решений по совершенствованию военного сотрудничества признано целесообразным ввести на постоянной основе должность начальника объединенного штаба.

Панарин: Раньше этой должности тоже не было?

Бордюжа: Да. Дело в том, что на текущий день или до этого заседания начальник объединенного штаба ОДКБ назначался из числа действующих начальников генеральных штабов государств-членов ОДКБ. То есть совмещал эту должность, что, в общем-то, не очень положительно влияло на качество работы и самого начальника объединенного штаба, и всего объединенного штаба.

Поэтому признали целесообразным назначить на постоянной основе российского генерала, который сегодня выполняет обязанности, - это генерал-лейтенант Александр Студеникин. Плюс к этому, конечно, признано целесообразным, исходя из новых задач, исходя из новой конфигурации военного сотрудничества, переформатировать, оптимизировать как структуру, так и действия объединенного штаба.

Что касается военного сотрудничества, еще раз повторяю, вы абсолютно правильно задали вопрос, это действительно решение носит прорывной характер.

Панарин: Можно сказать, что после 20 лет существования ОДКБ это выход на качественно иной уровень.

Бордюжа: Да. То есть был один уровень сотрудничества, создали ОДКБ в 2003 году, вышли на другой уровень военного сотрудничества. Дошли до определенного рубежа. Понимаем, что теперь те формы, которые используются, недостаточны для того, чтобы полностью удовлетворить те интеграционные запросы, которые сегодня существуют у государств. Вышли на уровень создания коллективных сил, войск ОДКБ.

Но это только часть решений, которые были приняты на саммите. Также на саммите обсуждалась ситуация в Афганистане и последствия вывода натовского контингента в 2014 году. Все эксперты, исследовательские центры, политическая элита, государственные службы наших стран негативно оценивают развитие ситуации в Афганистане после 2014 года с учетом вывода натовского контингента.

Панарин: Здесь определенное единодушие.

Бордюжа: Да. Это не умозаключение, например, генерального секретаря или сотрудников секретариата. Это консолидированная позиция всех государств. Ситуация будет меняться в худшую сторону. Во всяком случае, те проблемы, с которыми сталкиваются сегодня государства, сохранятся, даже при наличии определенной стабильности.

Например, проблемы, связанные с исламским фундаментализмом, и Афганистан как источник распространения этих проблем, связанных с бандформированиями, которые сегодня находятся на его территории и периодически предпринимают попытку просочиться на территории государств-членов ОДКБ, проблемы подготовки боевиков в лагерях подготовки из числа граждан государств-членов ОДКБ, которые в недалеком будущем могут вернуться для организации вооруженной борьбы за власть, проблемы незаконного оборота наркотиков, проблемы самого Афганистана как зоны нестабильности. Все это сохраняется и будет сохраняться.

Поэтому, исходя из этих прогнозов, президенты приняли разработанные государствами с участием и секретарей Совета безопасности, и министров иностранных дел, и министров обороны, и секретариата ОДКБ предложения по минимизации возможных негативных последствий, которые возникнут при выводе натовского контингента. Они утвердили эти предложения.

Сейчас мы находимся на стадии разработки конкретных мероприятий с учетом этих предложений. В ближайшее время такой план будет представлен на утверждение председателя Совета коллективной безопасности, президента Кыргызской Республики, после чего мы будем его реализовывать, я имею в виду готовиться или уже сегодня осуществлять мероприятия, которые не позволили бы каким-то образом в негативном плане повлиять на ситуацию в наших странах после 2014 года.

Панарин: Можно ли сказать, что это превентивный в определенном смысле план?

Бордюжа: Конечно. Более того, насколько мне известно, мы первые из всех международных структур уже приступили к практической реализации тех мер, которые необходимо предпринять для того, чтобы исключить возможность негативного влияния обстановки в Афганистане на ситуацию в наших странах.

И еще одно, если мы говорим о саммите, прошедшем в декабре 2012 года. Очень интересные решения приняты по созданию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Панарин: Это тоже комплексная система?

Бордюжа: Конечно. Мы давно шли к этому, понимая необходимость включения всех возможностей государств для реагирования на крупные техногенные и природные катастрофы, которые, к сожалению, случаются и которых становится все больше и больше. И прогноз примерно такого же плана.

Поэтому мы вышли на то, чтобы создать комплексную коллективную систему реагирования. Она предусматривает создание на территориях государств гуманитарных центров, двусторонних или многосторонних группировок, подразделений МЧС для возможного оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Она предусматривает и определенную систему закупок специального спасательного оборудования, может быть, на льготном режиме для государств-членов ОДКБ. Она предусматривает создание единого информационно-программного поля и пространства ОДКБ.

