Севак Саруханян: Грузия для России, как Иран для США.

08.06.2011

Севак Саруханян: Грузия для России, как Иран для США.


Официальная версия иранского МИД о переносе даты визита президента - лишь повод, который позволил иранской стороне отложить визит на неопределенный срок. Президент Ирана не может заявить открыто, что причиной отложения визита являются внутриполитические проблемы. Я думаю, Иран в последний момент предложил армянской стране какие-то новые соглашения, которые не были проработаны, и поэтому стороны согласились отложить визит для работы над этими документами. Думаю, если даже президент из-за внутриполитического конфликта в ближайшее время не приедет в Ереван, то туда будет направлены делегация иных высокопоставленных лиц Ирана.

ИА REGNUM: Какие в целом перспективы у Ахмадинежада? Можно ли сказать, что он теряет свой политический вес?

Ситуация сейчас такая, что Ахмадинежад - самый сильный президент в истории Ирана по своим полномочиям, поскольку, благодаря реформам, которые он провел в правительстве, многие текущие моменты, в том числе касающиеся отношений с соседними странами, контролирует лично он, напрямую курируя работу ключевых министерств: министерства энергетики, министерства нефти и внешнеполитическое ведомство. То есть, по всем этим вопросам он имеет свободу принятия решений, которые будут обязательны для исполнения в Иране. Даже с учетом того, что у него есть определенные проблемы внутри страны, я думаю, что никакого импичмента пока не будет, так как аятолла Али Хаменеи поддержал президента, сказав, что надо его критиковать, но и надо помогать ему этой критикой: скорее всего лидер Ирана сохранит за президентом его пост, но ограничит его возможное участие в поддержке тех или иных кандидатов на парламентских выборах 2012-ого и президентских выборов 2013-ого гг. Тем не менее, даже если Ахмадинежад будет смещен с должности, все принятые в его правление обязательства будут выполняться Ираном, как это было с Хатами, который являлся представителем более реформистских течений, однако все, что было достигнуто при Хатами, развивалось и осуществлялось при консерваторе Ахмадинежаде.

ИА REGNUM: Была информация, что во время визита министра энергетики Армении Армена Мовсесяна в Иран был подписан всеобъемлющий договор по комплексу отраслей сотрудничества - энергетика, газ, нефть и так далее. Этот договор вступит в силу после подписания президентов или он уже вступил в силу?

Он не вступил в силу, так как это пока еще договоренности, которые не закреплены конкретными соглашениями и договорами, определяющими весь ход процесса. Думаю, в рамках визита Ахмадинежада планировалось окончательно согласовать и подписать соглашение по строительству ГЭС не реке Аракс.

Я не уверен, что сторонам удастся быстро достичь соглашения по строительству нефтепровода, который должен транспортировать переработанный нефтепродукт, скорее всего бензин, на территорию Армении, что в определенной мере снизит зависимость Армении от транзита через территорию Грузии. Иран обеспечивает армянской стороне не рыночные цены на энергоносители - на бензин, поскольку, как в случае с газом, так и с другими продуктами у Армении с Ираном - не рыночные отношения. То есть международные цены не действуют. Я думаю, что иранский бензин в итоге будет сравнительно дешевым.

ИА REGNUM: А как обстоят дела с проектом строительства железной дороги Иран-Армения?

Не думаю, что он будет быстро реализован. Стороны в этом направлении работали не так активно, как следовало бы. Для реализации этого проекта Иран и Армения должны подключить к процессу Грузию, Пакистан, Индию, страны Восточной Европы, потому что товарооборот между Арменией и Ираном настолько минимален, что эта железная дорога никогда не окупится. Россия отказалась финансировать проект, поскольку проект весьма дорогостоящий. С армянской стороны были цифры $1,5 млрд - $2 млрд, но это очень маленькие суммы, поскольку в принципе строительство одного километра такой дороги в среднем обходится в $15 млн - $16 млн, и, если подсчитать, то 260 км., которые предполагается проложить, то сумма уже составит $5 млрд, при этом не считая все мосты, туннели и другие сложности. Таким образом, я не думаю, что в ближайшие годы в этом проекте будет какая-то подвижка, хотя проект сам по себе очень перспективный. Это будет первый узел, который свяжет Персидский залив с Черным морем, Восточную Европу с Южной Азией и Персидским заливом.

