Станислав Тарасов: Зачем Москва и Анкара убили NABUCCO.

10.01.2012

Станислав Тарасов: Зачем Москва и Анкара убили NABUCCO.

В этот контекст вписывается и так называемый украинский сюжет. Глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщал, что перспективы реализации проекта строительства "Южного потока" привязаны к переговорам не только с Турцией, но и с Украиной. В монополии не скрывали, что собираются прокладывать трубу по Черному морю, чтобы уменьшить зависимость от украинской газотранспортной системы. В целом же блоковая политика Анкара-Киев-Баку могла бы создать для Москвы немалые проблемы. Плюс к этому и позиция Еврокомиссии, которая предостерегала Россию от возможности оказывать "какое-либо политическое давление на Ашхабад и Баку", чтобы они отказались от Транскаспийского газопровода и NABUCCO. Полагаем, неслучайно в российских СМИ стали появляться материалы, которые ставили под сомнение экономическую целесообразность "Южного потока", говорилось об опасности для России превращения Турции в "сосредоточие ключевых газовых маршрутов", что, мол, Москва может в перспективе получить "вместо строптивого Киева амбициозную Анкару".
Однако случилось непредвиденное. Когда Национальное собрание Франции приняло известный законопроект по геноциду армян в 1915 году, Турция решила сделать ставку на российский тыл. Чуть ранее министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявлял, что его страна должна в перспективе ориентироваться на экономический союз " восточных государств", которые в отличие от ЕС, " находятся на подъеме". Когда же Владимир Путин объявил о проекте создания Евразийского экономического союза, у Турции появилась геополитическая альтернатива. На наш взгляд, именно с этим обстоятельством и связано решение Анкары выйти из "газовой интриги" и дать разрешение на реализацию проекта строительства и эксплуатации газопровода "Южный поток". При этом не исключено, что в обмен на это "Газпром" пошел на определенные уступки Турции по дополнительным объемам поставок или по ценам на газ, чтобы вместе с Турцией "убить" NABUCCO. Это- во-первых.
Во-вторых, Турция в условиях рецессии в Европе решила не ставить под удар перспективы как энергетического, так и торгово-экономического сотрудничества с Россией. Кстати, накануне министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сообщил, что на строительство атомной станции в Аккую поступило 700 млн. долларов российских капиталовложений. "Мы уже не рассматриваем вопрос расширения энергетического сотрудничества с Россией с позиции "быть или не быть", мы подошли к практичным этапам реализации наших совместных проектов", - заявил министр Йылдыз. Это означает, что из цепочки Анкара-Киев-Баку первое звено стало выпадать. Что касается второго - Киева, - то, по словам Алексея Миллера, "после разрешения на строительство "Южного потока", мы говорили о том, что "Южный поток" еще крепче привязан к Украине". Похоже на то, что Россия не отталкивает от себя Украину, а рассчитывает увязать в единый пакет ГТС Украины и "Южный поток". Пока же, получив разрешение Турции на строительство "Южного потока", Москва усилила свои переговорные позиции с Украиной, и поэтому не исключено, что Киев пойдет на уступки Москве по газовым соглашениям.
Более того, "Газпром" для заполнения "Южного потока" может привлечь азербайджанский и туркменский газ, выстраивая таким образом единую схему транспортировки газа в Европу с постсоветского пространства. Это рационально и с точки зрения диверсификации рисков, и с точки зрения потенциального увеличения объемов поставок газа европейским странам в среднесрочной перспективе. Так что Турция, похоже, сделала первый шаг на пути интеграции в эту еще только формирующуюся новую транзитную структуру. И Москва в лице Анкары начинает видеть предсказуемого партнера, экономика которого все больше и больше начинает интегрироваться в общую систему на постсоветском пространстве.
Коллаж: ИА Регнум.

← Назад к списку новостей