Вторая волна расширения БРИКС
25.10.2024
Материал подготовлен до Казанского саммита БРИКС, на котором был согласован механизм партнерства. По итогам встречи в Казани странами-партнерами БРИКС стали 13 государств: Турция, Казахстан, Узбекистан, Алжир, Беларусь, Боливия, Куба, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда, Вьетнам.
На саммите БРИКС в Йоханнесбурге в августе 2023 года было принято историческое решение о включении в блок пяти новых членов – Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Эфиопии. Присоединившаяся также в ходе XV-ого саммита к БРИКС Аргентина после победы на президентских выборах проамериканского лидера Хавьера Милея аннулировала свою заявку. Но даже без нее БРИКС значительно увеличил свой экономический и политический вес. На страны БРИКС теперь приходится 37% мирового ВВП и 46% населения. Доля стран Большой семерки в мировом ВВП при этом составляет 40% при том, что проживает там 10%.
После первой волны расширения встал резонный вопрос: что делать дальше? В июне 2024 года министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал заявление о том, что в вопросе о включении в состав новых членов принято решение сделать паузу. По его словам, на данном этапе главной задачей для БРИКС становится работа с принятыми членами. В дальнейшем же может быть создан многоуровневый механизм интеграции, предусматривающий разные ступени членства. Тем не менее неформальная структура БРИКС, отсутствие уставных документов и институтов управления сильно облегчает процедуру расширения. Структура БРИКС очень гибкая, а задачи, скрепляющие блок – крайне амбициозные. Поэтому включение в блок новых стран лишь вопрос времени.
Азербайджан, Турция
Заявка Азербайджана на вступление в БРИКС является главным доказательством того, что расширение блока продолжится. Новость об этом появилась в рамках подготовки визита президента РФ Владимира Путина в Баку 18-19 августа этого года. 20 августа, когда визит был окончен, Азербайджан направил официальное прошение. Тема БРИКС, безусловно, была одной из центральных на переговорах российского лидера с Ильхамом Алиевым. Просто так лидер страны-председателя не стал бы ее поднимать.
Азербайджан на первый взгляд может показаться не самым очевидным кандидатом на вступление в БРИКС, что связано с устаревшими представлениями об этой кавказской республике. Долгое время Азербайджан оставался в тени каспийской нефтедобычи, его глобальная роль в однополярном мире сводилась к обеспечению энергоресурсами Европы через специально выстроенный американцами в 2000-е трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Но превратить Азербайджан в сырьевой придаток Европы Вашингтону так и не удалось: руководство проводило курс на укрепление национального суверенитета и построение собственных вооруженных сил.
Избранная внешнеполитическая линия послужила залогом победы Азербайджана во Второй карабахской войне, после которой региональный статус страны изменился. Баку стал не только крупнейшей экономикой региона, но и ведущей военно-политической силой. После принятия в Грузии закона об иноагентах и запуска кампании против ЛГБТ (запрещенная в РФ экстремистская организация) укрепление национального суверенитета оказалось доминирующим трендом на Кавказе. Ни Азербайджан, ни Грузия, ни Армения (несмотря на кризис российско-армянских отношений) не поддержали антироссийские санкции, хотя и не отказались от диалога с Западом. Во время визита главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в Баку в июле 2022 года Азербайджан подписал с Евросоюзом соглашение об удвоении поставок газа – до 20 млрд куб. м к 2027 году.
Параллельно Азербайджан углублял межгосударственный диалог с Россией. 22 февраля 2022 года между странами была подписана Декларация о союзническом взаимодействии (Московская декларация), которая предусматривает развитие отношений в энергетической, транспортной, торговой, инвестиционной, военно-политической сфере и сфере безопасности. В июле 2022 года был дан официальный старт МТК «Север – Юг», партнером которого является Азербайджан. Во время визита Путина Ильхам Алиев сообщил, что все объекты магистрали на территории Азербайджана «полностью реализованы и успешно функционируют». По итогам переговоров было подписано $120 млн соглашение о модернизации отдельных участков дороги с целью увеличения пропускной способности маршрута до 15-30 млн т в год.