ИА REGNUM: Разве между Ираном и Турцией нет железной дороги, иранская сторона не может выйти на Черное море?

Железная дорога есть, но направление, которое идет через Южный Кавказ, вообще не освоено. С другой стороны турецкие и иранские железные дороги сейчас переживают период модернизации, так как они очень старые. Благодаря тем соглашениям, которые достигнуты при правительстве Эрдогана и Ахмандинежада, ирано-турецкие транспортные отношения очень интенсивно развиваются. Турки и иранцы вкладывают огромные деньги в эти проекты, и сейчас одним из таких ключевых проектов является создание в Эрзруме и в Ване двух крупнейших транспортных узлов, которые будут связывать Иран с Турцией и через турецкую территорию с европейскими странами. Ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли в граничащей с Арменией Игдирской области Турции. По этому поводу пока нет никаких соглашений. Иранская сторона в свое время заявляла, что Армения может участвовать в СЭЗ, но, к сожалению, пока армяно-турецкая граница закрыта, эта перспектива армянской стороне не светит.

ИА REGNUM: Насколько интенсивно железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Ираном?

Железнодорожное сообщение между этими странами не осуществляется: Иран должен был начать строить железнодорожную ветку Казвин-Решт-Астара с 2005 года, однако реальное строительство началось в 2010 году. К концу следующего года это строительство будет завершено, после чего иранский порт Бендер-Аббас напрямую будет связан с российскими и грузинскими железными дорогами и через них с Европой.

Сам транспортный коридор "Север-Юг" предполагает создание связки - Персидский залив - Балтийское море. То есть, по этому пути Северная Европа - Скандинавские страны могут получить реальный доступ к Южной Азии, к Ближнему Востоку и Персидскому заливу. Сегодня этот проект очень актуален, так как непонятно, что будет с Египтом, и насколько эффективно и стабильно будет работать Суэцкий канал. Таким образом, я думаю, что у Азербайджана есть все шансы стать ключевым транспортным узлом между Севером и Югом.

ИА REGNUM: Железная дорога Карс - Ахалкалаки - Баку фактически снижает значение транспортных маршрутов Ирана. Получается, этот проект одинаково неприемлем как для Армении, так и для Ирана?

В чем-то да, так как сегодня есть необходимость корреляции каких-то решений, которые принимают Азербайджан и Турция в транспортной сфере, с иранскими интересами, а после строительства ветки по Грузии в такой корреляции не будет нужды. Для Ирана это невыгодный проект, поскольку он минимизирует влияние Ирана на азербайджано-турецкие связи.

ИА REGNUM: Недавно была встреча между главами МИД Ирана, Азербайджана и Турции. Сложилось впечатление, что формируется некий экономический союз между ними. И сразу после этого такая активная иранская линия в отношении Армении, при этом, как вы сами отметили, не мотивированная рыночными отношениями. Какой интерес Армения представляет для Ирана сейчас?

Для Ирана сама Армения важна постольку, поскольку именно из-за Армении Азербайджан и Турция вынуждены развивать свои отношения с участием Ирана. По причине отсутствия всяких коммуникационных линий между Азербайджаном и Турцией по территории Армении, турецкая и азербайджанская стороны вынуждены вести себя более осторожно с Ираном и прибегать к помощи Ирана для обеспечения более интенсивных двусторонних контактов. Если будут продолжаться проблемы в Грузии и ситуация там дестабилизируется, то Иран вообще станет ключевым государством между Турцией и Азербайджаном. С этой точки зрения для Ирана выгодно существование той Армении, которая есть сейчас и которая, фактически, заставляет Азербайджан и Турцию в процессе развития торгово-экономических отношений и даже политического сотрудничества оглядываться на Иран и учитывать его интересы. В этом плане налаживание армяно-турецких отношений не исходит из иранских интересов, так как роль Ирана как связывающего звена между Азербайджаном и Турцией снизится. Так что, Ирану выгодно сохранение конфликтности Армении с Турцией и сохранение статус-кво вокруг Нагорного Карабаха.

