США – за спиной «Джебхат ан-Нусры»
01.03.2016
Реализацию соглашения о прекращении огня могут осложнить не только многочисленные подводные камни со стороны Катара, Дохи или Анкары, но и действия влиятельной американской «партии войны», ни на йоту не отказавшейся от целей свержения сирийского правительства и перекройки границ многих стран региона.Первоначальные турецко-катарские уговоры Башара Асада де-факто сдать власть организации «Братья-мусульмане» (запрещена в России – прим.) сменились ставкой на самые непримиримые бандитско-террористические группировки, запятнавшие себя многочисленными военными преступлениями и актами геноцида по отношению к представителям всех без исключения этноконфессиональных групп в Сирии и Ираке.
На фоне ставшего широко известным террористического «Исламского государства» (запрещённая в России группировка – прим.) заявившая о себе в начале 2012 года как ответвление «Аль Каиды» «Джабхат ан-Нусра» (также запрещённый в России так называемый «Фронт поддержки населения Великой Сирии») до поры до времени оставалась в относительной тени. Между тем, само название сего «Фронта» свидетельствует, что речь идёт не о местной, сирийской, а об иностранной группировке. Примечательно и то, что ещё до медийной раскрутки «ИГ» именно «Джабхат ан-Нусра» начала вести пропаганду не только на арабском, но и на многих других языках, что способствовало притоку в ряды боевиков немалого количества выходцев из Европы, Центральной и Восточной Азии, а также с Северного Кавказа. В октябре 2015 года базирующийся в Британии так называемый «сирийский центр мониторинга прав человека» сообщил о переходе отряда боевиков численностью около 1500 человек, состоящего из чеченцев, узбеков и таджиков, на её сторону. Именно этим обстоятельством была обусловлена высокая активность российских ВКС именно в северо-западной части Сирии; вовсе не случайно, что именно там 24 ноября 2015 года турецкими был сбит российский бомбардировщик СУ-24.
В течение нескольких лет западные средства массовой пропаганды потратили немало усилий на то, чтобы представить боевиков этой группировки едва ли не в образе «борцов за демократию», что вовсе не удивительно. По мнению некоторых специалистов, именно «Джебхат ан-Нусра», а не контролирующее сравнительно малонаселённые приевфратские районы «Исламское государство», до сих пор является основной ударной силой, нацеленной на силовое устранение легитимной власти в Дамаске.
Если принять это утверждение в качестве рабочей гипотезы, то неподдельная обеспокоенность ряда игроков за судьбу данной группировки становится более понятной. 20 февраля в западной прессе появились утечки информации о том, что российские авиаудары в Сирии заставили террористов «Джабхат ан-Нусра», ни много ни мало, запросить помощи в ООН. Основной урон группировке, пока что контролирующей провинцию Идлиб, а также ряд территорий под Дамаском и на юге страны, наносит авиация российских ВКС и сирийские вооруженные силы. Совместно с ними действуют формирования сирийских курдов, других местных этноконфессиональных и племенных групп, а также часть так называемой «умеренной оппозиции» (имеются в виду боевики не имеющей никакого централизованного управления «сирийской свободной армии», де-факто примирившиеся с правительством в Дамаске). 18 февраля от боевиков «Джабхат ан-Нусры» был освобождён последний удерживавшийся ими город в провинции Латакия – Кинсибба.
Таким образом, прекращение бомбардировок на две или три недели, а также возобновление поставок «гуманитарной помощи» необходимы террористам для того, чтобы отдохнуть, перегруппироваться и пополнить запасы амуниции и вооружения. Это поможет предотвратить окончательный разгром «Джебхат ан-Нусры», которая сама по себе является продуктом не только турецко-катарской или саудовской, но, прежде всего, американской политики в регионе.
Террористы сполна воспользовались тайными программами помощи со стороны ЦРУ так называемым «умеренным сирийским повстанцам», запущенным в 2013 году (а на самом деле – задолго до начала называемой «арабской весны», как минимум с 2009 года). География успехов боевиков на северо-западе и юге страны позволяет констатировать: группировки, которые поддерживает ЦРУ, сотрудничали с исламистской коалицией «Джаиш аль-Фатх», где одним из ведущих участников является «Джабхат ан-Нусра», официально аффилированная с «Аль-Каидой».
Продолжающаяся по сей день оккупация в апреле 2015 года Идлиба объясняется не только использованием террористов-смертников, но также американских противотанковых управляемых ракет TOW. На юге Сирии поддержанный ЦРУ так называемый «Южный фронт» совместно с «Джабхат Ан-Нусрой» участвовал в операции по захвату города Дераа в июне 2015 года. Напомним, именно весной и летом прошлого года возникла непосредственная угроза захвата террористическими бандами Дамаска, Латакии и других территорий, остававшихся под контролем легитимного сирийского руководства.