Таким образом Азербайджан занял уникальное положение в отношениях Востока и Запада. Сохраняя равную дистанцию от основных центров силы, он может выступить в роли связующего звена между БРИКС и Европейским союзом. Так, основной геополитический смысл МТК «Север – Юг» заключается в увеличении экспортного потока из Индии через Россию в Европу. Помимо этого, договоренности между Москвой и Баку в сфере энергетики, в частности, по газу, позволяют Азербайджану исполнять роль «энергетического окна» для российских энергоносителей. Причем несущей колоссальные убытки из-за энергодефицита Европе это выгодно. Учитывая близость Азербайджана к Ирану, еще одной подсанкционной энергодержаве, также входящей в БРИКС, перспективы Баку в блоке более чем радужные.
Фактически газовый хаб, который Россия планировала строить в Турции, перемещается в Азербайджан. Для Баку это безусловно большая геополитическая победа, поскольку он не только увеличивает свою значимость на глобальной арене, но и получает дополнительный инструмент сдерживания влияния Турции. После Второй карабахской войны Эрдоган начал более агрессивно вмешиваться во внутренние дела Азербайджана, приписывая себе в актив победу в ней. Выступая в провинции Ризе в июле этого года, Эрдоган пообещал ввести в Израиль войска так же, как он сделал «в Ливии и Карабахе». Такое заявление не могло понравиться руководству Азербайджана, которое решило уравновесить турецкое влияние расширением контактов с Россией и БРИКС.
Всегда действующий на опережение Эрдоган воспринял это как сигнал к действию. В первых числах сентября, следом за Азербайджаном, Турция также подала заявку на вступление в БРИКС.
Решение для Турции не было спонтанным. Эрдоган задумался о серьезных внешнеполитических коррективах вскоре после неудачных для Партии справедливости и развития (AKP) муниципальных выборов в марте 2024 года, на которых она пусть и с небольшим перевесом (38% против 35%) уступила оппозиционной коалиции во главе Народно-республиканской партией (CHP). Намереваясь вернуть голоса своих сторонников, он усилил критику Израиля за войну в Палестине и начал подготовку новой операции в Иракском Курдистане, которая должна навсегда закрыть «курдский вопрос» в регионе.
Одновременно Анкара активизировала диалог с Москвой об участии Турции в БРИКС. 10-11 июня министр иностранных дел Хакан Фидан принял участие в заседании министров иностранных дел стран БРИКС в формате Аутрич/БРИКС+ в Нижнем Новгороде, где впервые вокализировал желание своей страны присоединиться к блоку. Сам Эрдоган позднее подтвердил обозначенную Фиданом линию, отметив, что, поскольку центр экономической активности смещается на Глобальный Юг, Турция хочет быть в авангарде перемен. При этом он неоднократно заявлял, что Турция дорожит своим членством в НАТО и не намерена от него отказываться.
Не вызывает сомнений тот факт, что для эрдогановской Турции участие в БРИКС – не более чем очередной дипломатический маневр. Терпящий одно политическое поражение за другим Эрдоган очень хочет усилить свою игру, чтобы продолжать исполнять роль «серого кардинала» между Западом и Востоком. В этой связи личные интересы турецкого лидера, которые плотно вросли в тело Турции, для него будут всегда выше, чем интересы объединения.
Тем не менее Эрдоган не вечен. Признаки близящегося заката его правления уже налицо, и в перспективе Турция с ее политическим влиянием, огромной экономикой, армией и населением может стать очень ценным участником БРИКС. Поэтому решение о принятии Турции в блок может быть принято из расчетов на будущее. Как минимум присоединение к БРИКС страны НАТО станет большой имиджевой победой.
