Роль энергетического диалога в отношениях стран БРИКС
19.11.2024
Впервые опубликовано в «Стратегии развития» №3 (16)
По состоянию на начало 2023 год отношение мирового экспертного сообщества к объединению стран в формате БРИКС было неоднозначным. С одной стороны, официальные СМИ и отечественные политики убеждали нас в важности данного союза ввиду охвата практически половины населения Земли, с другой – цель объединения оставалась совершенно не ясна, как и принципы функционирования формата. Крупные западные издания и вовсе старались обходить тему БРИКС стороной, делая вид, что союз не заслуживает их внимания. Однако в США и ЕС находились здравомыслящие эксперты, которые открыто высказывались об опасности сотрудничества стран в формате БРИКС для существующего однополярного миропорядка.
В 2023 году стало невозможно игнорировать стремительно набирающий влияние субъект на мировой политической и экономической арене. Уже тогда очередь на вступление в организацию насчитывала более 20 стран.
Значимым событием стал 15-ый саммит БРИКС в Йоханнесбурге, который прошёл в августе 2023 года. Главным достижением было решение о принятии с 1 января 2024 года в члены объединения ещё пяти стран: Саудовской Аравии, Эфиопии, ОАЭ, Египта и Ирана. Данный факт наглядно продемонстрировал, что союз не является формальным объединением и способен привлекать в состав новых участников из числа стран Глобального Юга.
Далее последовало множество попыток экспертного сообщества определить, что служит драйвером развития БРИКС, что лежит в основе сотрудничества в этом формате. Официальные документы объединения и выступления представителей стран-участниц указывают, что фундаментом БРИКС является стремление его членов к уходу от существующего однополярного мира, где международная повестка и характер отношений жёстко определяются из центра принятия решений на Западе, а отклонение от общего курса наказывается с применением экономических, политических или даже силовых мер. Быть участником БРИКС – значит поддерживать здоровое, взаимовыгодное и справедливое сотрудничество между странами в целях устойчивого развития каждого члена объединения.
Под вышеупомянутыми «целями» понимаются цели в области устойчивого развития, принятые в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН. Из девяти наиболее важных (ликвидация нищеты, ликвидация голода, здоровье и благополучие, качественное образование, гендерное равенство, чистая вода и санитария, доступная и чистая энергия, достойная работа и экономический рост, промышленность, инновация и инфраструктура), как минимум семь целей напрямую или косвенно зависят от энергетической отрасли, а поэтому большое внимание со стороны участников БРИКС уделяется сотрудничеству именно в этой сфере.
Все государства так или иначе заботятся об обеспечении своей энергетической безопасности, которую каждый интерпретирует по-своему: надёжность источников энергоснабжения, энергетическая независимость, стабильность рынков сбыта энергосырья, энергоэффективность или экологичность.
Энергетика всегда была важной темой в БРИКС. В совокупности страны БРИКС потребляют около 46% энергии вырабатываемой в мире и генерируют 50% электроэнергии. Суммарно участники объединения производят 71% всего угля, где 52% – это вклад Китая. Россия является энергетической сверхдержавой, обладающей крупнейшими в мире запасами природного газа (около 25%), седьмыми запасами нефти (6.2%) и развитой атомной энергетикой (российские ноу-хау в области мирного атома применяются по всему миру).
Со вступлением новых участников в начале 2024 года БРИКС существенно усилил влияние на мировом энергетическом рынке. Три из пяти новых членов являются признанными лидерами энергетической отрасли, основателями ОПЕК. Ведущие страны-производители и экспортёры нефти – Саудовская Аравия, Иран и ОАЭ – довели долю БРИКС в мировой добыче жидкого углеводорода до 43%. Крупные производители природного газа Иран и Саудовская Аравия вместе с другими участниками объединения обеспечивают 35% поставок на мировом рынке. Таким образом первая волна расширения БРИКС существенно усилила энергетическую безопасность блока.
Однозначно можно утверждать, что Российская Федерация занимает ведущие позиции в БРИКС. Уже более двух лет с начала СВО Россия борется против гегемонии США и Европы, ведет прокси-войну с блоком НАТО на территории Украины, продвигает на международной арене идею многополярности. Несмотря на тысячи экономических ограничений Россия продолжает следовать намеченным курсом и вести за собой страны Глобального Юга.
В немалой степени этому способствует положение РФ в глобальной энергетике. Россия занимает первое место по производству природного газа в БРИКС (и второе в мире), с небольшим отрывом от Саудовской Аравии занимает третье место по добыче нефти (третье в мире), добывает значительные объемы угля (шестое место в мире), занимает четвёртое место в мире по потреблению энергии и выработке электроэнергии, является лидером на глобальном рынке строительства атомных электростанций с ядерными реакторами последнего поколения.
