Станислав Тарасов: Тайны "силлогизма" Тиграна Саркисяна.

14.11.2011
Пожалуй, к единственному важному достижению в работе Минской группы ОБСЕ можно отнести ее согласие в том, что карабахский конфликт не имеет военного решения, и что для его урегулирования "очень важна политическая воля сторон в принятии сложных решений, необходимых для перехода от неприемлемого статус-кво и достижения мира". Каких именно, - если учитывать, что и личная посредническая миссия президента России Дмитрия Медведева не увенчалась успехом? Представить себе, что Азербайджан признает независимость Карабаха, пойдет на нормализацию отношений с Арменией - очень сложно. Точно также маловероятным выглядит сценарий согласия Армении на сохранение Карабаха - в любом статусе - в составе Азербайджана. Если мыслить историческими аналогиями, вспомнив, что в 20-е годы прошлого века только формат Советского Союза на время "урегулировал" этот конфликт, то напрашивается аналогия с предложенным недавно проектом Владимира Путина о создании Евразийского экономического союза. Хотя премьер-министр России и утверждает, что создание Евразийского союза вовсе не означает восстановления СССР, он все же подчеркивает, что тесная интеграция на политической и экономической основах является требованием времени. В таком формате действительно вырисовывается определенный сценарий урегулирования карабахского конфликта, но только в случае присоединения к союзу Армении и Азербайджана.
Но это приводит к выводу о возможности урегулирования карабахского конфликта только в случае геополитических перемен на постсоветском пространстве. Это - во-первых. Во-вторых, если, вероятность вхождения Армении в Евразийский союз можно считать высокой, то Азербайджан - во всяком случае, при нынешнем руководстве - вряд ли пойдет на такой шаг. Скорее всего, усиливающиеся интеграционные процессы на территории бывшего СССР могут подтолкнуть Баку к еще большей интеграции с Турцией, тем более, что в ходу остается известный лозунг: "одна нация - два государства".
Правда, существует промежуточное тактическое решение конфликта, о котором упомянул Тигран Саркисян - продолжение диалога по нормализации отношений с Турцией - "без предусловий". Речь идет об известных цюрихских протоколах, которые под давлением Азербайджана "застряли" в турецком парламенте. Если также предположить, что армянская и турецкая сторона пошли бы на ратификацию этих документов, то это привело бы к качественным изменениям геополитической ситуации в регионе. У Еревана появился бы выбор, возможность для более широкого дипломатического маневра, он мог бы передвинуть в ходе политики реформирования проблему карабахского урегулирования на второй, а то и третий план. Неслучайно многие армянские эксперты утверждают, что формат цюрихских протоколов является наилучшим для армяно-турецкого сотрудничества, потому что они не затрагивают вопрос карабахского конфликта и вмешательство Азербайджана в этот процесс. Тем не менее, Армения оказалась бы повязанной с двух сторон тюркским фактором и могла бы "модернизировать" свое отношение карабахскому урегулированию.
Вот почему Белый дом США постоянно держит эту проблему в поле зрения, делая время от времени по этому поводу официальные заявления. На днях госсекретарь США Хиллари Клинтон на конференции американо-турецкого совета заявила, что США надеются, что турецкий парламент ратифицирует протоколы. В то же время известно и заявление президента Франции Николя Саркози о необходимости признания Турцией фактора Геноцида армян. Если вспомнить, что США и Франция являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, то можно говорить о повышении давления на Турцию с разных сторон. Так мы выходим на третью и четвертую посылки силлогизма Саркисяна" - региональную безопасность и геополитические риски.
После кавказской войны августа 2008 года Турция выступила с инициативой "Кавказской Платформы". Она предусматривала создание региональной системы безопасности с участием России, Турции, Грузии, Армении и Азербайджана. В данном случае просматривался практический интерес Анкары: обеспечить бесперебойную работу нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум, железной дороги Карс-Гюмри и Баку-Тбилиси-Карс, поскольку в случае вооруженной конфронтации между Азербайджаном и Арменией эти коммуникации были бы перерезаны в первую очередь. Более того, вскоре выяснилось, что создание системы безопасности по-турецки - не содержит гарантий возвращения Карабаха под контроль Азербайджана, а отсутствие в ней Ирана ведет вообще к сбою весь механизм. Несмотря на все заверения в теплых чувствах к Азербайджану, Иран активно развивает политическое и военное сотрудничество с Арменией, поддерживая таким образом нынешнее статус-кво в отношении Карабаха.
Все это напоминает выход главных игроков в Закавказье на исходные позиции перед решающей схваткой. А проникающие геополитические вихри с Большого Ближнего Востока, и, как выразился Саркисян, "туманящие Южный Кавказ", могут вывести карабахский конфликт из нынешней турбулентной фазы. Как считает директор армяно-американского Центра региональных исследований Ричард Киракосян, сегодня и Россия, и США, и Европа ждут действий Анкары, а не Еревана.
Очевидно, что в переговорах о ратификации или нератификации протоколов Турция уже приобрела дивиденды - серьезные уступки Азербайджана в переговорах по нефти, газу и многому другому. Существуют веские основания предполагать и то, что Турция может начать разыгрывание армянской "карты", но уже с учетом обострившегося курдского фактора. Так что в складывающейся ситуации перспектива разрыва цюрихского процесса не выгодна ни Турции, и ни Армении. Выиграл ли Азербайджан от участия в этой сложной многоходовой комбинации - покажет ближайшее время.

← Назад к списку новостей