Монголия
Ключевым фактором внешней политики Монголии является география. Территориально Монголия зажата между двумя евразийскими гигантами – Россией и Китаем. Во времена Холодной войны Монголия находилась в социалистическом лагере, однако конфликт между СССР и КНР, подогреваемый извне США, научил ее, что даже формальное идеологическое единство не является гарантией прочного политического союза. Поэтому, когда социалистический блок рухнул, Монголия приняла доктрину «третьего соседа».
Ее суть заключается в том, что во избежание попадания в зависимость от одного из своих великих соседей Монголия будет искать внешнеполитических партнеров на дальнем контуре, которым в данном случае рассматривались США, ЕС, Южная Корея, Индия, Иран, Турция, Япония, ОАЭ. Такая политика Монголии была особенно выгодна Соединенным Штатам, которые после распада Советского Союза старались вбить как можно больше клиньев в постсоветское пространство, чтобы не допустить возрождения «осевого острова».
Но начавшийся во второй половине 2010-х гг. конфликт между Россией и Китаем, с одной стороны, и США, с другой, вынудил Монголию пересмотреть свою политику. Создание Евразийского экономического союза, запуск инициативы Один пояс, Один путь (ОПОП), прокладка Силы Сибири, расширение ШОС, усиление БРИКС, повышение связности Глобального Юга – Улан-Батор оказался перед риском быть выключенным из этих процессов, если бы он продолжил ориентироваться на дальний контур.
Поэтому во время визита президента Путина в Монголию 2-3 сентября этого года президент Ухнаагийн Хурэлсух принял предложение принять участие в казанском форуме БРИКС в октябре. Лидеры также обсудили реализацию проекта Сила Сибири-2, часть газа по которому может пойти на экспорт в Монголию. Россия обновила свои обязательства по поставкам топлива и нефтепродуктов (90% дизеля Монголия импортирует из России), получила контракт на реконструкцию ТЭЦ-3 в Улан-Баторе, а также займется разработкой проектов гидроэлектростанции на реке Эгийн-Гол и атомной станции малой мощности в районе Новый Хархарум.
Монголия пока еще не объявила о намерении присоединиться к БРИКС, но вне всяких сомнений она будет пристально наблюдать за развитием блока. В условиях, когда доктрина «третьего соседа» утратила актуальность, БРИКС для Улан-Батора становится лучшей площадкой для равного взаимодействия со своими непростыми соседями – Россией и Китаем. Членство в БРИКС поможет Монголии активизировать отношения с другими участниками блока на дальнем контуре – Индией, Ираном, ОАЭ – сделает ее более узнаваемым игроком на глобальной арене.
Индонезия, Малайзия, Таиланд
По прогнозам многих аналитиков, Индонезия должна была присоединиться к БРИКС еще в первую волну расширения, но этого не произошло. Президент Индонезии Джоко Видодо принимал участие в историческом саммите в Йоханнесбурге в августе прошлого года, на котором поддержал борьбу развивающихся стран за справедливое мироустройство и выразил мнение, что «БРИКС может играть передовую роль в борьбе за справедливость в области реформирования глобального управления».
Однако Индонезия не оказалась в числе первых новобранцев и вряд ли окажется в числе вторых. На международной арене Индонезия придерживается политики нейтралитета. Во времена Холодной войны она была одним из основателей Движения неприсоединения, стояла у истоков АСЕАН. Индонезия выступает за широкое экономическое сотрудничество и против фрагментации мира на военно-политические блоки. По этой причине БРИКС одновременно привлекает ее интерес и вызывает настороженность, поскольку курс, который ведет объединение невольно способствует росту международного напряжения из-за позиции стран Запада, не желающих расставаться со своим эксклюзивным положением.
В этой связи Индонезия может стать первой страной, к которой будет применен новый многоуровневый механизм членства в БРИКС. Индонезию безусловно можно причислить к потенциальным лидерам мира. Аналитик Goldman Sachs Джим О’Нилл, введший в научный оборот термин БРИКС, относит Индонезию к Группе одиннадцати (Next Eleven) – странам, которые наряду с БРИКС станут локомотивами мировой экономики в XXI веке. Почти 50% индонезийского ВВП, составляющего $1.3 трлн, дает промышленное производство. При этом из 275 млн населения страны почти 120 млн является трудоспособным, что ставит Индонезию на 5-е место в мире по данному показателю.