Именно по инициативе России в 2014 г. в БРИКС началось активное энергетическое сотрудничество, когда после событий в Крыму и последовавших экономических ограничений со стороны США и их союзников руководство России приняло решение снизить зависимость отечественной энергетики от стран Запада. В июле 2014 г. на 6-м саммите БРИКС в Форталезе Президент Путин выступил с предложением о создании Энергетической ассоциации, Резервного банка топлива и Института энергетической политики БРИКС.
К сожалению, на тот момент инициатива не нашла поддержки со стороны остальных членов союза. Однако уже в ноябре 2015 г. по инициативе России состоялась первая встреча министров энергетики БРИКС в рамках форума ENES 2015. По итогам переговоров участниками был подписан Меморандум о взаимопонимании в области энергосбережения и повышения энергоэффективности между министерствами и ведомствами БРИКС.
На второй встрече министров энергетики в июне 2017 г. в Пекине российской стороной было внесено предложение о создании Платформы энергетических исследований БРИКС, которое нашло поддержку по итогам третьей встречи в июне 2018 г. в Йоханнесбурге и было отражено в Декларации глав государств БРИКС.
В ноябре 2019 г. по итогам четвёртой встречи министров энергетики стран БРИКС в Бразилиа был утвержден регламент работы Платформы энергетических исследований. По информации Министерства энергетики РФ, «задачей Платформы энергетических исследований БРИКС является обеспечение устойчивого развития энергетики путем сотрудничества в области энергетических исследований, технологий, политики и инноваций, а также широкого диалога по вопросам энергетики в целях обеспечения всеобщего доступа к надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех, укрепления энергетической безопасности стран БРИКС и обеспечения более весомого голоса БРИКС в глобальной энергетической повестке».
В 2020 году по инициативе России была принята «Дорожная карта энергетического сотрудничества стран БРИКС до 2025 года» – стратегический документ, целью которого является формирование энергетического партнёрства за счёт координации действий и поддержки сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетики.
В 2022 году в связи с объявлением Россией спецоперации на Украине ситуация на глобальных энергетических рынках и, как следствие, формат энергетического сотрудничества внутри БРИКС радикально изменился. Значительно сократилась прямая торговля энергоресурсами со странами ЕС, США и их союзниками, введены запреты на поставки России оборудования для добычи нефти и газа, разведки полезных ископаемых и иных потребностей ТЭК. Компенсировать негативные последствия применённых ограничений и сохранить динамику устойчивого развития России помогло сотрудничество с союзниками по БРИКС в энергетической сфере. Китай и Индия значительно нарастили импорт российских энергоресурсов, в том числе для реэкспорта на освободившиеся рынки сбыта в Европе.
В 2024 году председательство в БРИКС перешло к России, что было использовано руководством РФ для выстраивания углубленного энергетического диалога с другими участниками союза.
26 и 27 февраля в Москве прошло заседание Комитета старших должностных лиц БРИКС по энергетике. Среди обсуждаемых тем особое внимание было уделено вопросам осуществления справедливого энергетического перехода с учетом национальных особенностей и приоритетов стран БРИКС. Российская сторона предложила партнерам три ключевых приоритета энергетической политики:
1) Развитие национальных энергетических систем стран БРИКС путем углубления межбриксовского взаимодействия с учетом вхождения в объединение новых участников;
2) Углубление взаимодействия в области технологий и инноваций, укрепление технологического суверенитета, улучшение условий для привлечения инвестиций;
3) Повышение роли БРИКС в глобальном диалоге по актуальным энергетическим вопросам.
Все предложенные приоритеты были поддержаны участниками БРИКС.
27 и 28 июня в Обнинске был проведён круглый стол по развитию кадрового потенциала БРИКС в условиях энергетического перехода. Участниками были рассмотрены результаты одноименного исследования экспертов Платформы энергетических исследований БРИКС. Согласно результатам работы, несмотря на значительные отличия энергосистем стран-участниц объединения структура их потребностей в подготовке специалистов во многом совпадает.
2 и 3 июля в Кемерово состоялась третья встреча Рабочей группы БРИКС по новым и возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности. Участниками стали эксперты по традиционной, возобновляемой и водородной энергетике, технологиям улавливания и хранения углерода. Одновременно со встречей прошло заседание Комитета Старших должностных лиц БРИКС по энергетике.
Члены рабочей группы выдели перспективные векторы развития: умные сети электроснабжения, цифровизация и искусственный интеллект, синтетическое топливо и «зеленая» энергия, солнечные батареи, ветровая энергетика, биотопливо.
Отдельное внимание уделили теме мобильности молодых учёных и аспирантов, работающих в сфере возобновляемых источников энергии, обсудили вопросы их обучения и прохождения стажировок на территории стран БРИКС.
Основным мероприятием энергетического диалога в этом году будет «Энергетическая неделя БРИКС», которая пройдёт в рамках форума «Российская энергетическая неделя» в Москве 26-28 сентября. Главными событиями станут: встреча министров энергетики стран БРИКС, ежегодное заседание Платформы энергетических исследований БРИКС и Молодежный энергетический саммит БРИКС.
