Азербайджан выбрал конфликт
02.07.2025
«Власть развращает. Абсолютная
власть развращает абсолютно»
Джон Дальберг-Актон,
английский историк
По одной из популярных версий, распространившихся в сети, главная причина конфликта Азербайджана с Россией заключается в том, что российская армия начала систематические удары по Кременчугскому НПЗ на Украине, который до недавнего времени оставался одним из крупнейших центров производства нефтепродуктов в стране, на который сырье поставляет Азербайджан. Обнаружилась и другая азербайджанская собственность на Украине – мобильный оператор Vodafone и месторождение титана, принадлежащее NEQSOL HOLDING, совладельцами которой выступают инвесторы из Великобритании. Звонок Зеленского Алиеву в разгар кампании по разгрому российского «Спутника» отчасти подтверждает эту теорию.
Но все-таки стоит признать, что конфликт между Азербайджаном и Россией начался гораздо раньше и связан он не столько с негативными событиями в двустороннем диалоге, как, например, крушение Embraer E-190 под Актау, сколько с утратой азербайджанским руководством чувства реальности.
После Победы во Второй карабахской войне (27 сентября – 10 ноября 2020 года) внутри азербайджанского истеблишмента и в самом президенте страны Ильхаме Алиеве произошла перемена. Гордость и национализм, военное торжество и милитаризм, презрение к врагу и чувство собственного превосходства – это довольно опасная смесь. Азербайджан ощутил власть силы, а тотальное молчание мирового сообщества укрепило это чувство.
В России к азербайджанцам всегда относились и продолжают относиться хорошо. Семья президента Алиева является одной из самых известных и уважаемых, орфей Муслим Магомаев считается символом не просто целой эпохи, а всего советского периода, развиты очень тесные бытовые связи в обществе. Ильхама Алиева всегда тепло принимали в России, чествовали его отца. Россия является пятым крупнейшим инвестором в экономику Азербайджана с пакетом инвестиций около $8 млрд. В Азербайджане зарегистрировано 1400 компаний с участием российского капитала, а двусторонний торговый оборот по итогам 2024 года составил $4.8 млрд. Россия является третьим крупнейшим экспортером в Азербайджан после Турции и Италии, и вторым импортером после Китая.
Страны совместно реализуют несколько крупных международных проектов, среди которых поставки нефти марки Urals на внутренние нужды Азербайджана, что позволяет ему экспортировать большие объемы каспийской дорогой нефти Azeri Light, страны реализуют проект транспортного коридора «Север – Юг», широко налажены культурные контакты: в Азербайджане открыто более 300 русских школ и филиалов российских ВУЗов (в 2015 году создана ассоциация российско-азербайджанских ВУЗов, куда входит 32 ВУЗа России и 16 ВУЗов Азербайджана), в России действует представительство Фонда Гейдара Алиева, Общероссийская молодежная общественная организация «Азербайджанское молодежное объединение России», Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России.
Перечислять можно и дальше, но это, увы, лишено смысла. Азербайджан выбрал конфликт, поставил национальную гордость выше дипломатии, на добрые жесты Москвы ответил наглостью и хамством. Его нынешняя линия поведения не только по отношению к России, но и другим странам, таким как Франция, Армения или Иран, контрпродуктивна. Фактически, уверовав в свою безнаказанность, Баку пришел к конфликту со всеми своими соседями.
Во многом нынешняя азербайджанская бравада взращена Турцией. Именно Эрдоган длительное время разжигал азербайджанский национализм и подталкивал младшего брата к силовому решению конфликта в Карабахе. Визит Никола Пашиняна в Турцию 20 июня фактически ставит точку в процессе подчинения Армении. В альянсе с Израилем Турция и Азербайджан уже выбрали новую цель для агрессии – Иран. Конфликт с Россией также идет по линии эскалации: вслед за разгромом «Спутника» последовали незаконные проверки документов россиян и арест 8 граждан России по подозрению в наркоторговле.
Но любое действие рождает противодействие. Россия – это великая держава, страна доказавшая, что она готова последовательно отстаивать свои интересы и защищать своих граждан. Отмена согласованного визита вице-премьера Алексея Оверчука в Баку является первым признаком изменения линии Москвы. Устами Захаровой российский МИД сообщает, «что для двух народов действительно отношения дружбы чрезвычайно важны». Но ни объем торговли, ни культурные контакты, ни личные отношения лидеров России и Азербайджана не станут препятствием для жесткого и зеркального ответа.
Для начала Россия может ужесточить правила для пребывания незаконных мигрантов на своей территории так же, как она поступила с нелегалами из Центральной Азии. Если Азербайджан продолжит враждебную линию и притеснение русскоязычного населения, масштаб ответных действий возрастет многократно. Россия легко может повторить «контртеррористическую операцию» самого Азербайджана, когда из Карабаха были переселены все армяне. Таким же образом может поступить и Иран, где также проживает большая азербайджанская диаспора, которая из-за конфликта c Израилем также пришла в движение.
Карабахская война укрепила авторитет президента Азербайджана, позволила ему преодолеть внутриполитический кризис и даже усилить собственную власть. Но одновременно с этим Ильхам Алиев попал в ловушку абсолютизма, когда для сохранения правления нужна постоянная экспансия. В похожем положении находится последние годы президент Турции, и как, все мы можем наблюдать, для продолжения правления ему приходится арестовывать оппозиционных лидеров, как, например, мэра Стамбула Экрема Имамоглу, что раскалывает турецкое общество.
Дополнительная социальная нагрузка, которая может возникнуть в Азербайджане в случае, если Россия и Иран все-таки ужесточат миграционную политику, ляжет тяжёлым грузом на власть Алиева, они не будут ему благодарны за кризис, который он спровоцировал, а обратиться за помощью будет не к кому.
Арам Григорян, специально для Фонда развития евразийского сотрудничества