Андрей Арешев: Европейский «марш-бросок» на Южный Кавказ: цели декларируемые и подлинные.

26.09.2011

Андрей Арешев: Европейский «марш-бросок» на Южный Кавказ: цели декларируемые и подлинные.

Подготовка к варшавскому саммиту «Восточного партнерства» совпала с активизацией европейских структур на ниве урегулирования региональных конфликтов, и в частности – нагорно-карабахского. Итогом кулуарной борьбы между различными группировками внутри европейских структур стало назначение (после полугодовой паузы) специальным новым представителем ЕС по Южному Кавказу и грузинскому кризису французского представителя Филиппа Лефора (заметим, что такой вариант первоначально был вовсе не очевидным). В 2004 – 2007 гг. Лефор был послом Франции в Грузии, а затем занимал пост директора департамента МИД Франции по континентальной Европе.Новый спецпредставитель, хорошо знакомый ситуацией во вверенном ему регионе (в том числе и с наиболее деликатными сюжетами региональной политики) с энтузиазмом взялся за дело, нанося визиты в Баку, Ереван, Тбилиси и Москву. По словам Лефора, Евросоюз стремится «увеличить свою вовлеченность в процессы на Южном Кавказе, в частности, помочь сторонам конфликта», чему, по его мнению, может поспособствовать опыт Европы. В фокусе внимания господина Лефора находится и комплекс вопросов, связанный с ситуацией на территориях, прилегающих к границам Грузии с республиками Южная Осетия и Абхазия, а также нагорно-карабахский вопрос.
Видимо, вовсе не случайно в последнее время начала распространяться информация о том, что функция ведущего посредника в рамках Минской группы ОБСЕ может перейти от Президента России к его французскому коллеге. В качестве предлога «кивают» на неутешительные итоги встречи в Казани, прогнозировавшиеся, впрочем, заранее (1). А в начале сентября французская компания Total объявила об обнаружении крупных запасов природного газа и конденсата на месторождении «Абшерон» в азербайджанском секторе Каспийского моря, что, в случае подтверждения данной информации, повышает шансы проекта «Набукко» на реализацию. Таким образом, амбиции Парижа в качестве влиятельного игрока на Кавказе получают как экономическое измерение (проекты в сфере энергетики), так и политико-дипломатическое (поддержка как партнеров по ЕС, продвигающих «Восточное Партнёрство», так и Вашингтона, стремящегося усилить свои позиции в регионе как непосредственно, так и через действия союзников).
Пока европейские дипломаты, в соответствии с лучшими законами пиара, работают на разогрев ожиданий. Так, относительно к Армении вбрасывается информация относительного форсированного подписания между Ереваном и Брюсселем документов об ассоциации, что предусматривает облегчение визового режима и создание в перспективе зоны свободной торговли. Видимо, продвижение по пути партнёрства с ЕС должно внести во внешнеполитическую повестку дня этой Армении вопрос о повышении «уровня экономической и военной суверенности» от России. Карл Бильдт демонстрирует возросшую заинтересованность Брюсселя по отношению к Еревану и Баку, заявляя о стремлении «поощрять Армению и Азербайджан для поиска мирного решения» и поддержке усилий Минской группы ОБСЕ. По его словам, обе стороны должны воздержаться от агрессивной риторики и вместо этого, создать основу для мира среди их населения. «ЕС должен поддержать процесс и продемонстрировать населению в регионе, что мирным путем можно достичь многих преимуществ», - заявил глава МИД Швеции.
Как видим, данные заявления особой конкретикой не страдают, и в ближайшее время у европейских структур вряд ли появится принципиально новый политико-дипломатический инструментарий, способный обеспечить прорыв в решении наиболее острого и взрывоопасного из южно-кавказских конфликтов. Впрочем, активизация Запада на карабахском направлении дополняется заявлениями европейских чиновников, активно приветствующих (и это как минимум) диалог между властью и оппозицией в Армении. По мнению некоторых экспертов, этот «диалог», обе стороны которого должны быть достаточно восприимчивы к аргументам европейских и американских партнёров, может стать хорошим инструментом в деле ослабления влияния России на Армению. А если фактор российско-армянского военно-политического союза удастся все-таки поставить под сомнение, последствия могут оказаться достаточно серьезными. И никакое «Восточное Партнерство», идеологи которого в общении с Баку и Ереваном по-прежнему демонстрируют лицемерно-«политкорректный» подход, в случае обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха, не поможет…
