Перспектива открытия Абхазской железной дороги в условиях формирования единого Евразийского пространства

15.04.2013

Перспектива открытия Абхазской железной дороги в условиях формирования единого Евразийского пространства

На сегодняшний день, несмотря на видимые перспективы возобновления железнодорожного сообщения на данном участке, существует следующий рад противоречий. Прежде всего, в Грузии противники проекта высказывают опасения, что открытие железной дороги Армения-Абхазия позволит России, без разрешения Грузии, привлечь инвестиции в Абхазию. Бывший заместитель главы МИД Грузии Серги Капанадзе настаивает на мнении, что «возможное открытие железной дороги через Абхазию может иметь негативные последствия для грузоперевозок через порт Поти, для ж/д сообщения по транзитному маршруту Баку-Ахалкалаки-Карс». Грузинские эксперты обращают также внимание на неясность возможных политических дивидендов, отмечая, что трудно точно спрогнозировать «насколько это будет перспективно в контексте региональных проектов и отношений с другими странами, например, с Азербайджаном». Второе опасение, по их мнению, связано с возможными военными действиями против Ирана: «через абхазскую дорогу России легко будет проложить коридор к месту военных действий».

Безусловно, запустить проект восстановления железной дороги не возможно без согласия абхазской стороны, но общественное мнение внутри страны настроено крайне неоднозначно. При этом главной причиной такой позиции является прежде всего неурегулированность проблем с Грузией. В Абхазии имеет место быть и мнение, что экономический эффект конкретно для местного бюджета будет минимален, в то время как транзитная магистраль пролегает прямо вдоль туристических пляжей страны, что негативно скажется на количестве отдыхающих. 

Стоит отметить, что и в Армении высказываются мнения относительно того, что все транзитные задачи страна успешно решает через грузинские Поти и Батуми и в железной дороге не нуждается, поскольку это может осложнить ее отношения с ЕС. Однако российский эксперт по Кавказу Андрей Епифанцев справедливо отмечает, что главной причиной, почему Армения так долго уклоняется от ответа на вступление в ТС и ЕврАзЭС заключается в том, что «по ряду объективных причин ей очень непросто определиться в каком интеграционном поле она хотела бы жить - в российском или западном». При этом многие эксперты считают, что в последнее время вектор Армении в интеграционном плане более склоняется в сторону Таможенного союза. Это обусловлено, в первую очередь, огромными инвестициями России в Армении (около $3 млрд) и вопросом безопасности в нагорно-карабахском регионе. 

Безусловно, объективные данные показывают, что Абхазская железная дорога является важной для Армении инфраструктурой. Сейчас армянские грузы попадают в Россию через порт Поти или по труднопроходимой почти полгода военно-грузинской автодороге. Несомненно, открытие железной дороги сыграет важную роль в сокращении изоляции Армении, а также позволит ей увеличить темпы и объемы торговли и экспорта. 

Кроме того, большой перспективой обладает и проект строительства железной дороги Иран-Армения. Она позволит армянской стороне пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров и получить еще один выход «на внешний мир», помимо Грузии. По данным экспертов, строительство этой железной дороги обойдется примерно в 2 млрд долларов, при этом срок реализации проекта составит пять лет. Готовность оказать финансовое содействие в строительстве транспортного пути помимо российской стороны выразили также Азиатский банк развития, а также Иран. Тегеран заявил о возможности предоставления инвестиций в размере 400 млн дол. в строительные работы на территории Армении. 

Таким образом, возобновление железнодорожного сообщения для армянской стороны является, безусловно, положительным фактором. Железная дорога откроет для страны новые экономические возможности, а также позволит Армении в более уверенной тональности обсуждать вопросы урегулирования в Карабахе и взаимоотношений с Турцией. 

Изменилась и позиция Грузии по данному вопросу. Недавно Ереван посетил грузинский министр обороны Иракли Аласания. А незадолго до него в Армении гостил и новый грузинский премьер Бидзина Иванишвили. Многие эксперты сходятся во мнении, что «сейчас создалась уникальная ситуация, поскольку за прошедшие 20 лет грузинская сторона изменила свою позицию и положительно смотрит на перспективу открытия железной дороги». Открытие абхазского участка железной дороги выгодно Грузии и потому, что речь идет о грузино-абхазских отношениях, это дорога, которая связывает Сухуми и Тбилиси. Повысить же абхазскую заинтересованность в вопросе возобновления работы абхазской железной дороги возможно показав, что посредством нее Абхазия увеличивает свои возможности найти свое место не только на постсоветской территории, но и вне ее.

По мнению директора научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагика Арутюняна, возможное открытие абхазской железнодорожной ветки является естественным, а «успех этого проекта изменит облик и содержание всего Южного Кавказа». Вместе с этим эксперт отметил, что реализация железнодорожного проекта, вероятно, не будет быстрой. «Несмотря на то, что новый транспортный коридор в целом исходит из интересов всех сторон, он будет идти шаг за шагом и могут возникнуть даже болезненные моменты. Все-таки была война (между Абхазией и Грузией) и есть недоверие», - отметил он. По его мнению, «этот проект можно назвать первым значимым шагом по региональной экономической интеграции в более широком интеграционном пространстве СНГ». Эксперты также отмечают, что «этот проект мощнейший стабилизатор и может изменить облик и содержание всего региона Южного Кавказа». 

Безусловно, Россия, Абхазия, Грузия и Армения - частицы единого цивилизационного пространства, и от эксплуатации железной дороги выиграют все стороны. Не вызывает сомнения, что этот проект является перспективным, несмотря на стоящие перед его реализацией проблемы. При условии полной адекватности и равноправия сторон, эта дорога способна усилить интеграционные процессы и снизать напряженность в регионе. Кроме того, такая дорога в транспортном отношении разблокировала бы Армению, которая сейчас полностью исключена из инфраструктурных схем, построенных в Закавказье Баку, Тбилиси и Анкарой. Поэтому, безусловно, проект железной дороги способен стать важным шагом на пути Армении и Абхазии к интеграции в Евразийское пространство.

Юлия Чмеленко


← Назад к списку новостей