То обстоятельство, что в ряде случаев «Джебхат ан-Нусра» становилась, подобно «Исламскому государству», зонтичной организацией для более мелких группировок, принципиально сути дела не меняет. Американская военная помощь шла и продолжает идти непосредственно террористам, что не только не скрывается, но и преподносится едва ли не как доблесть. «После того, как в конце сентября Россия вмешалась в события в Сирии, ЦРУ решило значительно увеличить поставки смертельных средств ведения войны проверенным повстанческим фракциям», — пишут авторы статьи в The Daily Beast, конечно, вовсе не единственной в своём роде.
В арабской прессе можно было встретить информацию о том, что «Джебхат ан-Нусра» конфисковывает треть военной помощи, предоставляемой западными державами «сирийской свободной армии». Имели место и случаи передачи обученных американцами неких «умеренных» боевиков той же «Джебхат ан-Нусре», что вызывало «сожаление» представителей Пентагона. Конечно, способ информационной подачи подобного рода инцидентов вряд ли способен кого-либо ввести в заблуждение: речь идёт опять-таки о прямых поставках оружия террористам, причём камуфлируемых совсем уж халтурно. Согласно Роберту Фиску, ссылающемуся на французские разведывательные сводки, американские пилоты в ходе своих «боевых вылетов» (при том, что в большинстве случаев они возвращались с неизрасходованным боезапасом) избегали бомбардировок позиций, занимаемых «Джебхат ан-Нусрой».
О том, что никакого различия между «сортами» террористов (о чём предупреждали авторы доклада Кавказского геополитического клуба»), не существует, лишний раз свидетельствует заявление одного из командиров другой крупной исламистской организации «Ахрар аш-Шам». Со ссылкой на мифическую «сирийскую свободную армию» он объявил, что несколько её так называемых «бригад» (под которыми, скорее всего, следует понимать всё тот же прокатарский «Ахрар аш-Шам») не приемлют перемирия в САР, если его действие не распространится также на группировку «Джебхат ан-Нусра».
Авторы публикаций в западных СМИ, как представляется, вполне обоснованно пишут о том, что Россия не согласится на неприемлемые условия, которые ей будут выдвигаться, потому что, в отличие от проамериканской виртуальной «коалиции», она сражается с террористами не понарошку, а всерьёз. В заявлениях российских официальных лиц неизменно подчёркивается, что под действие соглашения не подпадают не только «ИГ», но также и «Фронт ан-Нусра» и другие террористические группировки, признанные таковыми на уровне ООН. Между тем, именно в деятельности подобного рода организаций и их внешних спонсоров содержится основная угроза и опасность для ещё не начавшегося переговорного процесса в Сирии.
Не приходится сомневаться, что лёгкой судьбы у заявленного прекращения огня не будет. Об этом свидетельствует, в частности, информация The Wall Street Journal, согласно которой, представители силового блока в администрации США после достигнутых 22 февраля договорённостей ужесточили и так непримиримую позицию в отношении Москвы, добиваясь от Обамы усиления давления на Москву путем наращивания поддержки боевиков в Сирии. К категории «ястребов» газета причисляет министра обороны Эштона Картера, председателя Комитета начальников штабов Джозефа Данфорда и директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Джона Бреннана. По сведениям источников газеты, в ходе совещания в Белом доме они выразили «крайне воинственные взгляды в отношении Москвы».
Таким образом, создаётся пропагандистский фон для усиления поставок вооружения и амуниции так называемым «умеренным» группировкам, а на деле – террористическим бандам. В любом случае, цели США в Сирии остаются прежними – свержение любыми средствами легитимного руководства этой страны, которую предполагается превратить в рассадник глобальной террористической угрозы, и дискредитация политики России на Ближнем Востоке. Реализации данного плана воспрепятствовало появление в Латакии подразделений российской армии, и теперь речь идёт о попытке отыграться за военные поражения на поле дипломатии. Думается, это и есть так называемый план «Б», о котором упомянул накануне в американском сенате обладатель широкой голливудской улыбки господин Керри.
Впрочем, несмотря на все усилия американской дипломатии спасти своих марионеток от разгрома, самолеты ВКС РФ наносят удары по террористическим группировкам в Сирии, на которые не распространяются договоренности по примирению, в прежнем режиме. «Особо подчеркну, что заключенное российско-американское соглашение о прекращении боевых действий не распространяется на боевиков ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусры» (обе запрещены в РФ — прим. ред.) и других, признанных Советом Безопасности ООН террористическими. Поэтому самолеты российской авиагруппы продолжают нанесение ударов по объектам этих группировок международных террористов в прежнем режиме», — вновь напомнил представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков. Не предполагающее каких-либо двойных толкований исключение террористических группировок из списка участников предполагаемого перемирия позволяет предположить, что борьба с ними будет продолжаться вплоть до их окончательного разгрома.
Андрей Арешев