Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС
28.02.2018
Таблица 1.
Структура экспорта РА
Экспорт |
||||||
|
2017 |
2016 |
||||
|
место |
тыс. дол. |
% |
место |
тыс. дол. |
% |
Всего |
|
2,242,869 |
100.0% |
|
1,791,724 |
100.0% |
Россия |
1 |
541,583 |
24.1% |
1 |
374,471 |
20.9% |
Болгария |
2 |
286,204 |
12.8% |
2 |
152,420 |
8.5% |
Швейцария |
3 |
269,370 |
12.0% |
9 |
74,643 |
4.2% |
Грузия |
4 |
155,213 |
6.9% |
3 |
146,938 |
8.2% |
Германия |
5 |
132,483 |
5.9% |
5 |
138,950 |
7.8% |
Китай |
6 |
123,753 |
5.5% |
7 |
96,384 |
5.4% |
Ирак |
7 |
120,932 |
5.4% |
6 |
137,896 |
7.7% |
ОАЭ |
8 |
102,828 |
4.6% |
10 |
63,842 |
3.6% |
Нидерланды |
9 |
90,755 |
4.0% |
8 |
75,253 |
4.2% |
Иран |
10 |
84,153 |
3.8% |
12 |
50,836 |
2.8% |
В основном экспорт на рынки ЕАЭС в 2017г. вырос продукцией химической и фармацевтической промышленности (71.4 %), изделий из древесины (50.5%), текстили и текстильных изделий (35%), готовых продуктов питания (27%).
Следует отметить, что в 2017г. экспорт в Россию, являющейся локомотивом ЕАЭС, вырос на 44.6%. В 2017 году рост ВВП РА превысил 5%, по предварительным подсчетам, составив 5.4%. Это существенно выше запланированного роста в 3.2%. Отмечается значительный рост экспорта, особенно экспорта готовой продукции. Рост экспорта в Россию идет опережающими темпами. Ключевую роль в росте экспорта играет его структура. Основная перспектива роста экспорта готовой продукции, у которой высокий процент добавленной стоимости это Россия. Следует использовать возможности ЕАЭС для значительного роста экспорта и в другие страны ЕАЭС.
В Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье.
Повышению уровня конкурентоспособности страны способствовали:
- Подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин;
- Упрощение всех процедур – от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления;
- Стабилизация курса российского рубля, за 2016-2017г. рубль укрепился на 22.5%, соответственно настолько же повысилась валютная выручка экспортеров в Россию;
- Снижение цен на газ. Армения газ получает по цене 150 долларов за 1000м3, притом, что цена за газ в регионе составляет 180-190 долларов. С учетом того, то Армения потребляет примерно 2 млрд газа в год (в 2017г. - 1.996 млрд. м3, рост 7%), эффект составляет 70 млн долларов. При подписании Договора о ЕАЭС цена на газ составляла примерно 400 долларов за 1000м3, а для Армении цена снизилась с 270 до 189 долларов.
- Позитивно повлияло и решение правительства Армении снизить цену на газ для тепличных хозяйств и перерабатывающей промышленности на одну треть. С учетом того, что энергоресурсы составляют примерно 30% себестоимости продукции, то фактически себестоимость сельскохозяйственной продукции снизилась на 10%, что конечно же также повысило конкурентоспособность этой продукции.
- Свою роль сыграли также ответные санкции России, расширившие возможность экспорта продуктов в Россию из стран ЕАЭС.
Вырос экспорт и в ЕС, что прежде всего связано с существенным ростом цен на цветные металлы. Экспорт руды цветных металлов, листов алюминия, ферросплавов составляет абсолютное большинство экспорта нашей продукции в ЕС. Цена на медь в 2016-2017 г. выросла с 4400 до 7000 долларов за 1 тонну. Добыча же металургических руд в 2017г. выросла 13.2%. Экспорт медного концетрата вырос на 32%. По оценке экспертов ЕС по системе GSP+ Армения сэкономила 8.7 млн долларов США в 2016г. В экспорте же в ЕАЭС с учетом льготных цен на энергоресурсы экспортеры сэкономили примерно 60 млн долларов.
Оппоненты вступления Армении в ЕАЭС главным образом отмечают, что ВВП Армении в долларах сократился на 8%. Государственный же долг вырос на 10%. Во-первых, соответственно данным международных организаций в 2015-2016г. зафиксирован рост ВВП Армении, а в 2017г. отмечается уже существенный рост ВВП. Во-вторых, расчет ВВП соответственно изменению курса национальной валюты к доллару не выдерживает критики.
Скажем, осенью 2017г. в течение месяца курс грузинского лари в отношении к доллару снизился с 2.5 лари до 2.7 лари, то есть на 7.5%, фактически в долларах ВВП Грузии снизился на 7.5%. Расчет ВВП, связанный с изменением курса доллара, не корректен и не является следствием подписания того или иного интеграционного соглашения. Отметим также, что в то время, когда ВВП ЕС 2008-2009г. сократился на 4% в Латвии было зафиксировано падение ВВП на 22.4%, а в Литве и Латвии на 18%. Сокращение ВВП в Латвии заняло первое место в мире в 2009г. Явно однобоко и субъективно и в этом случае связывать падение ВВП с интеграционными процессами. В первую очередь это чувствительность экономики страны к внешним негативным фактором, так называемый слабый экономический гомеостаз.
