Армения в ЕАЭС: перспективы развития

17.02.2017

Армения в ЕАЭС: перспективы развития

 

По данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) уровень общественной поддержки членства Армении в ЕАЭС серьёзно упал с 67% в 2013 году, когда было официально объявлено о решении Еревана вступить в Таможенный Союз, до 46% в 2016 году. Одновременно с этим за указанный период отмечается рост числа лиц, относящихся отрицательно к ЕАЭС, с 5% до 15%, а также увеличение количества безразличных с 19% до 33%.[1, с. 8] В качестве одной из существенных причин специалистами называется сознательное продвижение со стороны ряда СМИ и части экспертного сообщества тезиса о наличии недостатков и проблем в экономике Армении исключительно по причине её участия в ЕАЭС: «коррупция, монополизм, всевластие импортеров, отсутствие конкуренции, протекционизм для крупных игроков и теневой экономики», – что фактически прикрывает проколы финансово-экономической политики властей страны с перекладыванием ответственности за них на интеграционное образование[2]. Сложно не согласиться с тем, что своё влияние на восприятие итогов членства Армении в Союзе, безусловно, оказал экономический кризис в Российской Федерации, который существенно повлиял на платежеспособность российских граждан, что не могло не отразиться на покупке армянской продукции и инвестиционных возможностях России[3]. Следует заметить, что это случилось бы в любом случае и ЕАЭС здесь не причём. Более того, по оценкам армянского экономиста Ашота Тавадяна, совокупный ущерб Армении в случае выбора не в пользу ЕАЭС составил бы примерно 1 млрд. долларов.[4]

Помимо смягчения негативных последствий экономического кризиса Евразийский экономический союз предоставляет ряд возможностей, которые позволят всем его членам извлечь для себя серьёзные выгоды. Так, в условиях ЕАЭС Армении по силам обеспечить рост ВВП в 7% при условии удвоения объёмов экспорта: в частности, эксперт отметил, что благодаря уменьшению цен на энергоресурсы, цены на сельхозпродукцию тепличных хозяйств, преимущественно идущих на экспорт, должны снизиться на 10%, что значительно увеличивает конкурентоспособность армянских предприятий[5]. По мнению журналиста Айка Халатяна, перед армянскими властями стоят задачи более эффективного использования возможностей, предоставляемых членством в ЕАЭС и союзными отношениями с Россией, особенно по части более активного развития экспортного потенциала республики, надежды на решение которых связываются с правительством Карена Карапетяна[3]. Сам же премьер-министр в своём интервью армянским телекомпаниям отметил: «…в основном от нас зависит, можем ли мы пользоваться членством в ЕАЭС. Если мы не очень пользуемся, сваливать вину на других, полагаю, неправильно»[6].

Таким образом, как на экспертном, так и на правительственном уровнях в Армении есть разумное понимание и адекватное восприятие Евразийского экономического союза. Интеграционное объединение не есть что-то волшебное, автоматически улучшающее жизнь граждан от самого факта членства страны в ЕАЭС, это набор определённых возможностей, позволяющих достичь позитивных интеграционных эффектов.

Одним из препятствий, которое официально заявлялось в качестве причины, почему Армения не может присоединиться к Союзу, было отсутствие общей границы хотя бы с одним из государств-членов Таможенного Союза. Об этом говорил в бытность премьер-министром Армении Тигран Саркисян[7]. При ответе на вопрос участника Школы Евразийской экономический комиссии и Российского совета по международным делам «ЕАЭС: интеграция для каждого. Эффекты и перспективы до 2025 года» Тигран Саркисян как Председатель Коллегии ЕЭК напомнил о наличии общего понимании и у Армении, и у России, «что пока интеграция только на уровне таможенных отношений и ограничивается только ТС, смысла республике принимать участие не было. Суть единого таможенного пространства заключается в свободе перевозок товаров, которой Армения ввиду армяно-грузинской и грузино-российской границы пользоваться не могла. Смысл появился, когда интеграция пошла дальше на уровень единого экономического пространства. В этом случае Армения могла бы остаться за бортом, усложнив себе доступ к основным торговым партнёрам, в первую очередь Российской Федерации. Председатель Коллегии ЕЭК считает, что проблема отсутствия общей границы Армении легче решается именно в рамках ЕЭП и ЕАЭС, что подтверждено армянскими экспертами и экспертами из МВФ»[8].

Однако проблема отсутствия общей границы с кем-либо из стран ЕАЭС для Армении осталась и требует своего решения. В рамках нивелирования указанной проблемы правительством Армении уже сделаны первые шаги в этом направлении. Приведённые выше слова действующего премьер-министра Армении Карена Карапетяна не расходятся с делом и 24 января главы правительств России и Армении одобрили внесение изменений в соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан, по которым россияне смогут посещать республику по внутренним гражданским паспортам[9]. По мнению Карена Карапетяна, указанная мера представляет собой «большой потенциал для развития туризма, а также для сближения народов и стран» и приведет к увеличению потока российских туристов в Армению[10].