Тегерану нужна Армения, которая не стремится стать членом НАТО, на официальном уровне не высказывает желания вступить в ЕС. Вот такая Армения, которая ведет не антизападную, но и не прозападную политику, и на территории которой нет западных вооруженных сил, для Ирана очень важна. Для этого Иран, с момента обретения Арменией независимости, сделал все возможное, чтобы эта страна развивалась в стабильном режиме, поддерживал с ней внерыночные отношения, поддерживал такие проекты, как газопровод Иран-Армения, который чисто с экономической точки зрения никакой важности для Ирана не представляет. Иран, при абсурдном положении, когда он сам импортирует бензин из-за его нехватки, будет строить трубопровод, предназначенный для экспорта бензина с иранских НПЗ в Армению. Это призвано в определенной степени укрепить как Армению, так и иранские позиции в Армении.

ИА REGNUM: Вот в этом контексте и вопрос по поводу предстоящей встречи президентов Армении, России и Азербайджана в конце июня в Казани, посвященной урегулированию карабахского конфликта. В частности, прогнозируется слом существующего статуса-кво и возможная миротворческая операция в том числе на границе с Ираном. Может ли это повлиять на экономические перспективы, которые обозначены между Арменией и Ираном?

Не знаю насколько, но, думаю, сугубо в практической плоскости это должно повлиять, так как Иран всегда был сторонником статуса-кво в карабахском вопросе. Вне зависимости от того, какие соглашения будут достигнуты, все равно они волнуют Иран, поскольку любой новый процесс на Южном Кавказе, в том числе на границе с Ираном, очень быстро может меняться и принимать новые формы. Даже если теоретически этот процесс будет максимально неопасным для Ирана на своем начальном этапе.

Дислокация миротворческих сил в регионе воспринимается Ираном как прямая угроза, и иранская сторона всячески старается этого не допустить. Прямых рычагов для предотвращения такого сценария этого у Ирана нет, но он будет использовать свой вес в Армении и подконтрольные исламистские оппозиционные группы в Азербайджане, чтобы в двух странах закрепить общественное мнение в том, что дислокация международных миротворческих сил представляет угрозу как для Армении и Карабаха, так и для Азербайджана.

ИА REGNUM: Насколько велико влияние Ирана внутри азербайджанского общества именно в религиозной составляющей, учитывая, что недавно были арестованы лидеры Исламской партии Азербайджана, закрываются мечети и запрещается хиджаб?

У Ирана есть доступ к Азербайджану, достаточный для того, чтобы создавать там свои ячейки, организации, которых становится все больше и больше. Это, скорее, связано с политическими процессами внутри Азербайджана. В условиях, когда фактически запрещена светская оппозиция, ситуация в Азербайджане становится похожей на положение в Иране в начале 1960-х гг. В этот период иранский шах фактически очень жестко и кроваво давил светскую националистическую и демократическую оппозицию. Тогда недовольные иранцы поняли, что единственное место, где можно собираться и критиковать власть - это мечеть. И поэтому уже со второй половины 1970-х гг. мечети стали ключевым оппозиционным ресурсом в Иране, где собирались все. Это было единственное легальное место, где можно было собираться и координировать свои действия. Есть очень интересные видеозаписи, сделанные в начале исламской революции в Иране: на них видно, как в 1978 году в Тегеране на митингах участвовали иранки в мини-юбках, с накрашенными волосами, но с портретом Хомейни. Это явно были не религиозные люди и не исламисты, но они вышли из мечетей, которые до этого, фактически, превратились в политические клубы. Такой процесс роста влияния мечети не без помощи Ирана происходит и в Азербайджане. И чем больше будет подать уровень образования в Азербайджане, а он подает не только там, но и во всем постсоветском пространстве, тем больше люди будут ходить в мечеть. Чем дальше будут давить светскую оппозицию, тем больше религиозно-исламистская оппозиция будет набирать силы. Думаю, через 10-15 лет это будет совершенно другой Азербайджан, с более крепким религиозным обществом и с большим влиянием Ирана.

ИА REGNUM: В каком состоянии находятся ирано-российские отношения, и насколько Армения теряет в своем региональном весе и потенциале, если эти отношения продолжат ухудшаться?

