«Перекресток мира» на Южном Кавказе или как Армения пытается стать логистическим хабом
13.11.2024
«Перекресток мира» на Южном Кавказе или как Армения пытается стать логистическим хабом
Решение транспортных проблем – одна из составляющих процесса установления прочного мира на Южном Кавказе. Однако в этой сфере в регионе ничего не меняется десятилетиями – на региональном уровне не функционируют многие железные дороги, автомагистрали, в том числе не активны маршруты, соединяющие Каспийское море со Средиземным.
Пытаясь найти свою нишу в транспортных проектах, Армения предложила проект «Перекресток мира», реализация которого, как считают в Ереване, может изменить статус страны и помочь ей выйти из изоляции и стать логистическим хабом в регионе.
Чтобы был мир и все дороги открылись
Армянский премьер Никол Пашинян, представляя инициативу, объявил, что ключевой ее смысл – развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Ираном путем ремонта, строительства и эксплуатации автомобильных, железнодорожных путей, трубопроводов, кабелей, линий электропередачи. Ереван готов восстановить Мегринскую железную дорогу – проект свяжет восток и запад от Каспийского моря до Средиземного, север и юг от Персидского залива до Черного моря. В основе инициативы несколько принципов, в том числе передача всей инфраструктуры, путей, трубопроводов под суверенитет тех стран, через которые они проходят, осуществление каждой страной пограничного и таможенного контроля на своей территории, использование инфраструктуры как для международных, так и для внутренних перевозок на основе равенства и взаимности.
В планах в том числе – строительство четвертой очереди автодорожного коридора «Север – Юг», а также поддержка Каджаранского туннеля.
Пока это только планы, которые не получили практического воплощения, заявил в беседы с редакцией SNG.Today главный научный сотрудник Сектора Кавказа ИМЭМО РАН Александр Крылов.
«В настоящее время сообщается о завершении подготовки сметы дорожных работ и продвижении в поиске финансирования. Предполагается, что Евразийский банк развития предоставит Армении $200 млн на строительство Каджаранского тоннеля, и строительство дороги предположительно будет завершено к 2030 году», – уточнил Крылов.
Он добавил, что в то же время проект «Север-Юг» позволит сократить расстояние от иранской до грузинской границы с 556 до 490 километров, обеспечит выход к Черному морю для Ирана и стран бассейна Персидского залива. В случае его осуществления Армения действительно превратится в важный перекресток международных транзитов, подтвердил эксперт, однако подчеркнул, что обоснованность потенциальных выгод при столь высоких затратах у многих экспертов вызывает большие сомнения.
Схожее мнение высказала и политолог, эксперт Финансового Университета при Правительстве РФ Зинаида Волхонская.
«Оказавшись в условиях фактически полного исключения из крупных логистических проектов, Армения пытается продвигать свою инициативу, у которой, по большому счету, шансов на успех нет», – отметила Волхонская.
По ее словам, строительство нового альтернативного маршрута требует долгосрочных капиталовложений.
«У самой Армении таких средств нет, да и трудно даже привести примеры тех государств, кто в реальности будет готов взяться за финансирование данного проекта из политических и экономических соображений», – добавила эксперт, отметив, что и Москва не станет рассматривать всерьез предложение Еревана по «Перекрестку мира», в условиях «манипулирования армянскими властями членством в ОДКБ и общим курсом страны на Запад, а с другой – успешным развитием отношений России со всеми государствами региона».
Перекресток или тупик?
Финансовые трудности – не единственная проблема. Осуществлению проекта препятствует его масштабы и сложность, поясняет Александр Крылов.
«Новая 60-километровая дорога Сисиан-Каджаран должна пройти по труднодоступной горной местности с 27 мостами общей протяженностью 4,7 км и 9 тоннелями общей протяженностью 12,5 км. Осуществление проекта осложняется сильным влиянием внешнеполитических факторов», – добавил эксперт, уточнив, что «в условиях острого конфликта Ирана и России с коллективным Западом, последний стремится максимально осложнить их связи с внешними рынками в контексте своей политики экономических санкций».
Кроме того, негативно влияет нестабильная ситуация в регионе, прежде всего сохраняющаяся напряженность в отношениях Армении с Азербайджаном и Турцией, добавил Крылов. Он также призвал учитывать наличие уже существующих альтернативных транзитных путей из Ирана к Черному морю через Азербайджан и Грузию.
«В нынешней ситуации велика вероятность, что данный проект, даже если он начнет осуществляться на практике, может превратиться в хронический долгострой с многократным превышением первоначально заявленной сметы расходов на его осуществление», - резюмировал эксперт.
Впервые опубликовано в СНГ.СЕГОДНЯ