В Армении же снижение темпа роста ВВП в 2015г. в первую очередь связано с тем, что в 2015г. цена на 1 тонну меди снизилась с 5190 долларов до 4400 долларов. Снижение составило 25%. Курс же российского рубля относительно доллара снизился с 56 рублей до 77 рублей. Понижение составило 28%.
Это являются основными причинами снижения темпа роста экономики в 2015г., а не интеграционные процессы. Конечно же если бы Армения не была членом ЕАЭС, то 30% рост цены на газ, таможенные пошлины, санитарно-гигиенические ограничения, еще большее сокращение трансфертов только усугубили бы ситуацию. Что же касается роста внешнего долга, то, во-первых, он находится в определяемых законодательно пределах, во-вторых из России мы получили строго целевые кредиты. Два льготных кредита в 300 млн долларов, прямо направленных на укрепление обороноспособности нашей страны. Эффективность данных кредитов бесспорна. Армения также получила из России целевой кредит в 270 млн и 30 млн долларов в качестве гранта, необходимых для модернизации и продления срока эксплуатации Армянской атомной электростанции.
Следует подчеркнуть, что в статье 4 Договора о ЕАЭС «Основные цели Союза» указано – основными целями Союза являются не только формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, но и всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Фактически в Договоре отмечена необходимость способствовать развитию экономики по данному, существенно более эффективному сценарию.
Россия занимает первое место по объёму инвестиций в РА. Следует, однако, признать, что в том числе из-за санкций и колебания цен на энергоресурсы существенного увеличения темпа роста инвестиций в экономику РА пока не произошло.
Таблица 2.
Инвестиции в экономику РА (млн. дол. США).
Валовые потоки |
|||||
Всего |
В том числе прямые инвестиции |
Удельный вес, % |
|||
Всего |
Прямые инвестиции |
||||
Всего |
13,079 |
7,378 |
100.0% |
100.0% |
|
1 |
Россия |
4,754 |
3,433 |
36.4% |
46.5% |
2 |
Германия |
1,348 |
381 |
10.3% |
5.2% |
3 |
Франция |
1,052 |
946 |
8.0% |
12.8% |
4 |
Кипр |
912 |
168 |
7.0% |
2.3% |
5 |
Аргентина |
623 |
328 |
4.8% |
4.5% |
6 |
Канада |
602 |
125 |
4.6% |
1.7% |
7 |
Ливан |
496 |
198 |
3.8% |
2.7% |
8 |
ОАЭ |
438 |
255 |
3.4% |
3.5% |
9 |
Великобритания |
422 |
193 |
3.2% |
2.6% |
10 |
Греция |
409 |
257 |
3.1% |
3.5% |
За девять месяцев 2017г. Армению посетили 1,172 тысяч туристов, что по сравнению с тем же периодом предыдущего года больше на 21%. Существенный рост туристов является не только результатом членства ЕАЭС, реально способствующее свободному передвижению граждан стран-членов ЕАЭС, но и решение правительства Армении о возможности посещать Армению туристам из России по внутренним паспортам.
Трансфертыв в Армению в 2016г. составили 1,382 млн долл., а в 2017г. по предварительной оценке 1,489 млн долл., рост - 7%. В основном Армения получает трансферты из России – 63%. Трансферты из США составили 14%, из Украины – 5.5%.
Необходимо скорректировать и согласовать приоритеты экономической политики стран ЕАЭС, четко определить ее цели, сформулировать новую модель развития экономики, спрогнозировать ожидаемые результаты. Чрезвычайно важна реакция экономической политики, особенно денежно-кредитной и налогово-бюджетной, на фиксируемые импульсы нарушения экономической безопасности – падение ВВП, увеличение дефицита торгового баланса, рост инфляции. Способность противостоять внешним негативным воздействиям имеет важное значение для привлечения инвестиций.
Необходимо использовать все возможности, созданные Договором о ЕАЭС для создания совместных предприятий. Имеются перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере оборонной промышленности, машиностроения, электротехники и приборостроения, привлечении инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди, в химической промышленности, в легкой промышленности, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в производстве лекарств, в развитии туризма.
Актуальной задачей является, с учетом закона РФ «О промышленной политике» и статьи 4 Договора о ЕАЭС, разработка дорожной карты кооперации и модернизации в первую очередь стратегических объектов стран ЕАЭС.
Актуальными задачами являются также четкое выполнение договорных обязательств странами ЕАЭС, координация макроэкономической политики, в первую очередь согласование по инфляции и курсу национальных валют и переход на взаиморасчеты в национальной валюте. Чрезвычайно важна разработка программ по противодействию коррупции и их четкая реализация. Следует решить таможенные проблемы и вопросы с либерализацией и координацией цен на энергоресурсы в ЕАЭС. Для стабильного и взаимосвязанного рост экономики стран ЕАЭС решение этих задач является первоочерёдным.
АШОТ ТАВАДЯН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономических исследований, член Евразийского экспертного клуба
24 февраля 2018 г. Ереван, Армения