Армения ищет соответствующие новым реалиям гарантии безопасности

01.04.2024

Армения ищет соответствующие новым реалиям гарантии безопасности

Последние недели прошли в живых дискуссиях о будущем системы безопасности Южного Кавказа и месте Армении в ней. Эти дискуссии всецело отражают те тектонические сдвиги, что происходят в кавказской политике. Ниже представляем вниманию читателей наш аналитический материал с рекомендациями по необходимым, с нашей точки зрения, политическим шагам для адаптации армянской политики к новым региональным реалиям.

Кто восполнит очевидный дефицит безопасности? 

В Армении обсуждают возможность выхода из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Политические деятели властного крыла утверждают, что ОДКБ не выполняет свои обязательства перед Арменией после 44-дневной войны. Есть мнение, что не только Россия, но и Беларусь, и Казахстан имеют с Азербайджаном куда более крепкие и глубокие связи, чем с Арменией, и по этой причине не желают идти с ним на конфликт. В этой связи в некоторых армянских политических и общественных кругах с участием экспертов началось обсуждение перспектив внеблокового статуса Армении. Эти обсуждения способствуют росту недоверия как в отношениях между Россией и Арменией, так и внутри ОДКБ.

В поиске содействия силовых центров для получения новых гарантий безопасности Армения покупает вооружения во Франции и Индии. Европейские (французские и немецкие) наблюдатели осуществляют инспекцию в приграничных районах Армении. Пресс-секретарь российского МИДа заявила о том, что европейские наблюдатели шпионят за Россией, Ираном и Азербайджаном. Не преследуя цели проанализировать в данной статье детали процесса перенастройки системы внешнеполитических гарантий для Армении, приведем лишь несколько коротких суждений по теме. 

Несколько дней назад самый известный и самый влиятельный аналитический центр США – корпорация «РЭНД» – опубликовал исследование, где говорится, что США не могут быть гарантом безопасности Армении, так как не имеют на Южном Кавказе стратегических интересов. В нашем регионе для США важно лишь поддерживать бесперебойный вывоз азербайджанской нефти на Запад. 

Эксперты «РЭНД»-а честно говорят о том, что приобретение оружия у Франции и Индии и предоставление французской военно-технической помощи совершенно недостаточно для гарантий безопасности Армении. В этих условиях американские влиятельные специалисты советуют Еревану не спешить менять настоящие гарантии своей безопасности. Это значит, что американцы хотят быть честными в вопросе Армении, что не может не вызвать положительный отклик.

Наш сосед Иран имеет четкую позицию защиты безопасности юга Армении и территориальной целостности нашей страны. Однако в Иране недовольны тем, что Армения ищет поддержки у стран-членов НАТО для решения проблем своей безопасности. Надо иметь в виду, что Иран углубляет партнерские отношения с Россией во всех сферах. Их подходы к проблемам региональной безопасности полностью совпадают.

И наконец о российско-турецких отношениях. Турция, несомненно, набирает силу и имеет полную поддержку НАТО и США в вопросе обретения более важной роли в обеспечении безопасности Южного Кавказа. Россия, которая, понятным образом, скована украинским кризисом, не хочет углублять разногласия с Турцией или мешать ей интегрироваться с Азербайджаном. Российские эксперты-востоковеды начали говорить о том, что Россия, в определенном смысле, также страна тюркского мира, так как здесь проживают более 20 миллионов представителей народов тюркской языковой семьи. Примечательно, что обсуждается, например, возможность участия России в ТЮРКСОЙ (Международная организация тюркской культуры). Таким образом, заинтересованные в регионе три крупных региональных игрока – Россия, Турция и Иран – имеют гармоничные интересы.

В Армении темой активных обсуждений стало выступление спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Тойво Клаара в Анталии, где он говорил, что именно Турция является гарантом безопасности Южного Кавказа и предлагал с ее помощью выпроводить Россию из региона, в том числе из Армении. Для армянских стратегов должно быть очевидно, что в вопросах кавказской политики Запад поддерживает Турцию и Азербайджан, которые охотно исполняют уготованную им роль регионального лидера. Россия в свою очередь не ищет прямой конфронтации с ними и готова предложить позитивную повестку сотрудничества, частью которой при желании может стать и Армения. 

