НАТО против ШОС: курс на столкновение

08.07.2024

НАТО против ШОС: курс на столкновение

1 июля государственный секретарь США Энтони Блинкен выступил в мозговом тресте «Институт Брукингса» (Brookings Institution) в Вашингтоне, где представил взгляд американского Госдепартамента на текущую международную ситуацию. Блинкен признал, что мир находится в точке излома. Появляются новые державы и международные альянсы, претендующие на роль глобальных и региональных лидеров, которых не было еще 10-15 лет назад. Однако, по словам Блинкена, США, прежде всего за счет своей экономики, продолжают оставаться одной из самых развитых и влиятельных стран демократического мира.

Из формулировки американского госсекретаря следует, что продолжающаяся уже несколько лет глобальная борьба (Power Struggle) между великими державами вынудила США существенно снизить свои геополитические амбиции. Америка уже не претендует на планетарное лидерство, ограничиваясь пространством демократических государств. Вместе с тем она по-прежнему готова сражаться за то, чтобы расширять этот ареал и не допускать перехода новых стран под контроль своих оппонентов. 

Одним из главных вызовов США на международной арене, как выразился Блинкен, является избыточная экономическая мощь Китая. Благодаря снижению издержек и правительственным дотациям китайская промышленность может конкурировать с американской в высокотехнологичных сферах – микроэлектронике, производстве электромобилей, аккумуляторов, солнечных панелей и т.д. Вызов Китая усугубляется фактором России, которая предоставляет Поднебесной полную военно-политическую и экономическую поддержку. 

1.jpg

Блинкен признал: в одиночку США не могут противостоять объединенной «российско-китайской угрозе», поэтому в этот критический момент истории Америка полагается на своих партнеров в Европе и Азии и укрепляет проверенные альянсы, прежде всего НАТО. Именно единство членов Североатлантического альянса, по словам Блинкена, остановило Россию и не допустило поражения Украины. Два новых члена альянса – Швеция и Финляндия – сделали восточный фланг НАТО еще сильнее, что является надежной гарантией для союзников в Европе. Политика расширения НАТО сработала.

Но НАТО на собирается останавливаться на достигнутом. 9 июля в Вашингтоне стартует 75-й юбилейный саммит НАТО, на который будет приглашено 4 государства из Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) – Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея. Это, отметил Блинкен, доказывает, что американские союзники в Азии столь же внимательны к вызовам в Европе, как и европейский члены НАТО к проблемам в Азии. Американский подход к безопасности в ИТР, заключил Блинкен, должен опираться на идею о том, что глобальное единство американских партнеров не позволит допустить в Азии то, что произошло в Европе.

Далее госсекретарь Блинкен прямо указал на то, что НАТО продолжит расширяться не только в Европе и в Азии, но и в Африке, Латинской Америке и любом другом регионе, где будут возникать угрозы для США или их партнеров. На возникающие угрозы американским национальным интересам или попытки создать для Америки кризисную ситуацию США будут отвечать формированием дружественных альянсов. Таков новый глобальный ландшафт безопасности, который выстраивает Вашингтон. 

24 мая Белый дом объявил о том, что по итогам трехдневного государственного визита президента Уильяма Руто США предоставили Кении статус основного союзника США вне НАТО (A major non-NATO ally, MNNA). В обмен на доступ к военным технологиям и дополнительному финансированию Кения поможет США в борьбе против хуситов в Красном море, а также отправит 1000-ый миротворческий корпус на Гаити для наведения в стране порядка. 

2.jpg

C 19 по 25 июля в Японии пройдет часть учений НАТО Тихоокеанские небеса (PacificSkies), в рамках которой объединенная эскадрилья ВВС нескольких стран НАТО – Германии, Франции и Испании – будет отрабатывать совместные действия в районе российского Сахалина. Затем боевая авиация НАТО проведет маневры в районе Гаити, Австралии и Индии, чтобы продемонстрировать свои возможности на тихоокеанском театре Китаю. 

Речь Блинкена в «Институте Брукингса» была не только посланием союзникам, но и предупреждением противникам. 3-4 июля в Астане состоялся саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках которого было принято большое количество стратегических решений для всего евразийского континента, которые, с точки зрения Вашингтона, являются прямым вызовом американскому лидерству. 

Во-первых, в состав организации была включена Беларусь, ставшая десятым членом блока. Таким образом пространство ШОС расширилось до Европы, что довольно серьезно меняет геополитическую ситуацию на континенте. Хотя формально из-за конфликта на Украине взаимодействия между Россией и Беларусью и странами Восточной Европы нет, в действительности ни одна из сторон не стремится к полному разрыву связей. Напротив, 22-26 июня президент Польши Анджей Дуда находился с официальным визитом в Китае, и, хотя, по официальным данным, обсуждались только двусторонние отношения и кризис на польско-белорусской границе, главной темой переговоров была проблема организации китайского экспорта из Беларуси через Польшу в Европу. Теперь, когда Беларусь стала полноценным членом ШОС, влияние КНР в Восточной Европе сильно возрастет.  

3.png

Во-вторых, было подписано 25 межгосударственных соглашений, включая Астанинскую декларацию и Инициативу «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие». Пакет принятых документов указывает на то, что ШОС начинает позиционировать себя в качестве самостоятельного международного актора, продвигающего собственную политическую повестку. Государства-члены ШОС выступают за уважение права народов на суверенный выбор путей развития, создание неделимой системы безопасности на базе многополярности, построение сообщества единой судьбы и реформу ООН. Главной целью Стратегии развития ШОС до 2035 года, о подготовке которой также договорились в Астане, станет превращение Организации в одно из ключевых многосторонних объединений многополярного мира.

