Провальная энергетическая партия Евросоюза

25.09.2012

Провальная энергетическая партия Евросоюза

Прежде всего, пространство для маневров у ЕС сужено из-за финансового кризиса. Как раз накануне встречи на Кипре достоянием СМИ стали оценки инспекционной «тройки», работающей в Греции. Общий вывод представителей ЕС, ЕЦБ и МВФ говорит о том, что международные эксперты более не верят в способность греческого правительства достичь согласованных параметров сокращения госбюджета. А причина, по мнению Handelsblatt, очень простая: эти нормативы «изначально были чрезмерными». [2] Такой вывод потребует от Евросоюза выбирать из двух зол меньшее. Либо давать Афинам новую отсрочку, оставляя еврозону в «подвешенном» состоянии, либо ставить крест на греческом членстве в этой зоне. И то и другое чревато новыми финансовыми потрясениями, которые неизбежно отразятся на способности Еврокомиссии осуществлять свои энергопроекты.

Еще более тяжелая ситуация сложилась вокруг главного детища Евросоюза – газопроводного проекта «Набукко». Первоначальный сценарий предполагал, что уже к 2010 году по этой трубе будет поступать минимум 8 млрд. кубометров газа в год. А к 2020 году поступление газа должно было быть увеличено до 31 млрд. кубометров. Половина этого объема предназначалась транзитным странам, остальное предполагалось подавать на газораспределительную станцию в австрийском Баумгартене, откуда переправлять на рынки в Австрии, Германии и Италии.

Первый удар по проекту нанёс Азербайджан. Баку предусмотрительно не стал связывать свою энергетическую политику с одним лишь Евросоюзом. Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил еще в 2008 году, что его ведомство «не намерено становиться совладельцем» газовой трубы «Набукко». [3] Вслед за этим Азербайджан оперативно подписал пакет газовых соглашений с Россией.

Причём верхний предел объемов поставок энергоресурсов из Азербайджана в Россию не регламентируется. Таким образом, речь идет о возможности для Баку продавать россиянам весь газ с азербайджанских месторождений. А это способно сделать Россию ключевым элементом схемы транзита азербайджанского газа в Европу. Особо подчеркнём: Москва станет не перепродавать азербайджанский газ, а осуществлять его транзит, что соответствует европейским требованиям о поставках топлива в ЕС из разных источников.

Фактический отказ Азербайджана стать ключевым участником проекта «Набукко» - едва ли крупнейшее поражение Запада на поле реализации энергетических проектов «в обход России». Ещё З. Бжезинский когда-то указывал, что «независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю». [4] Баку окончательно не отклоняет проект «Набукко», но намерен придирчиво ещё раз оценить его реальные перспективы. «Мы хотим наглядно видеть его особенности, плюсы и минусы, так как контракты на поставки газа рассчитаны на 40-50 лет, и не хотелось бы ошибиться с выбором», - заявил на днях Ровнаг Абдуллаев. [5]

Поиск новых партнеров принес Евросоюзу новые разочарования, в том числе в рамках переговоров о поставках для «Набукко» газа с иранских и египетских месторождений. Как не без ехидства заметил авторитетный британский журнал Petroleum Economist, «надежды ЕС на то, что Египет и Иран смогут восполнить нехватку газа, выдают либо наивность Брюсселя, либо игнорирование внутренней ситуации в обеих странах». [6] Дело в том, что в Египте внутреннее потребление газа бурно растет на фоне замедления роста добычи, а что касается Ирана, то его участие в проекте Евросоюза сегодня выглядит как геополитический анекдот.

