Хотят ли русские войны?

14.09.2010

Хотят ли русские войны?

В Таджикистане многолетняя братоубийственная война была остановлена благодаря присутствию российских военных и на этой волне к власти пришёл Эмомали Рахмонов (с недавных пор Рахмон), но этот факт совсем не препятствует ему делать реверансы в сторону стран Запада и на почве своеобразного шантажа получать определённые российские преференции.

Узбекский лидер И.Каримов останется наверное самой загадочной фигурой из центральноазиатских лидеров. Человек в находится постоянном поиске «надёжных партнёров», но при любом оживлении афганских талибов молниеносно оказывается в Москве. То ли ещё будет, когда союзнические войска, не солоно хлебавши, во главе с Дядей Сэмом, покинут этот солнечный край, проявляя чудеса эквилибристики, с отменным вкусом продемонстрированные в Ираке. Дело за малым: якобы в Ираке уже создан «царандой», а в Афганистане - он буквально на подходе.

Российские политические деятели разных калибров так часто твердят, что в вопросе аренды космодрома Байконур у России с казахстанской стороной нет разночтений, что грешным делом хочется даже поверить. Наверное это полное взаимопонимание заставляет Россию потратиться на 240 млрд рублей на строительство нового космодрома на Дальнем Востоке -«Восточный».

Реакция Азербайджана на подписание протокола была вполне предсказуемой. Заговорили о возможности размещения турецкой военной базы в Нахичеване (как будто это так легко сделать, не считаясь с мнением России, Ирана и других мировых игроков). Потом был реверанс в сторону Европы: заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов вспомнил о «Фланговом соглашении в рамках ОБСЕ по обычным вооружениям» 1992 года. По всей видимости азербайджанский чиновник имел ввиду «Договор об обычных вооруженных силах в Европе» (ДОВСЕ) - подписанный в Париже в ноябре 1990 года, и вступившим в силу в ноябре 1992 г. Согласно ДОВСЕ, к которому Армения и Азербайджан присоединились в мае 1992 года, подписав Ташкентское соглашение, разрешалось иметь ограниченное количество обычных вооружений (танки - 220 единиц, орудия и миномёты - 220 единиц, боевые бронированные машины - 600 единиц, и т.д.). Отметим, что согласно тем же азербайджанским источникам, в том числе, и президента АР, возможности азербайджанской армии давно перевалили за рамки ограничений ДОВСЕ. Так что, опираться на этот документ азербайджанская сторона может с большой натяжкой.

Подписать протокол Россию вынудили всё-таки обстоятельства, которые на Южном Кавказе могли обернуться новой кровопролитной войной. Ожидания того, что августовская война 2008 года для азербайджанского руководства послужит уроком недопустимости «маленькой победоносной войны» в сложнейшем регионе - не оправдались. Убеждали, наверное, Алиева воздержаться от опрометчивых шагов в Санкт-Петербурге, во время встречи Медведев-Саргсян-Алиев, но он с обидой в душе, устремился на родину, и ещё в воздухе дал команду устроить провокацию на линии карабахско-азербайджанского соприкосновения. К сожалению, были жертвы, но армянская сторона не замедлила воспользоваться этим серьёзнейшим промахом.

С другой стороны, в Москве не могли не понимать, что отношения с основным союзником на Кавказе идут по наклонной. Начали иметь место заявления с обеих сторон, не сулившие ничего хорошего. Приплюсуем к вышесказанному вывод американских войск из Ирака (аукнется Большому Ближнему Востоку, к сожалению, и ещё как аукнется эта американская авантюра), и не затихающие перепалки вокруг «иранского ядерного досье». Заметим, что протокол Медведев и Саргсян подписали буквально перед запуском Бушерской атомной электростанции (Иран). Хочется особо отметить уравновешенную позицию Ирана в сложившейся ситуации.

9 сентября Азербайджан пытался вынести на голосование 65-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН очередной проект, очередной антиармянской резолюции. В этом контексте заявление министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки о том, что «региональные конфликты должны быть урегулированы посредством государств региона», как нельзя лучше отражает реалии, в которые плавно вписывается подписание протокола о 102 РВБ.

Русское, российское и советское военное присутствие на территории Армении имеет почти 200-летнюю историю. Армяне, в отличие от других никогда не кричали, что Россия оккупировала Армению, чтобы из этой неправды выудить сиюминутную сомнительную выгоду. Армения никогда не шантажировала Россию «размещением натовских баз». Хотят того, или нет наши «доброжелатели», стратегические интересы России и Армении совпадают, а присутствие российских военных в Армении вбита гвоздём в систему региональной и международной безопасности.

И последнее: муссируется вопрос, как себя поведёт Россия в случае возобновления войны между Азербайджаном и Нагорно-Карабахской Республикой? Ещё большой вопрос - кому понадобиться помощь извне, при таком развитии событий. В Карабахе ещё хорошо помнят, как исламские фундаменталисты со всего мира, за деньги конечно, старались спасти в 1993-1994 гг азербайджанскую армию и государственность от полнейшего краха. Не умоляя возможностей ОДКБ - структуры, которая в определённых ситуациях в перспективе будет способна сыграть важную роль, следует признать, что пока она слишком слаба. Чего только стоят заявления азербайджанской стороны, что некоторые члены ОДКБ, якобы, проголосуют за вышеупомянутую антиармянскую резолюцию в ООН. Попробуйте себе представить аналогичную ситуацию для стран НАТО.

В этом контексте, лично мне кажется, что подписание протокола, это начало установления реального российско-армянского военного альянса. И официальный визит Д.Медведева в Азербайджан ничего не изменил в этом раскладе. Думается, что вопросы водозабора из лезгинской приграничной реки Самур, могли бы обсудить политические деятели и рангом пониже.

Фотографии любезно предоставлены http://www.kremlin.ru/ 

← Назад к списку новостей