Панарин: Фактически будет единая база данных по данной проблематике.

Бордюжа: Самое главное для нас - это то, что будет налажен в постоянном режиме обмен информацией между центрами управления кризисными ситуациями государств-членов ОДКБ.

Кстати, я недавно находился в Армении и наблюдал, как эффективно работают МЧС Армении и МЧС России, как они эффективно взаимодействуют на уровне центров управления кризисными ситуациями, обмениваются информацией, ориентируют друг друга о прогнозах по чрезвычайным ситуациям, об уже существующих и происшедших крупных катастрофах или чрезвычайных ситуациях, что, в общем-то, позволяет очень хорошо ориентироваться в целом в обстановке на постсоветском пространстве.

Результат этого взаимодействия - это результат тех усилий, которые предприняли государства по созданию этой совместной коллективной системы реагирования.

Панарин: То есть это уже первые ростки системы?

Бордюжа: Конечно, это проявление именно тех мероприятий, которые мы проводим в течение некоторого времени для создания этой системы.

Панарин: В марте завершился ваш визит в Кыргызскую Республику. Зачем вы встречались с президентом этой республики, и каковы результаты?

Бордюжа: Президент Кыргызской Республики является председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ. Кыргызстан председательствует в организации. Это значит, что министры иностранных дел, обороны, секретарь Совета обороны являются руководителями тех уставных органов, которые функционируют в рамках ОДКБ.

По итогам декабрьской сессии Совета коллективной безопасности, то есть встречи президентов, мы подготовили соответствующие планы реализации. Я ездил, во-первых, чтобы представить этот план на утверждение председателю Совета коллективной безопасности, во-вторых, чтобы обсудить конкретные мероприятия, связанные с реализацией наиболее интересных направлений, выработанных в ходе декабрьской сессии, в третьих, обсудить мероприятия по реализации приоритетов Кыргызстана при председательстве в ОДКБ.

Понятно, что мы обсуждали не только эти вопросы. Мы обсуждали достаточно широкий спектр вопросов, связанных с оценкой ситуации в Центрально-Азиатском регионе, с тенденциями развития, с мероприятиями, которые необходимо предпринять по локализации тех или иных проблем безопасности, с которыми сталкиваются государства. Конечно же, обсуждали и внутреннюю ситуацию в Кыргызской Республике. Спектр вопросов, вынесенных на эту встречу, был достаточно большой.

Кроме того, я встречался не только с президентом. У меня прошли встречи и вице-премьером, отвечающим за силовой блок правительства Кыргызстана, с руководителем парламента республики (мы обсуждали вопрос деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ), с министрами обороны, иностранных дел, с секретарем Совета обороны, с руководителем антинаркотического ведомства.

Каждая встреча преследовала прежде всего целесообразность обсуждения мер по определенным направлениям деятельности ОДКБ - мы говорили о конкретике. Например, с руководителем антинаркотического ведомства - о подготовке крупных учений в рамках ОДКБ спецподразделений антинаркотических ведомств, которые в ближайшее время будут проходить на территории Кыргызстана.

Панарин: Договорились, все прошло конструктивно?

Бордюжа: Да, конечно. Кроме меня в это же время там находилась группа представителей Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, секретариата ОДКБ, которые обсуждали детали организации этих учений - место проведения, боевой и численный состав спецподразделений, а также замысел этих учений.

С руководителем Министерства обороны мы обсуждали вопрос реформирования прежде всего военно-технического сотрудничества. С секретарем Совета обороны - вопросы организации заседаний уставных органов в Бишкеке, которые предполагается провести в столице Кыргызстана 27 мая.

Вопросов достаточно много, но я считаю, мы поработали достаточно результативно, по всем вопросам у меня есть ясность. Я благодарен руководству Кыргызстана за конструктивный и заинтересованный подход к нашей деятельности.

Панарин: Получается, что руководство этой республики в целом взялось с энтузиазмом за реализацию концепции декабрьского саммита?

Бордюжа: Это очень приятно. Высшее руководство Кыргызстана очень заинтересованно относится к деятельности ОДКБ и к своему председательству в организации. Оно выступило со многими очень интересными инициативами, которые мы будем реализовывать.

Панарин: Как реагируют западные коллеги на переход ОДКБ на совершенно иной качественный уровень? После декабрьской сессии вы совершили визиты в Лондон, Брюссель. Как отнеслись к этому там - настороженно, с пониманием или как-то по-иному?

