«Перекресток мира» на Южном Кавказе или как Армения пытается стать логистическим хабом

13.11.2024

«Перекресток мира» на Южном Кавказе или как Армения пытается стать логистическим хабом

«Перекресток мира» на Южном Кавказе или как Армения пытается стать логистическим хабом

Решение транспортных проблем – одна из составляющих процесса установления прочного мира на Южном Кавказе. Однако в этой сфере в регионе ничего не меняется десятилетиями – на региональном уровне не функционируют многие железные дороги, автомагистрали, в том числе не активны маршруты, соединяющие Каспийское море со Средиземным.

Пытаясь найти свою нишу в транспортных проектах, Армения предложила проект «Перекресток мира», реализация которого, как считают в Ереване, может изменить статус страны и помочь ей выйти из изоляции и стать логистическим хабом в регионе.

 

Чтобы был мир и все дороги открылись

Армянский премьер Никол Пашинян, представляя инициативу, объявил, что ключевой ее смысл – развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Ираном путем ремонта, строительства и эксплуатации автомобильных, железнодорожных путей, трубопроводов, кабелей, линий электропередачи. Ереван готов восстановить Мегринскую железную дорогу – проект свяжет восток и запад от Каспийского моря до Средиземного, север и юг от Персидского залива до Черного моря. В основе инициативы несколько принципов, в том числе передача всей инфраструктуры, путей, трубопроводов под суверенитет тех стран, через которые они проходят, осуществление каждой страной пограничного и таможенного контроля на своей территории, использование инфраструктуры как для международных, так и для внутренних перевозок на основе равенства и взаимности.

В планах в том числе – строительство четвертой очереди автодорожного коридора «Север – Юг», а также поддержка Каджаранского туннеля.

Пока это только планы, которые не получили практического воплощения, заявил в беседы с редакцией SNG.Today главный научный сотрудник Сектора Кавказа ИМЭМО РАН Александр Крылов. 

«В настоящее время сообщается о завершении подготовки сметы дорожных работ и продвижении в поиске финансирования. Предполагается, что Евразийский банк развития предоставит Армении $200 млн на строительство Каджаранского тоннеля, и строительство дороги предположительно будет завершено к 2030 году», – уточнил Крылов.

Он добавил, что в то же время проект «Север-Юг» позволит сократить расстояние от иранской до грузинской границы с 556 до 490 километров, обеспечит выход к Черному морю для Ирана и стран бассейна Персидского залива. В случае его осуществления Армения действительно превратится в важный перекресток международных транзитов, подтвердил эксперт, однако подчеркнул, что обоснованность потенциальных выгод при столь высоких затратах у многих экспертов вызывает большие сомнения. 

Схожее мнение высказала и политолог, эксперт Финансового Университета при Правительстве РФ Зинаида Волхонская.

«Оказавшись в условиях фактически полного исключения из крупных логистических проектов, Армения пытается продвигать свою инициативу, у которой, по большому счету, шансов на успех нет», – отметила Волхонская.

По ее словам, строительство нового альтернативного маршрута требует долгосрочных капиталовложений.

 «У самой Армении таких средств нет, да и трудно даже привести примеры тех государств, кто в реальности будет готов взяться за финансирование данного проекта из политических и экономических соображений», – добавила эксперт, отметив, что и Москва не станет рассматривать всерьез предложение Еревана по «Перекрестку мира», в условиях «манипулирования армянскими властями членством в ОДКБ и общим курсом страны на Запад, а с другой  успешным развитием отношений России со всеми государствами региона».

 

Перекресток или тупик? 

Финансовые трудности – не единственная проблема. Осуществлению проекта препятствует его масштабы и сложность, поясняет Александр Крылов.

«Новая 60-километровая дорога Сисиан-Каджаран должна пройти по труднодоступной горной местности с 27 мостами общей протяженностью 4,7 км и 9 тоннелями общей протяженностью 12,5 км. Осуществление проекта осложняется сильным влиянием внешнеполитических факторов»,  добавил эксперт, уточнив, что «в условиях острого конфликта Ирана и России с коллективным Западом, последний стремится максимально осложнить их связи с внешними рынками в контексте своей политики экономических санкций».

Кроме того, негативно влияет нестабильная ситуация в регионе, прежде всего сохраняющаяся напряженность в отношениях Армении с Азербайджаном и Турцией, добавил Крылов. Он также призвал учитывать наличие уже существующих альтернативных транзитных путей из Ирана к Черному морю через Азербайджан и Грузию. 

«В нынешней ситуации велика вероятность, что данный проект, даже если он начнет осуществляться на практике, может превратиться в хронический долгострой с многократным превышением первоначально заявленной сметы расходов на его осуществление», - резюмировал эксперт.

 

Впервые опубликовано в СНГ.СЕГОДНЯ


← Назад к списку новостей