Представители азербайджанских неправительственных организаций уже выступили с предложениями по развитию гражданского общества, адресованными саммиту «Восточного Партнёрства». Надежды на помощь «цивилизованного мира» в диалоге с собственными правительствами наверняка будут также у их грузинских и армянских коллег. Однако ожидать, что западные политические проектанты будут действовать на евразийском пространстве, руководствуясь исключительно стремлением бескорыстно помочь местным народам выйти из мрака к свету добра и процветания, было бы по меньшей мере наивным. Если бы дело обстояло иначе, то предшествующий 20-летний период бурного освоения Западом постсоветского пространства не сопровождался бы столь явными процессами социально-экономической деградации на фоне процветания относительно небольших элитных групп.
Так или иначе, все инициативы, предлагаемые американцами либо европейцами, жестко ориентированы на извлечение вполне конкретных выгод, а выделяемые под ту или иную программу миллионы долларов не могут не окупиться экономическими, геополитическими и иными дивидендами. Руководитель Центра европейских исследований Ереванского Государственного Университета Артур Казинян обращает внимание на то, что только в мае состоялось пять-шесть визитов довольно высокопоставленных лиц Европейского Союза в Армению: «В первую очередь, это было обусловлено тем, что Европейский Союз официально разработал и включил в свои возможности программу “Южный Коридор” – проект, который предусматривает создать сухопутную связь между Востоком и Западом. Это связано с тем, что в результате украинского газового конфликта получилось так, что российский транзит стал ненадежным, украинский – также, и Европейский Союз, тем самым, был вынужден думать в направлении диверсификации энергетики. И с этой точки зрения наиболее оптимальным стал маршрут через Южный Кавказ» (2).
Интересы европейцев в регионе, как известно, всегда были связаны прежде всего с так называемой «энергетической безопасностью» - достаточно вспомнить происходившее на Кавказе в 1917 – 1918 гг. (3) Вот и сейчас, в начале XXI века, «альтернативные» трубопроводы и «коридоры» рассматриваются в качестве ключевого фактора, способного воспрепятствовать экономической и геополитической интеграции республик бывшего СССР. Таким образом, Запад стремится получить не только политическое влияние на постсоветском пространстве, но и взять под контроль все значимые экономические проекты, реализуемые этими странами. Экспансия, как это уже опробовано многовековой практикой, осуществляется по нескольким направлениям: политические проекты США и их сателлитов поддерживается военной машиной НАТО, а несговорчивым (или просто вовремя не сориентировавшимся) лидерам предлагается подумать над судьбой Слободана Милошевича, Хосни Мубарака, Муаммара Каддафи или Башара Асада. В результате ценой относительно небольших затрат завоёвываются новые позиции в стратегически регионах мира, которые становятся опорными пунктами к дальнейшей экспансии. В рассматриваемом нами случае речь идет о России, но прежде всего – об Иране, который неизбежно станет следующим после Ливии и Сирии. Вопрос о пересыхании озера Урмия, как известно, уже стал поводом для массовых протестов, которым практически неизбежно будет придана этническая окраска…
Однако любое действие, как известно, рождает противодействие. В своем стремлении политически и экономически подчинять себе все новые евразийские пространства Запад неизбежно будет конкурировать не только с Россией, но и с другими игроками, всё активнее заявляющими о своих региональных и глобальных интересах.
(1) См., напр.: Арешев А. Карабах: что ждать от встречи в Казани? // http://ria.ru/analytics/20110624/392577411.html
(2) Мы должны заставить Россию уважать наш интерес // http://www.1in.am/rus/armenia_interview_9639.html
(3) См. напр.: Волхонский М., Муханов В. По следам Азербайджанской Демократической Республики. М. 2007.


← Назад к списку новостей