Бордюжа: Действительно, были две поездки по инициативе посольства и конкретно посла Российской Федерации в Великобритании Александра Яковенко. Мы встречались с политическим истеблишментом Англии, представителями международных организаций, НАТО, Евросоюза. Я выступал и информировал их об организации, ее деятельности, потенциале, тех возможностях, которыми мы располагаем, и тех мероприятиях, которые мы проводим в свете обеспечения безопасности наших государств. Общее отношение очень заинтересованное.

Панарин: То есть настороженности не было?

Бордюжа: Не было. Мало того, они с изумлением слушали, так как информации про ОДКБ там практически нет. О нашей организации очень мало пишут и говорят. Но когда мы говорим о том потенциале, который у нас есть, о тех мероприятиях, операциях, которые мы проводим, и их результатах, для них это совершенно новая информация.

Они удивляются, почему некоторые международные европейские структуры не выходят на сотрудничество, тем более заинтересованные, например, в обеспечении стабильности в Афганистане.

Примерно такая же ситуация в Брюсселе. В Брюсселе я выступал по инициативе постпреда Российской Федерации при НАТО Александра Грушко в Фонде Зайделя при достаточно большом стечении представителей Европарламента, представителей Бельгии, других государств. Я также рассказывал о тех мерах, которые мы предпринимаем для обеспечения безопасности и стабильности стран в Азиатском регионе.

Они тоже относятся к нашей информации с интересом. Те оценки по развитию обстановки в Афганистане, которые представляет наше государство, отличаются от того, что говорят натовцы. Представители НАТО говорят, что у них там все хорошо. Я думаю, что их оценки все-таки успокоительного плана. Они говорят, что в Афганистане все стабильно, есть армия, правоохранительные органы, которые берут на себя всю полноту ответственности за ситуацию, что контингенты НАТО выполнили свою миссию, и там полная стабильность.

У нас несколько другая информация, другие оценки. Очень полезно, что мы смогли обменяться этими мнениями. Мы смогли донести нашу озабоченность развитием обстановки в Афганистане и в целом в Центрально-Азиатском регионе, на постсоветском пространстве, что, видимо, каким-то образом повлияет на их взгляды на ситуацию в большом и очень значимом сегодня регионе.

Панарин: Какова обстановка в Центральной Азии в целом? Создан силовой компонент. Мы уже говорили о силах специальных операций. Есть ли в какой-либо из центральноазиатских республик силы быстрого реагирования?

Возникает нестабильная ситуация. Отдельные скептики и недоброжелатели вбрасывают идеи о том, что ОДКБ хочет превратиться в некоего надзирателя над государствами. Это надуманные, ложные посылы, на ваш взгляд? Если случится нестабильная ситуация, как должны действовать силы ОДКБ?

Бордюжа: Я начал коллекционировать оценки, которые наши "друзья" делают в отношении ОДКБ: недееспособный блок, структура, необходимая России, чтобы давить на своих соседей, жандарм, который будет обеспечивать влияние России, структура, которая должна заниматься подавлением внутреннего протеста. У меня достаточно много таких оценок.

Панарин: Набор негативных штампов достаточно большой.

Бордюжа: Удивительно, что некоторые наши политологи тоже пытаются, не владея обстановкой и информацией по организации, давать какие-то оценки.

Панарин: Ретранслируют эти штампы.

Бордюжа: Да, не понимая сути организации, того, чем она располагает сегодня. Я могу сказать, что для нас важны два принципа в нашей деятельности: равноправия государств и невмешательства в политическую жизнь государства. Организация ориентирована прежде всего на противодействие вызовам, исходящим извне.

Поэтому все наши "друзья", которые говорят, что якобы наша организация - жандарм на постсоветском пространстве, мягко говоря, очень сильно ошибаются. Если они так говорят, они должны привести хоть какие-то примеры или доказательства, чего никогда не происходит. Хотя в пользу обратного я могу привести очень много аргументов.

Что касается нашего реагирования на ситуацию, у нас есть потенциал. Действительно, мы его готовим, мы им занимаемся. Мы обеспечиваем совместную боевую подготовку силовых подразделений, силовых структур. Мы держим порох сухим для того, чтобы обеспечить стабильность.

Еще раз повторяю, этот потенциал призван действовать прежде всего в случае, если будут внешние угрозы. Если будет ситуация, когда на территорию государства вторглись бандформирования, или силы другого государства осуществили агрессию против государства-члена ОДКБ, в этом случае потенциал, естественно, будет применяться.

