Сергей Маркедонов: Сначала выборы, потом членство.

20.11.2011

Сергей Маркедонов: Сначала выборы, потом членство.

Но в 2012 году оно может увеличиться почти вдвое, достигнув отметки в 1500 человек. И все это на фоне растущей неопределенности в связи с финансовым кризисом, заставляющим и США, и их европейских союзников проводить бюджетные сокращения и экономить на том, на чем только можно. Однако операция в Афганистане имеет не только экономические издержки. Ее популярность крайне низка, в особенности в Европе. Поэтому любая отправка дополнительных рекрутов со стороны крайне ценна для НАТО. Даже если в военном отношении эти рекруты не так хорошо подготовлены, как американские солдаты или военные из стран Европы. Как минимум, вопрос численности решается. И грузинские власти не испытывают критически ощутимого общественного давления по этому вопросу, хотя для маленькой страны потери в 9 человек убитыми уже невозможно полностью игнорировать. Возможно, данную тему возьмет в «разработку» Бидзина Иванишвили. Но это в будущем, поскольку сегодня у потенциально главного оппозиционера страны есть другие заботы, которые оттесняют на задний план «афганское направление».
Как бы то ни было, но Расмуссен, находясь в Тбилиси, заявил, что во время саммита в Чикаго, НАТО «сделает шанс навстречу Грузии». Именно этот его тезис воодушевил энтузиастов скорейшего предоставления Грузии ПДЧ. Между тем, «шаг навстречу», с юридической точки зрения, ничего не значит. Аналогичный шаг был уже сделан на Бухарестском саммите в 2008 году. И после «пятидневной войны», когда Грузия подписала Хартию о стратегическом партнерстве с США, а также возобновила программы обучения военнослужащих для афганской операции, шаги навстречу неизменно делались. Но, во-первых, предоставление ПДЧ - это еще не фиксированное членство. А, во-вторых, даже для его получения нужно согласие всех стран-членов Альянса, а не только США. Думается, что после «пятидневной войны» позиция стран «старой Европы», которые и до этого были не в восторге от приема Грузии, не стала намного более открытой. Добавим к этому те же «афганские соображения». Сотрудничество между Альянсом и РФ по Афганистану (а также по Центральной Азии) для НАТО не менее важно, чем расширение грузинского военного присутствия. Впрочем, и помимо этого стороны имеют немало общих проблем, требующих кооперации, но никак не конфронтации.
Однако Афганистан Афганистаном, а представители Альянса (как отдельные страны-члены, так и натовская бюрократия) не могут не понимать, что помимо страстной готовности Грузии вступить в НАТО хоть сейчас, существует немало острых проблем. И они отнюдь не сводятся к желанию России остановить процесс предоставления Грузии североатлантической прописки. Об этом практически открытым текстом сказал и Расмуссен. Он акцентировал свое внимание на избирательном цикле, который стартует в Грузии в будущем году. «Парламентские выборы в 2012 году и президентские в 2013 году станут экзаменом для демократии Грузии», - констатировал натовский Генсек. Думается, что демократизация закавказской республике интересует военно-политический альянс не в первую очередь. А вот ее предсказуемость - важный приоритет. Остроты ситуации добавляет тот факт, что новые выборы пройдут в соответствие с поправками к Конституции Грузии. Эти поправки расширяют компетенцию премьер-министра, и напротив, сужают полномочия президента. При этом для премьера правительства нет временных ограничений по службе. Эти новеллы, конечно же, не предопределяют автоматически перехода Михаила Саакашвили на работу в правительство. Но они делают такой сценарий вполне вероятным. А это, в свою очередь, потенциально делает возможным рост недовольства сценарием «путинизации Грузии». Тем паче, что после появления на грузинской политической сцене Иванишвили с его финансовыми ресурсами не исключено, что сюрпризы в новом избирательном цикле вполне возможны.
Поэтому Расмуссен, признавая все успехи Грузии, сделал очень важную оговорку: «Грузия движется в правильном направлении, и мы готовы вам в этом помогать. Но вы еще не достигли вашей конечной цели. Население Грузии желает жить в сформировавшемся современном демократическом государстве». В переводе с политически корректного дипломатического языка на обычный язык это означает только одно: НАТО готово подождать того момента, когда высшая власть в Грузии будет передана в соответствии с конституционной процедурой и выборами, а не в результате революций или путчей. Попутно хотелось бы заметить, что саммит Альянса в Чикаго состоится весной 2012 года, а выборы высшего законодательного органа Грузии пройдут осенью того же года. Конечно, президент Грузии может изменить правила игры. Он уже не раз менял сроки выборов и на местном, и на общенациональном уровне. Но, думается, что такие «корректировки» НАТО не очень-то понравятся. Суровые экзаменаторы могут счесть это за «шпаргалку» и экзамен не зачесть. До сих пор закавказская республика не показала прецедента цивилизованной передачи власти. Два предшественника Михаила Саакашвили покидали свои кресла не по собственной воле, а под давлением тбилисской улицы, хотя «революцию роз» и называли великим достижением демократии. Впрочем, как бы и кто в пропагандистских целях что ни называл, Запад обеспокоен возможной дестабилизацией и возможностями нелегитимной смены власти. Это беспокойство, конечно же, связывается и с Россией, которая, по мысли многих американских и европейских политиков, может воспользоваться ослаблением Грузии и в той или иной степени вмешаться во внутренний процесс в этой стране. Как следствие, готовность ждать и сосредотачиваться, ожидая достижения «главной демократической цели».
Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

← Назад к списку новостей