Отношения между Ираном и Россией находятся в плохом состоянии, и естественно в этом нужно искать и иранский след, так как при Махмуде Ахмадинежаде политика Ирана стала достаточно независимой и считаться с Москвой в Тегеране вообще перестали. Хотя и раньше особо не считались, но хотя бы видимость согласования неких решений обеспечивали. Сейчас даже этого нет.

Но сама российская сторона тоже значительно вульгаризировала свой подход к Ирану. Я не считаю правильным, когда российское внешнеполитическое ведомство озвучивает в отношении Ирана такие же по тексту и содержанию заявления, какие звучат со стороны Великобритании и США. Для России очень важно сохранить именно тот Иран, который сейчас есть. Естественно нет никаких шансов на коренные изменения иранской внешней политики, возможность революции в Иране и вероятность вторжения американцев минимальная, а возможность превращения Ирана в региональную сверхдержаву - достаточно большая. Учитывая сказанное, абсолютно не правильно, когда два года тому назад советник президента России Сергей Приходько публично назвал иранского президента демагогом.

Что касается Армении, то она от плохих ирано-российских отношений будет только терять. Например, никакой ж/д не будет между Ираном и Арменией, если конфликтность в отношениях Москвы и Тегерана еще больше углубится: потенциальный инвестор проекта РЖД просто не начнет его реализовывать, не говоря уже о том, что до начала реализации стороны должны организовать десятки и даже сотни встреч, вести переговоры с третьими сторонами и т.д.

Думаю, не правильно использовать перезагрузку российско-американских отношений против Ирана и менять свой тон в отношении Тегерана, так как сами США по итогам этой самой перезагрузки не меняют свой тон, скажем, в отношении Грузии, которая представляет для России такую же проблему, что и Иран для Соединенных Штатов.

ИА REGNUM: Как вы объясняете отмену визового режима между Грузией и Ираном, учитывая, что Грузия однозначно проамериканская страна? Иран активно работает в Грузии?

Иран активно работал в Грузии и прежде. Иранская сторона желает сделать Грузию похожей чем-то на Армению. Иран старается сделать так, чтобы Грузия считалась с его интересами. Ну, например, в период правления Шеварднадзе между Ираном и Грузией не состоялось ни одной встречи на уровне президентов. Однако Саакашвили с Ахмадинежадом встречались и обсуждали совместные проекты. Иранские бизнесмены едут в Грузию с экономической точки зрения сомнительными проектами, например - создания ветряных энергоплантаций. Пока еще конкретных договоренностей в этой сфере не достигнуто, но для Ирана важно иметь дружественную Грузию, чтобы в случае каких-то прямых операций против Ирана, она автоматически не стала союзницей Соединенных Штатов.

ИА REGNUM: Рассматривается ли Ираном в качестве проблемы усиление военных позиций Турции в Нахичевани?

Официально нет, так как пока никто об этом вслух не говорит. Это кончено проблема, но пока еще Иран ключевая страна для Нахичевани, поскольку основной товарооборот этого региона происходит с Ираном, очень много иранцев там работает. Когда мы читали документы сайта WikiLeaks, президент Азербайджана жаловался на то, что иранцы очень активны в Нахичевани, поддерживают праздник "Ашуры" (религиозный праздник мусульман - ред.), который там принимает большие масштабы. Думаю, что при возобновлении военных действий на карабахском фронте и при неблагоприятном для Азербайджана исходе этой войны, Иран очень постарается начать какие-то процессы в Нахичевани - может быть с требованием большей автономии, а может быть с требованием независимости. Они, по крайней мере, там очень активно работают, так как хорошо понимают, что через 10 или 15 или 30 лет выходцы из Нахичевани оставят власть в Баку. Когда это произойдет, то морально-психологическая и подданническая связь Нахичевани с Азербайджаном резко ослабнет. По сути, этот регион больше связан с Ираном и Турцией, нежели с Азербайджаном. Сейчас же единственная связь между Нахичеванью и Азербайджаном, это нахичеванское руководство в Баку. Если их не станет, то в Нахичевани могут начаться серьезные процессы.
Опубликовано 21:12 07.06.2011 

← Назад к списку новостей