Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы
28.02.2018
- Я с 1990 года занимался вопросами, касающимся пограничных войск в Армении. Начнём с того вопроса, почему было подписано соглашение по поводу размещения этих войск. Такое решение было принято на основании анализа угроз, которые существуют для Армении, а также взаимных армяно-российских интересов. В 1992 году были подписаны два документа: первый - о совместной охране границы, а второй - о статусе российских войск. Я уверен в том, что это соглашение укрепило нас, поскольку мы не можем говорить о государстве в целом, не имея безопасных границ.
Вопросы о пограничных войсках у нас поднимаются не в первый раз. Надо четко понимать, какая цель ставится для этого и кому все это выгодно. Могу лишь сказать следующее: перед армянскими делегациями этот вопрос ставят и в Евросоюзе, и на переговорах с Турцией. Турки не раз говорили о том, что если мы выведем погранвойска, то будет снята блокада и установлены нормальные отношения с ними. Что это? Ну во-первых, это направлено на ослабление союзнических отношений между Россией и Арменией. Во-вторых, на ослабление позиций России в нашем регионе. И, пожалуй, самая главная цель – это выдавливание России из региона, что категорически противоречит интересам Армении. Надо ясно понимать, кто за этим стоит, и этот процесс будет продолжаться. Нельзя относиться к этой проблеме просто так.
На сегодняшний день идет информационная война. И даже если всего десять человек под каким-то влиянием обратились с таким заявлением, то это уже огромный вред как для Армении, так и России. Но за теми, которые подняли этот вопрос, нет народных масс или мощных политических сил и общественных организаций. Безусловно, ко всему этому надо относиться серьезно, учитывая следующее: в нашем регионе Россия присутствует только в Армении и, если добиться вывода российских пограничников, то Кавказ поменяет свое геополитическое направление. Думаю, что многим понятно, какие могут быть последствия, как для региона, так и для мира в целом.
- Боевые действия Турции в Африне не могут не вызвать обеспокоенность у нас, еще раз напоминая нам всем о том, что за страна является нашим соседом и на какие действия она готова ради достижения своих целей. Может ли она преподнести нам неожиданные и неприятные сюрпризы?
- Турция сегодня ставит свои геополитические цели в том контексте, что это борьба с курдами на территории Сирии. Но это чистый вымысел. Эрдоган и его бывший премьер-министр Давутоглу в своей книге «Стратегическая глубина» четко обозначили идеологические основы всех этих сегодняшних действий. Там ясно все сказано: они считают, что европейская цивилизация изжила себя и на смену всем этим ценностям должен прийти турецкий ислам. Эта идеология в разные времена по-разному называлась, но она не изменилась: пантюркизм, панисламизм, неоoсманизм - цель одна и та же. Что касается Армении, то я бы затронул тему Нахичевана. Турция усиливает, укрепляет Нахичевань, и эта территория под ее под контролем. Это плацдарм для Турции. Но она на этом не хочет останавливаться. Другой ее мишенью является Мегринский коридор. Турция хочет получить сухопутную границу с Азербайджаном, а дальше уже идти по своему плану. Поэтому Нахичевань они сейчас усиливают и при определённых условиях они будут выполнять поставленные перед собой задачи. И важным условием при этом является ослабление влияния России и Армении в нашем регионе. Поэтому угрозы со стороны Турции колоссальные.
- Как Вы оцениваете боевую мощь и подготовленность Вооруженных сил Армении на сегодняшний день?
- Наши вооруженные силы боеспособны и готовы сдерживать самый опасный конфликт в регионе – Карабахский. После апрельских событий в армянской армии были выявлены определенные недостатки, которые в дальнейшем были исправлены. И если раньше разведывательные и диверсионные группы Азербайджана постоянно пересекали линию соприкосновения, то сегодня такие попытки резко сократились. Здесь важную роль играет Россия, являясь единственным сдерживающим фактором в регионе. И ракетные комплексы «Искандер», которые мы получили от России, также являются сдерживающим инструментом для невозобновления боевых действий и поддержания военно-политического баланса.
- В продолжение темы. Несколько дней тому назад ВС Азербайджана предприняли попытку диверсионного проникновения на юго-восточном участке линии соприкосновения с ВС Нагорно-Карабахской Республики. Какова, по-вашему, была мотивация Азербайджана на этот раз?
- Мотивация у них не меняется. Стратегия и военная доктрина Азербайджана в этом вопросе не меняется. Они понимают, что широкомасштабной войной не смогут решить задачу, но с другой стороны не хотят идти мирным переговорным путем. Азербайджан не идет ни на какие уступки. Мало того, когда после апрельских событий армянская сторона подняла вопрос об установлении механизма выявления нарушений режима прекращения огня, то азербайджанская сторона сначала дала согласие, потом отказалась. Цель одна - постоянно поддерживать напряжение на линии соприкосновения, в результате чего достичь влияния на моральный боевой дух армии. Это влияет на население Карабаха и Армении - для того, чтобы возникли такие настроения, что Карабахский вопрос нужно быстро решить, поскольку там гибнут наши люди. Ну а в дальнейшем, чтобы население оказало давление на военно-политическое руководство, которое пойдет на уступки. А уступки, понятно, какие могут быть - Карабах и все остальное.
- В ближайшее время в парламенте Армении группой депутатов будет поднят вопрос о запрете поставки оружия Азербайджану со стороны России. Каково Ваше мнение по этому поводу?
- Я не исключаю, что есть такая группа, которая может поднять такой вопрос. Здесь цель чисто политическая. Этой серьезной проблемой должны заниматься не какие-то депутаты, а военно-политическое руководство Армении и России. Военно-техническое сотрудничество - это очень сложный комплекс отношений. Здесь самое главное -поддержание баланса. Если у Азербайджана есть преимущество на тактическом уровне, скажем бронетехники, то у нас есть преимущество в других сферах.
- Некоторые зарубежные эксперты полагают, что Вашингтон готовит почву для своего постоянного присутствия в Закавказском регионе. Приводится даже название предполагаемого плана США - «Американская анаконда на Кавказе и в Центральной Азии». При таком развитии событий перед какими вызовами и угрозами может оказаться Армения как член ОДКБ?
- «Анаконда» – это не вчерашний и не сегодняшний план США. Этот план, можно сказать, действует уже давно как в военном направлении, так в информационном и экономическом.
Я считаю, наиболее успешно в этом плане осуществляется информационная война. Цель у них серьезная - формирование в Армении негативного отношения к России. И здесь нам надо предпринимать ответные эффективные действия, не позволяющие достижения этих целей. Мы должны не только занять позицию обороны, но и быть более наступательными.
- Как Вы оцениваете действующую военную доктрину Армении? Нужно ли внести в нее изменения?
- Однозначно нужны, и этот процесс уже начался. В одном из своих выступлений я поднял вопрос о необходимости изменения закона о военнослужащих, закона об обороне, военной доктрине и концепции национальной безопасности. В 2013 году Армения вступила в Евразийский союз. В дальнейшем мы создали единую группировку ПВО, объединённую группировку войск. То есть, наличие многих факторов предполагает внесения изменений в военной доктрине Армении.
Беседовала Асмик Бакунц
На фото: Вагаршак Арутюнян