Нынешнее поведение властей Армении оставляет массу вопросов и заставляет делать отнюдь не самые позитивные выводы

30.04.2023

Нынешнее поведение властей Армении оставляет массу вопросов и заставляет делать отнюдь не самые позитивные выводы

В последнее время высшее руководство Армении все чаще ходит по «лезвию бритвы» в вопросах армяно-российского сотрудничества. Умышленно или вынужденно – вопрос второстепенный. Первостепенно то, что уже далеко не первое решение власть предержащих в армянской республике грозит разорвать дружественные отношения с Россией, что вызывает серьезную обеспокоенность. 

На сей раз речь идет о намерении руководства Армении ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (МУС), о чем стало известно буквально на днях. 24 марта Конституционный суд Армении заявил, что Римский статут МУС соответствует основному закону страны, что фактически открыло путь для его ратификации. В том не было бы ничего «криминального», если бы не одно «но» – подобное решение КС РА принимает на фоне обвинений со стороны Международного суда Гааги в адрес президента России Владимира Путина и выдачи ордера на его арест. Выдача ордера означает, что российского лидера могут арестовать, если он поедет в любую страну-член Международного уголовного суда. С учетом намерения Армении ратифицировать Римский документ, это фактически может произойти, в том числе и в Армении. В стране, которая на протяжение лет позиционировала себя в качестве доброго союзника и экономического партнера Российской Федерации. Но что же сталось?

В последнее время все чаще возникает ощущение о намерении властей РА усидеть на двух стульях, а порой на трех, четырех. Многовекторная политика, несомненно, имеет право на жизнь. Но, когда речь идет о ситуации, играющей отнюдь не на руку твоему стратегическому партнеру, следует делать однозначный выбор. Разумеется, в поддержку последнего. Нынешнее же поведение властей Армении оставляет массу вопросов и заставляет делать отнюдь не самые позитивные выводы. В итоге под угрозой оказываются многовековые дружественные связи между народами – армянским и русским, рисковать которыми непозволительно, особенно сейчас. 

Сейчас, когда основным гарантом безопасности 120-тысячного населения Нагорного Карабаха является Россия в лице российских миротворцев. Сейчас, когда армянская диаспора России настолько велика и так глубоко «проросла» корнями в российскую жизнь, экономику, политику, что вероятный разрыв связей между странами будет чреват для нее серьезными последствиями. Достаточно вспомнить судьбы армян Азербайджана, сложившиеся после погромов 1988-го отнюдь не самым лучшим образом, а порой просто трагически… 

Говорить же об экономических последствиях для самой Армении, в случае разрыва связей с Россией, и вовсе можно бесконечно. Чего стоит одно лишь сотрудничество в сфере атомной энергетики?! И как сложится судьба населения РА, если вдруг будет перекрыт российский природный газ, предлагаемый ныне Армении, в сравнении с мировыми ценами, без преувеличения за «копейки»?!..

Обратившись к предыстории ратификации Римского документа, конечно можно отыскать аргументы, способные оправдать нынешнее поведение руководства Армении. Как известно, Армения подписала Римский статут Международного уголовного суда еще 1 октября 1999 года, не ратифицировав его. А в конце 2022-го, когда правительство Армении вновь инициировало процесс ратификации документа, министр юстиции Григор Минасян на заседании кабмина заявил, что актуальность вопроса обусловлена фактами широкомасштабной военной агрессии ВС Азербайджана против суверенной территории Республики Армения и оккупацией её территорий. В Римском документе армянские власти, судя по всему, пытались отыскать «спасение» – возможность призвать к ответственности Азербайджан за откровенно циничные и незаконные захватнические действия. Однако пока идея «возрождения из пепла» прежней инициативы по статуту обретала реальные очертания, произошло очередное вопиющие безобразие – Азербайджан блокировал Лачинский коридор, оставив без единственной «дороги жизни» армяно-населенную часть Нагорного Карабаха. Но даже после того, как Международный суд Гааги призвал-таки «соседей» к ответственности, никто и пальца о палец не ударил для того, чтобы это решение претворилось в жизнь. Более того, реакции на это решение МУС нет и по сей день, оно до сих пор не реализовано! Это означает, что намерение Армении ратифицировать Римский статут, причем именно сейчас – спустя неделю после того, как МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина, - не имеет никаких оправданий. Более того, наводит на серьезные размышления.