В итоге Евросоюз подошёл к осени с лишенной реальных источников наполнения и отсутствующей в природе трубой «Набукко» и финансовым кризисом в своих рядах. Однако роль энергетического фактора в геополитике никто не отменял. Еще классик американской дипломатии Джордж Кеннан указывал, например, что посредством контроля над энергопоставками США получают возможность контролировать внешнюю и промышленную политику той или иной страны и даже налагать на нее «вето». [7]

Именно так в послевоенные годы произошло, в частности, с Японией. А сегодня главным геополитическим оппонентом США и ЕС, помимо Ирана, рассматривается Россия. Эксперты Национального разведывательного совета США в своем прогностическом докладе, рассчитанном на период до 2025 года, сформулировали эту мысль так: «С учетом высокого уровня цен многие экспортеры, такие как Россия и Иран, могут получить финансовые ресурсы для увеличения своей мощи». [8] Именно поэтому обнародованный еще в апреле 2007 года Госдепартаментом США документ под названием «Стратегический план: 2007-2012 финансовые годы» в качестве приоритетной задачи предусматривает противодействие «негативному поведению» России. Одним из признаков такого поведения было объявлено растущее влияние России на мировом энергетическом рынке. [9]

Здесь обнаруживается ещё одна причина нервной реакции евро-атлантического сообщества. Это - активная российская политика на энергетическом поле. И хотя Москва является ключевым поставщиком энергоресурсов для доброй половины стран-членов ЕС, в Брюсселе продолжают делать ставку на максимальное вытеснение российского ОАО «Газпром» с европейских рынков. При этом в ход идут как пропагандистские заявления, так и юридические процедуры наподобие нынешнего расследования деятельности российского газового гиганта на предмет нарушения им антимонопольного законодательства.

Масла в огонь подливают и тенденциозные публикации американских СМИ. Так, The Washington Post не сомневается, что «Кремль использует «Газпром» в качестве своей главной дубинки, когда запугивает непокорные страны, зависящие от поставок газпромовского газа». Солидное издание вопреки экспертным оценкам отрицает вообще какую-либо экономическую состоятельность российских энергетических проектов – в частности газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». Их строительство «не обосновано ни спросом, ни предложением», утверждает The Washington Post, не утруждая себя ни обоснованием подобного тезиса, ни учётом позиции в этом вопросе таких стран, как, например, Германия, Франция и Италия. [10]

В целом все эти пропагандистские лозунги новизной не блещут. Они заставляют вспомнить печально знаменитый доклад эксперта Агентства оборонных исследований Швеции Роберта Ларссона, прозвучавший в 2007 году в Вильнюсе на конференции «Nord Stream: последствия для региона Балтийского моря». Шведский эксперт заявил тогда, что морские платформы на газопроводе «Северный поток» будут использоваться «не только для компрессорных мощностей, но и в разведывательных целях». [11] Что же касается попыток Еврокомиссии увидеть в действиях «Газпрома» нарушение принципов ЕС, то они будут иметь обратный эффект для самих европейских потребителей в виде новой нестабильности на газовом рынке и роста тарифов на газ. Круг замкнётся. Евросоюз получит на свою голову новые расходы.

Авторитетный французский историк Морис Ваисс однажды заметил: «Вместо того, чтобы стать противовесом доллару, европейская денежная единица облегчает американизацию экономики континента». [12] Аналогичную пагубную для европейских интересов роль играет и маниакальное стремление Брюсселя разыгрывать антироссийскую энергетическую партию.

Петр Искендеров

Источник: "Фонд стратегической культуры" 


[1] REUTERS 1205 170912 GMT

[2] Handelsblatt, 17.09.2012

[3] http://today.az/news/business/45624.html

[4] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2009. С.67.

[5] ИНТЕРФАКС-АЗЕРБАЙДЖАН 1343 150912 MSK 15.09.2012 13:44

[6] Petroleum Economist, 2006, Nov.

[7] Цит.по: Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание: Стремление США к мировому господству. М., 2007. С.242.

[8] Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир. М., 2009. С.98.

[9] http://www.state.gov/documents/organization/156215.pdf

[10] The Washington Post, 24.09.2012.

[11] Северный поток российского газа и его противники // Аналитические записки. 2007. Июнь. С.49.

[12] Ваисс М. Международные отношения после 1945 года. М.,2005. С.293.


← Назад к списку новостей