В-третьих, страны ШОС приняли решение существенно усилить взаимодействие по линии безопасности. Так, Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС в Узбекистане будет преобразована во многофункциональный центр, который займется реагированием на весь спектр угроз безопасности в зоне ответственности блока. В Таджикистане открывается специализированный антинаркотический центр, который станет региональной единицей ШОС в борьбе с незаконным наркотрафиком и наркопроизводством и пунктом наблюдения за ситуацией в Афганистане. Помимо этого, на Астанинском саммите была принята трехлетняя программа сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Фактически, в Астане ШОС сделала заявку на формирование собственной архитектуры безопасности в Евразии.

В-четвертых, Астанинский саммит послужил площадкой для широкого и обстоятельного обмена мнениями между евразийскими лидерами. Например, президент РФ Владимир Путин провел переговоры с президентом Монголии Ухнагийн Хурэлсухом, с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Пакистана Шехбазом Шарифом, эмиром Катара Тамимом Бен Хамадом Аль Тани, президентом Турции Реджепом Эрдоганом и председателем Китая Си Цзиньпином. 

4.jpg

Главная интрига предваряла российско-турецкие переговоры. Последние полгода отношения между Россией и Турцией заметно охладели. Эрдоган ждал Путина в Анкаре сразу после инаугурации, чтобы получить согласие России на начало военной операции в Иракском Курдистане, решение о которой было принято в конце мая после многомесячных консультаций с Багдадом. Российский президент проигнорировал предложение турецкой стороны, отдав предпочтение партнерам на постсоветском пространстве и странам Юго-Восточной Азии. 

Тогда турецкая дипломатия начала активно отрабатывать евразийскую повестку: министр иностранных дел Турции Хакан Фидан принял участие в Саммите министров иностранных дел (СМИД) БРИКС в Нижнем Новгороде, выразив интерес своей страны к блоку, на украинской конференции в Швейцарии Турция поставила под сомнение целесообразность диалога без участия России, на саммите в Астане Эрдоган заявил Путину, что рассчитывает на доведение торгового оборота между странами до $100 млрд, а также подтвердил приверженность Турции обязательствам по всем двусторонним проектам, включая станцию «Аккую» и газовый хаб.

Деловая повестка председателя КНР Си Цзиньпина также была очень насыщенной. Он прибыл в Астану на день раньше, поскольку совместил участие в саммите ШОС с государственным визитом в Казахстан (в прошлом году Китай стал крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний товарооборот превысил $41 млрд). Помимо этого, Си Цзиньпин провел встречи с президентами Узбекистана, Азербайджана и Кыргызстана. 

На переговорах с Путиным китайский лидер отметил, что астанинский саммит стал «важнейшим событием ШОС в этом году, которое поможет укрепить сотрудничество в различных сферах, способствовать устойчивому развитию организации в интересах формирования сообщества единой судьбы». Из Казахстана Си Цзиньпин отправился в Таджикистан, где было объявлено о повышении двусторонних отношений до уровня «всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства в новую эпоху».

5.jpg

Результативным оказалось и заседание в формате ШОС+ 4 июля, в котором помимо лидеров Шанхайской десятки приняли участие главы делегаций государств-наблюдателей и партнёров по диалогу, руководители международных организаций (ООН, ЕЭК, ОДКБ, ОЭС, СВМДА и СНГ) и гости казахстанского председательства. В рамках данного формата состоялось обсуждение главной темы 24-го саммита, которая была обозначена как «Укрепление многостороннего диалога – стремление к устойчивому миру и развитию».

Среди прочих вопросов регионального и международного сотрудничества между странами ШОС и партнерами обсуждались меры по повышению доли национальных валют во взаимных расчетах и совершенствование финансовых механизмов. Необходимость скорейшего движения в данном направлении обозначил президент Беларуси Александр Лукашенко. Этот вопрос станет одним из основных на переговорах Путина и Моди 8-9 июля в Москве, когда, как ожидается, Россия и Индия запустят национальные платежные системы – RuPay и «Мир» – на территории друг друга. О взаимном признании финансовых сервисов (Мир и Shetab) Путин также договорился с представителем Ирана Мохаммадом Мохбером в Астане. Под общую архитектуру безопасности страны ШОС закладывают единые финансово-экономические механизмы, что делает блок более устойчивым. 

***

Англоязычная пресса частенько называет ШОС «негодяйским НАТО» (rogue NATO), имея в виду, что на ценностном уровне ШОС представляет полный антипод Североатлантическому альянсу. По данным WSJ, на саммите НАТО в Вашингтоне альянс документально признает Китай своим противником. Это значит, что США готовы перенести конфликт с Китаем из области идеологии в сферу реальной политики. 

Если раньше Китай и Россия пытались избежать прямой конфронтации с США и НАТО, предлагая компромиссные варианты и делая акцент на экономической взаимозависимости и выгодах многополярности, то сегодня, как показал саммит ШОС в Астане, Большая Евразия готова принять вызов Американского мирового острова. ШОС усиливает военные аспекты взаимодействия, укрепляет единство с союзниками и расширяет зону своей ответственности так же, как это делает НАТО. При сохранении нынешнего курса Вашингтона столкновение между двумя блоками – вопрос времени.

 

Иван Сидоров, эксперт Фонда развития Евразийского сотрудничества 

Фото и инфографика из открытых источников


← Назад к списку новостей