Перспектива армяно-российских отношений при существующих реалиях

Министр иностранных дел России в одном из своих публичных выступлений потребовал, чтобы Армения определилась с ОДКБ она, или нет. Он говорил, что в ОДКБ нет статуса «замороженного членства» (как заявлял об этом лидер Армении). Российский министр потребовал ясности в вопросе о том, каким образом Армения видит себя членом ЕАЭС, но не членом ОДКБ? 

В последние месяцы в Армении много говорится о том, что наша страна однозначно имеет выгоду и пользу от членства в ЕАЭС. Более того, впечатляющие показатели экономического роста последних трех лет в большой степени являются результатом именно армяно-российского торгово-экономического сотрудничества. В данной ситуации членство в ЕАЭС начинает приобретать очень большое, если не сказать решающее, значение для развития всего комплекса армяно-российских отношений.

Не секрет также, что в армяно-российских политических связях есть и негативные тенденции. Углубляется недоверие между армянской правящей политической элитой и российским государством. Это ухудшение пока не касается сферы экономического сотрудничества, так как польза от него является обоюдной. Российские эксперты говорят о том, что Армения в создавшейся ситуации стоит перед выбором: идти по пути Грузии, где думают о слабых, но реальных возможностях каким-то образом улучшить отношения с Россией, или стран Балтии, где решили пойти по пути разрыва всех связей с Россией и вражды. Согласно тем же суждениям, Армения пока предпочла идти по второму – балтийскому сценарию. Это не может не беспокоить хотя бы по той причине, что живущие в России 2,5 млн армян таким образом лишаются своего естественного статуса – моста между двумя странами с миссией улучшения их отношений.

Со вчерашнего дня в Ереване находится высокая делегация китайских политологов, представляющая Академию общественных наук Китая. Эта делегация по-китайски корректно, академично и с серьезностью ведет диалог с армянскими университетскими учеными и экспертами. В этой статье мы пишем об этом, потому что ищущие на бытовом уровне гарантии безопасности наши сограждане начали обращать свои взоры также в сторону Китая и Индии. 

Для их сведения сообщаем, что отношения Китая и России расцениваются как стратегически партнерские. Российско-китайский товарооборот превышает 350 млрд долларов и продолжает расти. На этом фоне просто несерьезно ожидать, что Китай установит отношения с Арменией за счет России или вместо нее. Мы искренне надеемся, что ищущие гарантии безопасности наши образованные (или не очень) политологи не перейдут дальше умозаключений и не сделают свои сомнительные и спорные выводы фундаментом прикладной политики.

Отвечая на насущный вопрос «что делать», хочется вновь повторить выводы, озвученные российскими коллегами на одной из недавних международных конференций. Они говорят, что надо закрыть армянских и российских политиков и дипломатов в одном помещении до тех пор, пока они не восстановят доброжелательное и доверительное положение в двусторонних отношениях. Мы же со своей стороны решительно выступаем за то, чтобы перезагрузить стратегический диалог России и Армении. 

Содержащиеся в данном анализе экспертные заключения необходимо сделать первичной основой для вывода из нулевого состояния диалога между нашими странами. Нужно сделать обоюдно приемлемыми новые политические реалии на Южном Кавказе и подумать о строительстве нового комплекса армяно-российских отношений. Нам необходима такая рабочая среда, которая не ослабит глубину и прочность армяно-российских связей, и вместе с тем оставит место для развития и углубления других насущно необходимых направлений. Общество Армении должно быть информировано о тех сложностях и трудностях, с которыми мы столкнемся, если не пойдем по этому пути. 

И в этом случае, несомненно, главной задачей нашей политической элиты становится не делать резких движений, не вредить хрупкой, но пока существующей системе безопасности. Медленные шаги можно предпринимать только после быстрых разговоров или горячих дискуссий. Не надо бояться здоровых обсуждений. В конце концов, только армянское общество будет решать, в какой Армении нам жить. И поэтому политическая элита может восстановить доверие большинства народа тогда, когда честно и прямо скажет ему, куда, зачем и как будет двигаться Армения.

Газета “Азг” 28 марта 2024 года, четверг

(Перевод с армянского языка)

Заглавное фото: Sputnik

Арам Сафарян

политический аналитик, директор Центра российских исследований ЕГУ, координатор Евразийского экспертного клуба, эксперт НИИРК


← Назад к списку новостей