Конечно, не исключено, что армянские власти рассчитывают на то, что решение, принятое Гаагским судом по Лачинскому коридору, будет претворено в жизнь позднее. Однако достаточно вспомнить пример того же Ирака, 20-летие с начала военного вторжения в который мир отметил буквально на днях, 20 марта. Даже спустя два десятилетия, к уголовной ответственности не привлечены высокопоставленные британские чиновники. И это, вопреки тому, что заключение Международного уголовного суда о совершении британскими военнослужащими в Ираке военных преступлений (в том числе, умышленных убийств, пыток, изнасилований), был вынесен еще в 2020 году! Обещанного, как говорится, ждут три года. Но вот они, прошли. Что называется, без следа…

Столь очевидные факты в Армении предпочитают не замечать. То ли по недомыслию, то ли из-за отсутствия жизненного и политического опыта. Однако все чаще на ум приходит фразеологизм: не лезь на рожон. Его значение в Армении, судя по всему, понимают не до конца. Иначе как объяснить очередные действия, последовавшие после решения КС РА, вновь подвергшие риску дружественные отношения между Россией и Арменией? 
Речь о стартовавшем 28 марта в США «саммите за демократию». Это уже второе такое мероприятие, организуемое Штатами. Впервые виртуальный саммит состоялся в 2021 году. К участию были приглашены 110 стран, в том числе и Армения. В этом году Армения также получила приглашение. И хотя в отличие от 2021 года, когда власти дали добро с широкой оглаской, на сей раз в армянских паблик такого подтверждения вроде как не прозвучало, участие Армении не вызывает сомнений. Ведь и громогласного отказа – как это, к примеру, сделали власти Пакистана, - со стороны властей Армении не последовало. 

Помнится, в качестве аргументации участия в мероприятии в 2021 году со стороны Еревана вновь проскользнуло стремление решить вопросы с Баку. Во всяком случае в ответ на вопрос, может ли саммит стать площадкой для урегулирования отношений между Ереваном и Баку, секретарь Совбеза РА Армен Григорян уклончиво ответил։ «Армения рассматривает этот демократический саммит как возможность усиления демократии в республике. Мы воспользуемся участием в этом саммите в этих целях». К тому же действия властей США стали тогда бальзамом на душу - из списка стран-участниц мероприятия была исключена Турция. Вот только и тогда, и сейчас власти Армении не учли главного - в числе участниц демократического саммита не было и нет также и России. Более того, РФ рассматривает данное мероприятие, как направленное против российской государственности и идеологии. 

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на днях заявила, что «… данный саммит помогает «оформить идеологическую платформу для борьбы с теми, на кого американская политэлита пытается навесить ярлык «автократий»: «Это в первую очередь Россия и Китай». В качестве фундамента идеологической платформы США на сей раз были использованы 120 государств, в числе которых и Армения. Если учесть слова главы МИД России Сергея Лаврова, прозвучавшие в 2021 году о том, что на мероприятии в первую очередь представлены страны, следующие в фарватере политики Вашингтона, а также некоторые из тех, кто, имея собственное видение международного порядка, желает сохранить с США хорошие отношения, то становится очевидным – политический курс, взятый ныне Арменией, чреват разрывом дружественных с Россией отношений.

В этой связи остается лишь призвать руководство Республики Армения к мудрости, политической дальновидности и трезвой оценке всех возможных рисков, коими, как правило, сопровождаются любые необдуманные и скоропалительные действия в отношении стратегических партнеров. Именно таковым – надежным политическим, экономическим, деловым партнером, просто другом, готовым подставить в трудную минуту свое плечо, - и является для Армении Россия.

Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества

← Назад к списку новостей