Китай и Индия уже входят в число крупнейших торговых партнеров Индонезии, быстрыми темпами развиваются торговые связи с Россией. Во время визита в Москву в феврале 2024 года избранного президента Индонезии Прабово Субианто обсуждался вопрос о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС и сотрудничество в атомной отрасли. В расчетах со своими крупнейшими торговыми партнерами Индонезия переходит на национальные валюты. Вне всяких сомнений, экономическая мощь и международный авторитет Индонезии существенно дополнят глобальные возможности БРИКС.
Если Индонезия будет ждать подходящего формата для включения в работу БРИКС, то Малайзия и Таиланд уже не только подали заявки на членство, но и подтвердили участие в казанском саммите 22-24 октября. С одной стороны, Малайзия и Таиланд очень похожи, а с другой различаются. Экономики стран сопоставимы по объему и по структуре: оба государства являются новыми индустриальными державами, специализирующимися на производстве машин, электроники, одежды и сельскохозяйственной продукции. Однако если Таиланд страна более свободных нравов, международного туризма и «серых схем» (по подсчетам австрийского экономиста Фридриха Шнайдера, теневая экономика Таиланда составляет около 40% ВВП), то Малайзия позиционирует себя как исламскую страну, поддерживающую традиционные ценности и развивающую исламский банкинг. Кроме того, Таиланд является давним военно-политическим союзником США и не имеет территориальных споров с Китаем, а Малайзия не участвует в программах США и имеет ряд конфликтных точек с КНР в Южно-Китайском море.
Интерес Малайзии и Таиланда к БРИКС обусловлен естественными причинами. Время безраздельного доминирования США в Азиатско-Тихоокеанском регионе проходит. Китай стал крупнейший торговым партнером для обоих государств (торговый оборот КНР с Таиландом в 2023 году превысил $105 млрд, а с Малайзией $176 млрд), потеснив США. Новая американская региональная политика конфронтационна по своей сути, поскольку предполагает создание антикитайских блоков и усиление военного давления на КНР. Санкционная политика США, установление Вашингтоном торговых барьеров и использование доллара в качестве инструмента достижения политических целей также противоречит принципам развития Малайзии и Таиланда, чье экономическое процветание зависит от открытости и широких международных связей. Эти же принципы отстаивает БРИКС.
Присоединение к БРИКС Малайзии и Таиланда станет важной вехой в развитии формата, поскольку оно откроет дорогу в организацию для экономических тигров Юго-Восточной Азии. Их пример может послужить стимулом для Индонезии и других государств АСЕАН, например, Вьетнама. Кроме того, все перечисленные страны выступают за скорейший переход в международных расчетах на альтернативные доллару валюты. Участие государств Юго-Восточной Азии в БРИКС будет иметь серьезные последствия не только на глобальном, но и региональном уровне, поскольку площадка станет дополнительным каналом коммуникации с Китаем по территориальным вопросам в Южно-Китайском море.
Нигерия
Африканский континент, пожалуй, проявляет наибольший интерес к участию в БРИКС, поскольку для стран Африки площадка представляется как средство преодоления экономической отсталости и восстановления политической справедливости. Но среди большого числа претендентов, насчитывающего более десятка стран, наиболее близка к членству в организации Нигерия.
Нигерия – это крупное государство Западной Африки с населением более 218 млн человек. Наравне с ЮАР (ВВП $405 млрд) и Египтом (ВВП $476 млрд), уже входящих в БРИКС, Нигерия (ВВП $472 млрд) входит в тройку самых больших экономик континента. Страна является крупным экспортером нефти (на нефть и нефтепродукты приходится 91% экспорта страны) и состоит в ОПЕК. Наравне с Индонезией Нигерия входит в Группу одиннадцати и рассматривается в качестве одного из будущих экономических лидеров Африки.