С 22 по 24 октября 2024 года в Казани планируется проведение 16-го саммита БРИКС. Ожидается, что на нем будет объявлена вторая волна расширения, в рамках которой к блоку могут присоединиться такие энергетические гиганты как Азербайджан, Венесуэла, Нигерия, Казахстан, Алжир, Бахрейн, Кувейт и Индонезия, что еще сильнее усилит энергетический компонент БРИКС.
С точки зрения развития энергетического диалога и укрепления позиций БРИКС в этой отрасли особый интерес также представляет взаимодействие блока с ведущими производителями угля – Индонезия, Казахстан и Турция, газа – Алжир и Индонезия, участники ОПЕК+ – Кувейт, Алжир, Венесуэла, Нигерия, Экваториальная Гвинея, Казахстан, Азербайджан, Бахрейн, Южный Судан.
В контексте энергопоставок существенный вклад в усиление объединения могут внести подавшие в августе-сентябре заявки Азербайджан и Турция. Их географическое положение, уже существующая и перспективная транспортная инфраструктура играют ключевую роль в логистике на евразийском континенте. Азербайджан контролирует международный транспортный коридор «Север-Юг», а маршрут «Восток-Запад» пролегает по территориям обеих стран. В реалиях отказа в ЕС от импорта природного газа напрямую из России, рассматриваются варианты обхода ограничений. Среди них – смешивание отечественного и азербайджанского сырья на территории Турции или прямые поставки из России в Азербайджан для наращивания экспорта из последней в ЕС.
Однозначно, присоединение вышеперечисленных стран к БРИКС в любой форме позволит значительно усилить позиции экспортёров энергоресурсов, стремящихся к формированию свободного и справедливого глобального рынка сбыта, что приведёт к укреплению их энергетической безопасности.
С подачи России взаимодействие в энергетической сфере становится ключевым направлением сотрудничества в БРИКС. Многие эксперты полагают, что сотрудничество именно в энергетической сфере может внести решающий вклад в объедение всех стран-участниц БРИКС, так сильно различающихся политической структурой, экономическими интересами и культурными особенностями. Энергетический диалог будет развиваться по множеству направлений, таких как: совместное создание и развитие технологий добычи, производство, транспортировка, хранение энергоресурсов, электрогенерация, улавливание и переработка углекислого газа, повышение энергоэффективности, подготовка профессиональных кадров, инвестиции в инфраструктурные проекты, создание цепочек добавленной стоимости при производстве оборудования, торговля энергоресурсами, строительство атомных и других электростанций.
Хорошо известно, что главным условием сохранения глобального лидерства США является доллар. На его долю приходится более 80% торговых операций и 60% валютных резервов. После отмены золотого стандарта его высокий спрос в мире обеспечивается в немалой степени привязкой торговых операций на энергетических рынках к американской валюте. Нефтедоллар делает страны рабами ФРС.
Важнейший инструмент борьбы стран БРИКС с западной гегемонией – дедолларизация. Постепенное замещение доллара национальными валютами в международной торговле и суверенных фондах неизбежно приводит к снижению спроса на «зелёные» и ослаблению курса американских денег. В 2022 году участники БРИКС – Россия, Китай и Индия пошли на беспрецедентный шаг, перейдя к торговле природным газом за рубли, юани и рупии. Так было положено начало разрушения доминирования доллара США в торговле энергоресурсами.
В июне 2024 года истёк срок действия Соглашения о безопасности, подписанного Саудовской Аравией и США 8 июня 1974 г., которое не было продлено в связи с отказом Эр-Рияда. Устаревший документ обязывал Саудовскую Аравию торговать нефтью исключительно за доллары, но теперь появилась возможность использования других валют. В качестве альтернативы уже рассматриваются юани и криптовалюта. Потенциальный уход ведущего мирового экспортёра нефти от торговли жидким углеводородом за доллары может нанести сокрушительный удар по нефтедолларовой системе.
Очевидно, что стремление к энергетической безопасности и энергетика в целом являются главной линией совпадения интересов стран-участниц БРИКС. Взаимодействие в этой сфере станет стержнем, на котором будет выстраиваться всё стратегическое сотрудничество союзников на их пути к построению справедливого многополярного мира всеобщего развития и взаимопомощи.
Придающая такой мощный импульс развития блоку энергетика превращается в один из главных глобальных брендов БРИКС. Возможно, именно эквивалент измерения количества энергии станет основой будущей общей валюты Глобального Юга, которой будет суждено свергнуть доллар с Олимпа мировой экономики. Председательство России и её неформальное лидерство в БРИКС позволяют организовывать совместные мероприятия и реализовывать проекты таким образом, чтобы максимизировать вовлечённость представителей всех стран объединения в выработку планов стратегического развития и решения общих проблем.
Марат Легкодимов, студент Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
Фото взяты из открытых источников