Ещё одним немаловажным направлением деятельности Армении в рамках членства в ЕАЭС является работа на переговорах по созданию зоны свободной торговли Союза с Исламской Республикой Иран. Президент Армении Серж Саргсян на недавнем Инвестиционном форуме по солнечной энергетике позиционировал Армению «своеобразным мостом между Исламской Республикой Иран и Евразийским экономическим союзом», что создаёт, по его мнению, «все возможности для реализации многочисленных инвестиционных программ, как со стороны государства, так и частного сектора»[11]. Армянские экономисты подчёркивают перспективность сотрудничества с Ираном в таких сферах как транспорт и энергетика. По мнению Лидии Геваргизовой, Иран интересуют транзитные возможности Армении для импорта своих товаров. Среди проектов в сфере транспорта можно назвать железную дорогу Иран–Армения и транспортный коридор, связывающего Персидский залив с Чёрным морем и охватывающий такие армянские города: Мегри – Вайоц Дзор – Ерасх. Иран в сфере энергетики заинтересован в увеличении поставок своего газа в Армению в обмен на электроэнергию с Ереванской и Разданской ТЭС в северные провинции Ирана.[12]

Два года функционирования ЕАЭС и членства Армении в интеграционном объединении пришлись на спад в мировой экономике, политику санкций в отношении России. Тем не менее Евразийский экономический союз не просто устоял, но и демонстрирует тенденции к развитию. В ряде СМИ многие проблемы в странах-членах Союза искусственно увязывают с ЕАЭС, однако Союз только представляет возможности и условия для экономического развития, успех которого зависит от эффективности прилагаемых усилий со стороны государств-участников ЕАЭС. Действующее правительство Карена Карапетяна демонстрирует адекватное понимание и восприятие Евразийского экономического союза не только на словах, но и на деле.

Армен Айрапетян, независимый эксперт

Интеграционный барометр ЕАБР – 2016 (пятая волна измерений). – СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. – 106 с.
Мартиросян С. Два года Армении в ЕАЭС: позитива больше // Ритм Евразии. – 2017. – 16 января. – URL: http://www.ritmeurasia.org/news—2017-01-16—dva-goda-armenii-v-eaes-pozitiva-bolshe-27852 (дата обращения 01.02.2017).
Халатян А. Армения в ЕАЭС — промежуточные итоги // Dalma News. – 2016. – 17 сентября. – URL: http://dlmn.info/ru/armeniya-v-eaes-promezhutochnye-itogi/ (дата обращения 01.02.2017).
Ущерб от невступления Армении в ЕАЭС составил бы примерно миллиард долларов – эксперт // ARKA News Agency. – 2015. – 26 декабря. – URL: http://arka.am/ru/news/economy/ushcherb_ot_nevstupleniya_armenii_v_eaes_sostavil_by_primerno_milliard_ dollarov_ekspert/?sphrase_id=13039874 (дата обращения 01.02.2017).
Тавадян: Армения сможет обеспечить рост ВВП в 7%, лишь удвоив объемы экспорта // ARKA News Agency. – 2016. – 20 декабря. – URL: http://arka.am/ru/news/interview/tavadyan_armeniya_smozhet_obespechit_rost_vvp_v_7_lish_udvoiv_obemy_ eksporta/?sphrase_id=14508640 (дата обращения 01.02.2017).
Интервью Премьер-министра РА Карена Карапетяна телекомпаниям от 22.10.2016 года // Правительство Республики Армения. Официальный сайт. URL: http://gov.am/ru/news/item/8602/ (дата обращения 01.02.2017).
У нас с Россией нет проблем Премьер-министр Армении Тигран Саркисян рассказал «Интерфаксу» о двустороннем сотрудничестве с Россией, строительстве нового блока Армянской АЭС и процессе карабахского урегулирования (интервью) // Интерфакс. – 2012. – 26 ноября. – URL: http://www.interfax.ru/interview/277622 (дата обращения 01.02.2017).
https://www.facebook.com/armen.airapetian/posts/1160275370725778 (дата обращения 01.02.2017).
Россияне смогут ездить в Армению по внутренним паспортам // Российская газета. – 2017. – 24 января. – URL: https://rg.ru/2017/01/24/rossiiane-smogut-ezdit-v-armeniiu-po-vnutrennim-pasportam.html (дата обращения 01.02.2017).
Карен Карапетян: Армения — фантастическая страна с прагматичным подходом (интервью) // Национальный филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Армения. – 2017. – 29 января. – URL: http://am.mir24.tv/news/62261 (дата обращения 01.02.2017).
Приветственная речь Президента Сержа Саргсяна в связи с открытием Инвестиционного форума по солнечной энергетике от 25.01.2017 года // Президент республики Армения. Официальный сайт. URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2017/01/25/President-Serzh-Sargsyan-attended-Energy-Week-2017-Event/ (дата обращения 01.02.2017).
Гиваргизова Л. Появится транспортный коридор между Персидским заливом и Черным морем // Звязда. – 2016. – 20 декабря – URL: http://zviazda.by/be/news/20161219/1482159238-poyavitsya-transportnyy-koridor-mezhdu-persidskim-zalivom-i-chernym-morem (дата обращения 01.02.2017).


← Назад к списку новостей