Отношения Нигерии с БРИКС имеют давнюю историю. Когда в 2006 году встал вопрос о принятии африканской страны в блок, выбор стоял между Нигерией и ЮАР. Но приоритет был отдан в пользу последней, поскольку Нигерия была в большей степени ориентирована на Запад и во внешней политике главным приоритетом для нее было закрепление лидерства в западноафриканском регионе через структуры ЭКОВАС (Экономическое сообщество западноафриканских государств – западноафриканская организация со штаб-квартирой в Абудже, столице Нигерии).
Когда же в 2020-2023 гг. по Западной Африке прокатилась волна антизападных переворотов (в Мали, Гвинее, Буркина-Фасо, Нигере), которые частью экспертов были представлены как новая волна антиколониализма, геополитическая ситуация для Нигерии радикально изменилась. В регионе появился новый влиятельный игрок – Россия, позиции традиционного регионального лидера – Франции – ослабли.
Заручившись поддержкой Вашингтона Париж попытался подтолкнуть Нигерию к организации через ЭКОВАС, которая имеет вооруженные силы, экспедиционного корпуса для «наведения в конституционного порядка в странах региона». Руководство Нигерии не захотело ввязываться в региональную войну с соседями – готовясь к отражению потенциальной агрессии Буркина-Фасо, Мали и Нигер объявили о формировании конфедерации.
В августе 2023 года вице-президент Нигерии Кашим Шеттим принял участие в йоханнесбургском саммите БРИКС. В январе министр иностранных дел страны Юсуф Туггар в интервью The Financial Times заявил, что Нигерия стремится к членству в БРИКС и будет добиваться места постоянного члена Совбеза ООН. В марте в интервью РИА Новости Туггар подтвердил, что вопрос о членстве в БРИКС стоит на повестке дня, идет активная внутренняя дискуссия в политических и экспертных кругах.
Главная задача Нигерии на международной арене – это обеспечение стратегической автономии через диалог со всеми партнерами. В этой связи на степень вовлеченности страны в БРИКС будет влиять региональная динамика и глобальное соотношение сил. Но политические расчеты могут отойти на второй план, если, например, в БРИКС будет создан инструмент преодоления отсталости или борьбы с наследием колониализма. В данном случае Нигерия попытается взять первенство этом процессе и будет активно продвигать интересы блока. Включив в свой состав Нигерию, БРИКС будет иметь точки входа на континент во всех регионах Африки. Помимо этого, все три ведущие африканские экономики – ЮАР, Египет и Нигерия – станут членами БРИКС, что сделает блок драйвером экономического роста в Африке.
Венесуэла, Боливия
Президент Венесуэлы Николас Мадуро был первым мировым лидером, который заявил о готовности своей страны присоединиться к БРИКС во вторую волну расширения. Таким образом Мадуро решил сыграть на опережение, чтобы перенять пальму первенства в вопросе расширения влияния БРИКС в Латинской Америке у отказавшейся от членства в блоке Аргентины.
Для сегодняшней Венесуэлы не существует альтернативы отношениям со странами БРИКС. Из-за сложнейших отношений с США, которые после очередных президентских выборов в июле 2024 года увеличили политическое давление на Каракас, у Венесуэлы нет других источников роста, кроме как на Глобальном Юге. Мадуро уже пообещал передать странам БРИКС права на разработку нефти и газа в стране (вместо американской Chevron), а также выразил готовность сотрудничать в сфере сталелитейной промышленности, лесозаготовки, алюминиевого и кирпичного производства.
