НАТО прорабатывает новое направление удара по России в Прибалтике

13.03.2024

НАТО прорабатывает новое направление удара по России в Прибалтике

Падение Авдеевки, считавшейся со времен первого гражданского противостояния на Востоке Украины в 2014-2015 гг. самой неприступной крепостью Донбасса, оказало мощное воздействие на западных спонсоров Украины. Если провал летнего контрнаступления в 2023 году показал, что Киев не обладает достаточными силами для нанесения России стратегического поражения на поле боя, то взятие Авдеевки в 2024 поставило вопрос о способности Украины сдерживать наступление обновленной российской армии. 

Вслед за Авдеевкой появилась масса визуальных свидетельств уничтожения передовой западной военной техники. На одном из них РСЗО HIMARS – зловещее оружие первого года конфликта – была ликвидирована точечным ударом российского аналога РСЗО «Торнадо-С».  На другом ракетой «Искандер» в районе Покровска взорвано два ЗРК Patriot. Помимо этого, подтверждено уничтожение четырех танков M1 Abrams, а также МиГ-29 в районе Красноармейска. На фоне резонансных потерь февраля-марта американский журнал TheNational Interest назвал Украину «кладбищем западной техники».

Без эффектных информационных побед Киеву становится все сложнее убеждать западных партнеров в целесообразности продолжения неограниченной военной поддержки. В Европе с новой силой зазвучали голоса евроскептиков – Виктора Орбана и Роберта Фицо. Олаф Шольц несмотря на давление Бундестага твердо высказался против поставок Украине ракет TAURUSдальнего радиуса действия. Авиационная коалиция союзников Киева также пересмотрела свои планы: из-за срыва сроков подготовки украинских пилотов весной ВСУ получит лишь 6 истребителей F-16 вместо 10. 

Вашингтон также меняет свою линию в украинском конфликте. Одним из приоритетов президенства Джо Байдена было объединение под началом США всего демократического мира после своевольного правления Трампа, и поначалу украинская тема подошла для этого как нельзя кстати. Казалось, западный мир восстановил единство после всех испытаний «трампизмом». Но уже в ходе второго Саммита за демократию (29-30 марта 2023 года) стало очевидно, что далеко не все страны «демократической семьи» согласны с курсом Вашингтона. Итоговую декларацию подписало 73 участника из 121, 13 из них с оговорками из-за пункта по Украине. 

К третьему саммиту, который состоится в Южной Корее 18-20 марта, «демократический мир» подходит еще более разобщенным в немалой степени из-за двуличия американского курса по отношению к конфликтам в Европе и на Ближнем Востоке. В первом случае они однозначно встали на сторону «защищающейся от неспровоцированной агрессии» Украины, а во втором финансово и военно поддерживают агрессию Израиля, который де-факто проводит курс на геноцид палестинского народа.   

Просчеты и неудачи вынуждают США серьезно пересмотреть глобальную внешнеполитическую стратегию. Отставка Виктории Нуланд, долгое время курировавшей в Госдепартаменте европейское направление и, в частности, Украину, служит ярчайшим индикатором того, что этот процесс начался. Вне всякого сомнения, приоритеты в американском внешнеполитическом планировании останутся прежними: Вашингтону важно демонстрировать способность проецировать силу в любой точке земного шара, где, по его мнению, происходит нарушение «миропорядка, основанного на правилах». Вместе с тем поскольку мир становится более сложным и неподконтрольным (по факту демократичным) из-за возвышения новых лидеров (России, Индии, Китая) и появления конкурирующих платформ (БРИКС, ОПОП), важным для Америки становится более эффективно перераспределить ресурсы и создать систему «страховок» на случай новых громких геополитических провалов.

 Озвученная президентом Франции Эммануэлем Макроном идея о формировании коалиции западных стран, готовых послать свои контингенты на Украину, является «страховкой» для США в Европе. Заминка, образовавшаяся из-за споров в Конгрессе по вопросу о финансовой помощи Киеву, послужила удачным поводом для переноса основного штаба поддержки Украины из Нового Света в Старый. Переложив бремя военных рисков на европейских союзников, Вашингтон сможет успокоить электорат накануне выборов, а также сконцентрироваться на более выгодных вопросах политического, экономического и военно-технического обеспечения конфликта. 

   России стратегическая перебалансировка США дает лишь временную передышку. Как следует из заявлений и действий европейских политиков, в скором времени усилится вовлеченность стран Европы в украинский кризис. Несмотря на сопротивление части элит милитаризация Европы идет полным ходом. По данным SIPRI, с 2019 года импорт обычных вооружений в Европу увеличился почти в 2 раза – на 94%. 5 марта Еврокомиссия опубликовала Европейскую стратегию оборонной промышленности (The European Defence Industry Programme, EDIP), в которой представлен скоординированный план развития ВПК ЕС.

 Тяжелое положение украинских вооруженных сил вынуждает европейцев усиливать не только оборонный, но и наступательный потенциал. Если в 2022 году вопрос об участии НАТО в конфликте был табуирован, то сегодня с подачи таких политиков как Макрон, Писториус или Сикорский происходит рутинизация идеи отправки на восток контингентов для войны с Россией в европейском общественном сознании.

В январе 2024 года НАТО начала крупнейшие со времен окончания Холодной войны учения Steadfast Defender 2024, в которых принимает участие 90 тыс. военнослужащих из 31 государства-союзника. Основная цель учений заключается в отработке совместных действий по переброске вооруженных сил блока в Европе для ведения эффективных военных действий на восточном фланге и координации альянса на Балтийском море и в Арктике. Условным противником блока на учениях открыто признается Россия.

