Новая роль Филиппин в АТР и возможности для России
05.12.2024
Впервые опубликовано в «Стратегии развития» №3 (16)
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) длительное время считался одним из главных центров экономического развития, который будет задавать тренды для всего мира. У романтических либералов из администрации Барака Обамы существовала идея создать Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерства, которые позволили бы Штатам контролировать основные международные торговые потоки. Однако торговля США со странами АТР, в особенности с КНР, оказалась неравновесной. В 2010-е гг. дефицит американо-китайской торговли составлял $300-400 млрд в год. К тому же Китай начал доминировать в торговле практически со всеми странами региона. Это послужило одной из причин объявления Дональдом Трампом торговой войны Китаю.
Из пространства свободного обмена АТР начал превращаться в зону потенциального конфликта. Для того, чтобы сохранить региональную инициативу, в 2017 году США выступили с концепцией «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (ИТР)» (Free and Open Indo-Pacific). Чтобы разбавить влияние Китая в АТР, к региону было решено подключить Индию, у которой есть неурегулированный пограничный конфликт с Поднебесной на континенте. Кроме того, американская концепция сформулирована таким образом, чтобы выставить Китай в роли главной угрозы региональной безопасности и экономической свободе в ИТР.
На практике вместо «открытости» США начали устанавливать в регионе барьеры, ужесточая таможенный режим и заключая эксклюзивные торговые соглашения. От своих союзников в ИТР США в первую очередь требуют лояльности. Готовясь к потенциальному столкновению с КНР, Вашингтон возобновил сотрудничество с союзниками времен Холодной войны, инициировал создание региональных консультативных площадок по безопасности – AUKUS, QUAD, тройственный союз с Японией и Южной Кореей, который многими экспертами называется прототипом «азиатского НАТО».
Парадокс ситуации в АТР заключается в том, что при росте военного напряжения между США и Китаем региональные страны пытаются сохранить высокий уровень экономической связи с обеими сторонами конфликта. Четыре страны АТР – Малайзия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам – выразили открытый интерес к БРИКС. У последнего заключено соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС. АСЕАН, являющаяся крупнейшим региональным экономическим объединением, также стремится к созданию ЗСТ с ЕАЭС и поддерживает обширные торговые связи с КНР.
Одним из наиболее интересных государств в контексте представленной специфики являются Филиппины (население 115 млн). Эта бывшая колония Соединенных Штатов долгое время сохраняла проамериканскую ориентацию. В 1951 году между США и Филиппинами был подписан Договор о взаимной обороне (Mutual Defense Treaty, MTD), который служил основой военной политики Вашингтона на Тихом океане. За островное положение и близость к Тайваню во времена Холодной войны Филиппины получили прозвище «непотопляемого авианосца США».
После некоторого спада в отношениях в 1990-е гг. США и Филиппины вновь возобновили интенсивные консультации в сфере безопасности. В 2011 году США и Филиппины подписали Манильскую декларацию (Manila Declaration), которая подтвердила обязательства сторон (прежде всего США) по договору об обороне 1951 года. В 2014 году было подписано Расширенное соглашение об оборонном сотрудничестве (Enhanced Defense Cooperation Agreement), которое предоставило американским военным доступ на дополнительные военные объекты, а также право держать свой контингент на Филиппинах на основе ротации.
Филиппины занимают важное место в тихоокеанской стратегии США, поскольку являются естественным геополитическим противником Китая. Конфликт Китая и Филиппин в Южно-Китайском море (ЮКМ) из-за островов Спратли (Наньша) представляет отличную возможность для постоянного поддержания военной напряженности близ границ Поднебесной. В 2016 году Международный суд в Гааге вынес решение в пользу Филиппин по ЮКМ, что вместе с Договором об обороне дает США легальные основания для военных действий против КНР. Кроме того, в случае возникновения военного кризиса на Тайване Филиппины станут главным узлом снабжения американского союзника. Акватория в районе Филиппин и филиппинские бухты открывают большие возможности для американской разведывательной и диверсионной деятельности у южного побережья Китая.
Но вопреки ожиданиям экспертов решение гаагского суда не привело к резкому обострению отношений между Китаем и Филиппинами. Незадолго до него к власти на Филиппинах пришел «народный» президент Родриго Дутерте по прозвищу «Дигонг», который провозгласил окончание «постколониальной эры» в истории страны и начал проводить новый сбалансированный внешнеполитический курс. Его жесткая антинаркотическая кампания, в рамках которой было убито около 6 тыс. человек по подозрению в участии в наркотраффике. Это вызвало шквал критики со стороны администрации Обамы, которая угрожала прекратить поставки вооружений на Филиппины. Для избранного президента данная риторика была выгодна, поскольку социалист Дутерте хотел сблизиться с коммунистическим Китаем и искал поводы для ограничения связей с США.
«Мы уже давно перестали быть колонией! У меня нет никакого хозяина, кроме филиппинского народа... Больше никого, никого!» – заявил Дутерте в интервью The New York Times. Риторика Дутерте накладывалась на линию нового хозяина Белого дома Дональда Трампа, который несмотря на принятие новой стратегии для ИТР проводил изоляционистскую политику, ставя американские интересы выше обязательств перед союзниками в регионе. Филиппины никак не стали использовать решение Гаагского суда, напротив выступили одним из инициаторов возобновления переговоров по Рамочному проекту Кодекса поведения сторон в ЮКМ между КНР и АСЕАН.