Но уже в течение 5 лет мы занимаемся трансформацией организации из военно-политического блока в многофункциональную международную структуру безопасности. Главный приоритет отдаем противодействию вызовам и угрозам, работе и координации деятельности в сфере конкретных проблем безопасности или вызовов, с которыми сталкивается государство, например, наркотики, миграция, информационная безопасность, чрезвычайные ситуации.

Панарин: Это новый спектр, который выходит за рамки военного противостояния?

Бордюжа: Конечно. Для нас сегодня военная деятельность, наращивание мускулов - не главное. Главнее совместно бороться с кибератаками или с противоинформационными атаками, которые периодически осуществляются в нашем государстве. Главнее координировать внешнеполитическую деятельность, в том числе по защите наших национальных интересов на международных площадках.

Видимо, работа по системе реагирования на чрезвычайные ситуации более востребована. Это реальные проблемы, с которыми сталкивается население наших стран. А войска, силовой потенциал (кстати, он состоит не только из подразделений вооруженных сил, но и из подразделений правоохранительных органов, органов безопасности, МЧС) будет задействован только в том случае, если возникнет внешняя угроза.

В рамках ОДКБ есть коллективные миротворческие силы. Они точно не для нападения и не для исполнения жандармских функций. Они прежде всего выполняют главную задачу - разъединение противоборствующих сторон, в случае возникновения кризисных ситуаций в государстве, но не более того. Это мои аргументы. Если у кого-то есть аргументы, которые докажут жандармскую сущность ОДКБ, я с интересом их выслушаю и заодно запишу в свою коллекцию.

Панарин: Вы говорите о гуманитарной прогнозной составляющей. Видимо, в этом контексте и была создана для реализации этих задач Аналитическая ассоциация ОДКБ. Это еще один аргумент для "доброжелателей", которые пытаются навешать ярлыки, совершенно не собираясь подкреплять их каким-то аргументами. С вашей точки зрения, для чего нужен прогноз? Почему вы поднимаете аналитическую работу на более высокий уровень?

Бордюжа: Действительно, эта гуманитарная составляющая, информационная, аналитическая работа для нас основная. Мы тратим много усилий и времени на аналитику, мониторинг ситуации, отработку оценок обстановки, тенденций ее развития, для того чтобы информировать наши страны. Для нас это очень важный вопрос. Государства должны знать не только оценки, которые существуют внутри этих стран, но и то, как на ту или иную глобальную или региональную проблему безопасности смотрит их партнер.

Для нас очень важно решение о создании Аналитической ассоциации, которое было принято недавно. Вы принимали самое непосредственное, активное участие, за что вам особая благодарность. Я считаю, что Аналитическая ассоциация позволит нам выйти на качественно новый уровень аналитической деятельности.

С помощью ассоциации мы имеем возможность получать аналитику, оценки не только собственных экспертов, но и экспертов других исследовательских центров, институтов, различных фондов, особенно негосударственных, узнать независимый взгляд, который всегда дополняет государственные позиции по тем или иным вопросам.

Это совершенно новый уровень оценки развития обстановки и прогнозы по этой обстановке. Мы возлагаем большие надежды на эту ассоциацию и считаем, что совместной работой дополним деятельность фондов и получим от них те необходимые материалы, которые позволят нам более эффективно проводить аналитические исследования и доводить эти исследования и прогнозы до высшего руководства наших государств.

Панарин: Организация существует более 20 лет. Каковы перспективы ОДКБ, и, главное, есть ли будущее у этой организации?

Бордюжа: Те решения, которые принимаются или были приняты в декабре, в том числе о создании системы кризисного реагирования, - решения качественного плана. То, что готовится по выполнению установок глав государств-членов ОДКБ, дает основание с оптимизмом говорить о будущем организации. Альтернативы нет.

Панарин: Не только на постсоветском, но и в глобальном пространстве?

Бордюжа: Представьте себе, что не будет объединения государств, которые занимались совместно собственной безопасностью. Что будет вместо этого? Взамен мы предложить ничего не можем. Это значит, что сразу появляется серьезный провал в уровне обеспечения безопасности государств.

Альтернативы нет. Есть только одно направление - развивать организацию, устранять некоторые недостатки в деятельности, повышать эффективность и этой деятельности. Особенно активно надо заниматься вопросами обеспечения солидарности, взаимной поддержки государств, согласованием позиций, законодательных актов. Тогда мы будем иметь систему коллективной безопасности и достаточно спокойно смотреть в будущее.

Источник: rus.ruvr.ru


← Назад к списку новостей