География учений показывает, что для борьбы с Россией НАТО в первую очередь задействует территории новых членов, присоединившихся к блоку в результате расширения на Восток. В пресс-релизах альянса отдельно подчеркивается, что в маневрах примет участие Швеция, ставшая членом НАТО в разгар украинского кризиса. Параллельно на Сицилии стартовали военно-морские учения Dynamic Manta 24, а на территории Скандинавского полуострова учения Nordic Response 2024. Продлятся маневры НАТО до 31 мая 2024 года.

Секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев на совещании по вопросам безопасности регионов Северо-Кавказского федерального округа охарактеризовал учения НАТО в Европе как «отработку вооруженного противостояния с Россией». При этом военная активность альянса на всем протяжении западной границы РФ указывает на то, что НАТО готовит плацдармы против России не только на украинском театре.

Российское военное командование пристально следит за активностью блока НАТО у границ. В мартовском выпуске журнала «Военная мысль», издаваемом Министерством обороны РФ, в статье полковников Е.А. Линника и В.И. Стучинского подробно описан вероятный сценарий нападения Североатлантического альянса на Россию.

По мнению авторов, военная операция будет молниеносной. В короткий срок НАТО нанесет глобальный массированный удар и несколько побочных по объектам государственного управления и военно-промышленного комплекса России. Главной целью НАТО станет завоевание господства в воздухе. Успех на земле должны будут развивать компактные высокомобильные межвидовые многосферные группировки войск – Объединенные оперативные формирования (ООФ), которые смогут вести бой на суше, на море, в воздухе и в информационном пространстве. Приблизительно так действовали ВСУ во время вторжения в Белгород в июне 2023 года.

Схожий сценарий отрабатывается на полигонах Steadfast Defender 2024. Как заявили в Генштабе Польши, в конечном итоге альянс должен быть готов развернуть в Восточной Европе 300-тысячный объединенный контингент для ведения боевых действий против России. При этом НАТО не станет ударять первой в лоб. Как отметили в статье Линник и Стучинский, перед активной фазой противник будет использовать провокации для оправдания военной агрессии против России.

Наиболее уязвимой точкой России в свете стратегических планов НАТО становится Калининградская область. Расположенный между Польшей и Литвой российский эксклав не имеет прямого сообщения с Россией, и в случае боевых действий может быть полностью заблокирован с суши и моря. Особая роль в операции против Калининграда будет отведена Прибалтике.

За последние два года Литва неоднократно предпринимала попытки прекратить российский транзит в Калининград, либо существенно его ограничить. Однако из-за позиции ЕС, решившего оставить поле для дипломатического маневра на будущее, транспортное сообщение между Калининградом и материковой Россией поддерживается, хотя Литва не оставляет попыток его затруднить. Так, обслуживающий калининградский транзит «Шяуляй банк» пообещал приостановить все транзакции с Россией с 1 сентября 2024 года.

Дестабилизация российского Калининграда Прибалтикой происходит не только в экономической плоскости, но и в политической. Еще в 2017 году депутат Сейма и соратник президента Грибаускайте Линас Бальсис выступил за возвращение исконных земель «малой Литвы» – части территории Калининградской области. Вслед за Бальсисом данный тезис подхватил экс-министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис. 

В 2022 году в Литве была сформирована «Лига свободных наций» (запрещена и признана экстремистской по законодательству РФ), в 2023 году активизировалась «Балтийская республиканская партия» (деятельность партии запрещена на территории РФ). При поддержке действующего в Польше «Форума свободных народов Построссии» (иностранная организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ) они начали продвигать нарратив о выходе Калининграда из состава России.

Комбинированная политико-экономическая акция против Калининграда может быть использована Литвой для провоцирования ответных действий со стороны России. Поскольку на повестке дня окажется вопрос о сохранении безопасности и территориальной целостности страны, Москва будет вынуждена использовать все имеющиеся у нее ресурсы, включая военные. В этом и заключается главная цель НАТО: создать условия, которые позволят задействовать 5 статью договора. Если в ходе гипотетического конфликта будет уничтожена Литва и вся Прибалтика, такой «побочный ущерб» более чем устроит альянс.

Стоит отметить, что описанный сценарий не является гарантированным. В нем не учтен ряд немаловажных аспектов. Во-первых, полностью игнорируется фактор ядерного оружия, которое со времен Холодной войны остается главным средством глобального сдерживания между сверхдержавами. Во-вторых, никак не проанализирована реакция союзников России, круг которых существенно расширился за годы Спецоперации. Йеменские хуситы на протяжении нескольких месяцев в одиночку саботируют торговлю Запада через Красное море. В крупном конфликте с НАТО Россию, безусловно, поддержат не только повстанческие формирования, но и такие крупные военные державы как Китай, КНДР и Иран. 

Президент Путин неоднократно говорил о новых возможностях России в сфере конвенциональных и стратегических вооружений, приглашал западных партнеров к диалогу, но в ответ получал лишь высокомерные насмешки. Спецоперация на Украине показала, что российский лидер был предельно серьезен. Все вооружения, которые были представлены в послании Федеральному Собранию в 2018 году, успешно используются, либо стоят на боевом дежурстве. Россия сегодня обладает самой современной и самой мощной ядерной триадой в мире и, как показал решительный настрой Владимира Путина в интервью Дмитрию Киселёву, волей использовать ее для отражения внешних угроз любых типов. Победа всегда будет за Россией.

 

Мгер Симонян, 

президент Фонда развития Евразийского сотрудничества


← Назад к списку новостей