Тем не менее несмотря на полную готовность венесуэльского руководства интегрироваться в БРИКС, вопрос о ее членстве не является решеным. Во-первых, экономика Венесуэлы глубоко депрессивна. Страна страдает от гиперинфляции (190% по итогам 2023 года, 234% годом ранее), безработицы (35%), нехватки продовольствия, недостатка внешних инвестиций и усложненного экспорта. Мадуро явно хочет использовать возможности БРИКС для решения проблем Венесуэлы, что может понравится далеко не всем членам блока. Во-вторых, личность Мадуро, выражаясь современным языком, стала токсичной. После вызвавшей много вопросов президентской кампании он испортил отношения со многими соседями, в частности, с Бразилией и ее лидером. Поскольку в БРИКС все решения принимаются консенсусом при голосовании за принятие Венесуэлы в блок может возникнуть серьезное недопонимание из-за особой позиции Лулы да Силвы. В-третьих, несмотря на то, что формально Венесуэла и США находятся в состоянии конфликта, на практике между странами сохраняется высокая степень созависимости. Это ставит под сомнение мотивацию и степень свободы Венесуэлы при принятии тех или иных решений в БРИКС.
Более перспективным участником БРИКС из Латинской Америки на данном этапе может стать Боливия. В 2000-2010-е гг. страна, как и члены БРИКС, переживала экономический и политический ренессанс. Лидер «Движения к социализму» (Movimiento al Socialismo) Эво Моралес ликвидировал дискриминацию по отношению к индейскому населению и провел масштабные экономические реформы, установив контроль государства над национальными ресурсами и полностью реструктуризировал национальную экономику, установив коммунитарную производственную социально-экономическую модель. В результате экономика Боливии росла в пределах 5% на протяжении 10 лет. ВВП Боливии увеличился с $945 миллионов в 2006 году (когда Эво Моралес заступил на пост) до $44 млрд в 2022 году уже при его преемнике Луисе Арсе. Уровень бедности сократился на 60%. Трудовая занятость при этом составляет 75%. В специализированной литературе развитие Боливии в 2000-2020-е гг. получило название боливийское экономическое чудо.
На международной арене Боливия выступает с инициативой проведения реформы ООН и создания новой системы равноправных международных отношений, в которой государства будут обладать одинаковым правом на защиту своего суверенитета и эксплуатацию природных богатств. Она осуждает гегемонию США и критикует капитализм западного образца. Во время президентских выборов 2019 года в Боливия разразился политический кризис, когда белое население попыталось взять реванш и отменить большинство решений Эво Моралеса. Но в 2020 году союзник Моралеса Луис Арсе вернул власть социалистам. Боливия встала на прежний курс.
Луис Арсе был главным иностранным гостем на ПМЭФ-2024 5-8 июня. Во время выступления на пленарном заседании он выразил уверенность, что «мировой порядок переходит к более справедливому и сбалансированному состоянию, основанному на многополярности и многосторонности». Ключевую роль в этом процессе, с точки зрения боливийского руководства, будут играть новые международные структуры, такие как БРИКС. На 79-ой ГА ООН министр иностранных дел Боливии Селинда Соса, что у его страны есть большой интерес и мотивация, чтобы стать частью БРИКС, поскольку данная структура помогает развивающимся странам и продвигает альтернативный мировой порядок. Президент Арсе принял приглашение на участие в казанском саммите.
Как участник БРИКС Боливия может стать символом перемен в Латинской Америке. Через структуры БРИКС ее коммунитарная производственная социально-экономическая модель может быть распространена на регион, что сильно ослабит позиции старых элит и в целом сделает регион более ориентированным на Глобальный Юг.
***
Суммарно более 30 стран выразили желание присоединиться к БРИКС, что говорит о том, что исходящий от блока импульс продолжает распространяться по планете. Усталость мирового сообщества от «миропорядка, основанного на правилах» находится на критической точке. Даже если на данный момент не до конца ясно, каким образом БРИКС сможет привнести изменения в глобальную политику, мировое большинство готово совместно работать над архитектурой нового мира. Усложняющаяся структура блока потребует более качественной внутренней дискуссии в БРИКС, что может подтолкнуть участников к созданию органов управления и выработке новых форматов принятия решений. Процесс развития БРИКС станет более институциональным.
Иван Сидоров, обозреватель журнала «Стратегии Развития»
Впервые опубликовано в «Стратегии Развития» №3 (16)
Фото взяты из открытых источников