Углубление отношений между бывшей американской колонией Филиппинами, главным противником США в XXI веке Китаем и оппонентом №2 Россией стало одним из самых ярких признаков наступивших новых времен. В обмен на отказ от активных притязаний в ЮКМ Китай пообещал Филиппинам инвестиции и масштабное дорожное строительство с подключением к инициативе ОПОП. Принятая Дутерте программа развития «Строить, строить, строить» (Build, Build, Build, BBB) предполагала использование бюджетных средств и китайской помощи. За 6 лет торговый оборот между Китаем и Филиппинами вырос до $41 млрд, сравнявшись с совокупным торговым оборотом страны с Японией и США, на которые приходится $21 млрд и $20 млрд соответственно. Реализация программы BBB обеспечила рост экономики Филиппин в пределах 6% в год. В 2022 году были зафиксированы рекордные 7.6% прироста ВВП.
В 2017 году президент Дутерте посетил с официальным визитом Россию. Приезд филиппинского лидера в Москву стал знаковым событием для обеих стран. Если ранее у России и Филиппин практически не было точек соприкосновения – отношения между странами развивались естественно – то Дутерте предложил обширную программу сотрудничества. Как ни странно, прежде всего его интересовало развитие контактов в сфере обороны и вооружений. В рассматриваемый период Россия вела успешную кампанию против ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) в Сирии, опыт которой хотели перенять Филиппины, где активизировались группировки «Абу Сайяф» и «Мауте». Дутерте даже был вынужден закончить визит досрочно из-за террористической акции на острове Минданао. Но у его визита были ощутимые последствия.
Россия начала поставки вооружений на Филиппины – легкого стрелкового вооружения, РПГ, военных грузовиков и средств разведки. Манила также хотела приобрести в РФ две легкие подводные лодки и партию вертолетов Ми-8. После приезда Дутерте заметно активизировалась торговля. Товарооборот увеличился с $400 млн в 2016 году до $1.2 млрд в предковидном 2019 году. В основном Филиппины закупают в России черные металлы, продукты нефтепереработки, лес и с/х продукцию. Так, Россия стала крупнейшим поставщиком пшеницы на Филиппины. Помимо этого, Манила заинтересована в опыте российских компаний в сферах освоения морского шельфа, производства СПГ и атомной энергетики. В 2019 году Дутерте посетил Россию повторно. Главной темой его второго визита стало инвестиционное сотрудничество.
Эпоха правления Дутерте была очень насыщенной и скандальной. Его популистские заявления и политические маневры неоднократно ставили в тупик партнеров по обе стороны Тихого океана. Далеко не все из обещанного ему удалось реализовать, из-за привычки говорить все, что думается, Дутерте нажил много врагов, даже внутри собственной семьи (его дочь стала его политическим оппонентом). Слабо воодушевил соотечественников и его новый внешнеполитический курс. К концу президентского срока Дутерте более 80% филиппинцев по-прежнему называли Китай главной внешнеполитической угрозой для страны. Из-за этого Филиппины вышли из инициативы ОПОП.
Президент Байден и президент Маркос Младший
Но с одной задачей Дутерте точно справился. Он смог ввести Филиппины в новую эру дипломатии, усилить их международную переговорную позицию, что дает им больше гибкости. Даже после того, как президентом был избран проамериканский кандидат Фердинанд «Бонгбонг» Маркос Младший, сын правившего более 20 лет диктатора Фердинанда Маркоса Старшего (президент Байден был так рад этой новости, что первым позвонил «Бонгбонгу»), Филиппины не стали «сжигать» все возведенные Дутерте мосты.
Конфликт с Китаем в ЮКМ обострился. Маркос Младший поддался обольщению администрации Байдена и заключил дополнительное военное соглашение, предоставив американцам доступ еще к четырем военным базам на территории страны. Увеличилась интенсивность американо-филиппинских учений (только в 2024 году подряд прошли учения Balikatan, Salaknib и Cope Thunder), часто стали происходить столкновения между кораблями ВМФ Китая и Филиппин в районе спорных островов. Тем не менее Манила не разрывает со своим противником торговые отношения. Как заявил секретарь Национального управления экономики и развития Филиппин Арсенио Балисакан, страна не намерена вводить против Китая какие-либо ограничения несмотря на глубокие политические разногласия в ЮКМ.
Избрание Маркоса Младшего практически никак не повлияло на развитие российско-филиппинских отношений. Торговый оборот продолжил расти и приблизился к отметке в $2 млрд. Главным препятствием для дальнейшего роста экономических связей является невозможность использовать систему SWIFT, но Манила готова перейти на альтернативные платежные системы, например, те, что будут созданы в рамках БРИКС. Кроме того, посол Филиппин в России заявил о готовности подписать меморандум о взаимопонимании с Евразийским союзом, что должно способствовать росту товарооборота и инвестиционного обмена со всеми странами блока. В 2024 году был запущен прямой рейс из Иркутская в Манилу. Российские суперджеты летают на Филиппины каждую среду с дозаправкой в китайском Шицзячжуане.
С учетом текущей геополитической ситуации в мире сближение России и Филиппин может рассматриваться как часть более широкой стратегии по укреплению позиций России в Азии. В условиях растущего давления на страну со стороны Китая и США, Россия выступает в роли альтернативного партнера, готового предложить новые возможности для экономического и военного развития. В американо-китайском прокси-конфликте в ЮКМ Россия может занять схожую позицию с той, что Китай занимает по Украине. Москва может выступить в роли арбитра, предоставляющего посреднические услуги и продвигающего свое видение мира. Это существенно увеличит международный авторитет России в регионе и интерес Филиппин к России, которая станет для них важным геополитическим союзником в сложной архитектуре АТР.
Горепекина Дарья, студентка 2 курса филологического отделения, филиппино/индонезийской языковой группы Института стран Азии и Африки, МГУ им. М.В. Ломоносова