Россия и Индия – точки соприкосновения в судостроении

05.12.2024

Россия и Индия – точки соприкосновения в судостроении

Впервые опубликовано в «Стратегии развития» №3 (16)

 

9 июля 2024 г. в Кремлевском дворце состоялись переговоры между президентом РФ Владимиром Путиным с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. В ходе переговоров были достигнуты договоренности о развитии стратегических направлений российско-индийского экономического сотрудничества до 2030 года, и подписан ряд двухсторонних документов.

Важно отметить, что встречи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди проходили регулярно (ежегодно). Последний раз премьер-министр Индии посещал Россию в 2019 году, а президент России, был с визитом в Индии 2021 г. Затем была пауза (это связано пандемией COVID19 и российской спецоперацией), однако контакты продолжались на площадках БРИКС и других международных форумах.

Целесообразно отметить, что главная цель визита – это обсудить растущую экономическую взаимосвязь двух стран. Индия заинтересована в сотрудничестве с Российской Федерацией по целому спектру вопросов. На первом месте энергетика. Детально обсуждались с Росатомом планы постройки АЭС нового поколения в Индии. Индийская сторона также заинтересована в реакторах термоядерного синтеза и использовании ядерного топлива полного цикла, а также в разработке проектов по квантовым вычислениям. Росатом, в свою очередь, направил предложения индийской стороне по технологиям строительства плавучих АЭС. Важно отметить, что индийская экономика нуждается развитии энергетического комплекса страны, мы в свою очередь (РФ) обладаем передовыми технологиями в данной сфере.

Как пример: плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» – это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Важно подчеркнуть, что для производства таких блоков используются новейшие российские технологии атомного судостроения. Индия проявляет к ним высочайший интерес.

1.jpg

Необходимо обратить внимание, что переговоры проходили, как в неформальной «домашней обстановке», так и в составе делегаций. Спектр обсуждаемых вопросов и взаимных интересов широк – поставка энергоносителей, сельхозпродукции, сотрудничество в транспортной и логистической сферах, военно-техническое сотрудничество, а также поставка вооружений. Политическое взаимодействие по линии БРИКС и ЕАЭС. Один из важнейших обсуждаемых вопросов – это выстраивание новой финансовой системы и внедрение современных механизмов в расчетах, как между двумя странами, так и по линии БРИКС.

Важно отметить, что главным итоговым документом стало совместное заявление Путина и Моди. В нем 81 пункт. Партнеры высоко оценили текущий уровень сотрудничества и его устойчивость в «нынешней сложной и неопределенной геополитической ситуации». И установили новую цель  нарастить взаимный товарооборот до $100 млрд к 2030 году.

В заявлении было обращено внимание на «усиление взаимодействия в сфере инфраструктурного развития, транспортного машиностроения, авто и судостроения, а также в других секторах промышленности. Обеспечение выхода российских и индийских компаний на рынки двух стран, в том числе через создание дочерних предприятий и индустриальных кластеров. Сближение подходов в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия». Профильным ведомствам, было поручено ускорить подготовку подписания соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Индией.

Российской и индийской сторонами активно обсуждалось сотрудничество в области проектирования и строительства судов, судоремонта, развития логистических направлений, внутренних водных путей и портов. В обсуждении активно участвуют крупнейшие российские и индийские компании, такие как Объединенная судостроительная корпорация, Судостроительная корпорация «АК БАРС», Технологический центр судостроения и судоремонта, ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, Cochin Shipyard Limited, Chowgule & Co., L&T Shipbuilding, Chennai Port Trust.

Обращает на себя внимание тот факт, что Индия, так же, как и Российская Федерация обеспокоена изменением политической, экономический и военной обстановки на международных морских маршрутах, которые стали не безопасны. Важно объединить усилия двух стран по проведению аналитической и экспертной оценки в вопросах безопасности мореплавания на важнейших международных маршрутах. Рассматривая мореплавание, как географическую, геополитическую, экономическую деятельность, необходимо отметить ее исключительную значимость в обеспечении государственных интересов. Морской транспорт перевозит свыше 80% всех мировых грузов. Фактически морские перевозки играют главную роль, как в мировой торговле, так и мировой политике. Поэтому взаимодействие РФ и Индии в вопросах логистики стратегически важен и экономически целесообразен. Индия не только поддерживает развития стратегического маршрута Север-Юг, но и принимает участие в строительстве серии судов (для РФ). Специалисты Индии прорабатывают возможности и использование Северного морского пути (СМП), имея к данному маршруту повышенный интерес.

2.jpg

Рассматривая состояние, возможности и развитие морского кластера Индии в целом, и современный уровень ее судостроительной индустрии, в частности. Важно обратить внимание на ее целостность, важность в экономическом развитии страны, оценить роль и место водного транспорта в обеспечении транспортной независимости государства. Необходимо проанализировать возможности судостроительной отрасли, ее технический, технологический и инновационный потенциал, определить ключевые направления, установить надежность по взаимодействию двух стран в развитии судостроительной индустрии, определить и оценить факторы оказывающие негативные влияние на взаимодействие и тормозящие развитие сотрудничества.

 

Морской кластер современной Индии

 Считаю, что для начала будет важным ознакомить заинтересованных и деловых лиц с общей ситуацией в индийском судостроении:

- первое – 17 октября 2023 г. по случаю открытия Глобального морского саммита (Global Maritime India Summit 2023) в г. Мумбай, премьер-министр республики Нарендра Моди заявил: «В ближайшее десятилетие Индия войдет в пятерку ведущих судостроительных стран мира» – это очень важное заявление правительства, а значить и государства.

- второе – на глобальном морском саммите в Индии обсуждались ключевые вопросы развития морского сектора, в том числе такие темы, как порты будущего, судостроение, судоремонт и утилизация судов, страхование и арбитраж, а также новые морские маршруты и безопасность мореплавания. Здесь важно отметить, что сегодня морские перевозки становятся доминирующими, однако важно отметить, что возрастает их безопасность.

- третье – судостроение в Индии – это новый развивающийся сектор, где в настоящее время ведется строительство различных типов судов. В Индии насчитывается более 700 судостроительных заводов и верфей, 35 из них (судостроительных компаний) могут строить крупнотоннажный флот. Важно отметить, что государство контролирует семь самых крупных из них. Более 80% судостроительных мощностей Индии – это фонды трех государственных корпораций – Cochin, Hindustan и Mazagon, которые строят около 250 тыс. т DWT (Deadweight tonnage – сумма массы полезного груза, перевозимого судном) в год.

Вывод настораживающий – рассматривая мощности судостроительного сектора – более 80% мощностей страны контролируется государством, однако темпы строительства не высоки, строят в год 250 тыс. т DWT – это примерно 4 судна 60 тыс. или 6 судов 40 тыс. т DWT.

- четвертое – важно отметить, что государство очень внимательно следит за развитием и наполнением судостроительного рынка необходимой судостроителям продукцией. На сегодняшний день изготавливается и продается судостроительной продукции более чем $ 7 млрд, а к 2027 г. выпуск продукции для судостроительного сектора должен увеличится до $ 8 млрд.

3.jpg

Правительство Индии предприняло комплекс мер для модернизации и дальнейшего развития национального судостроения, взят курс на преимущественный выпуск необходимых для судостроения и судоремонта материалов и комплектующих на национальных предприятиях.

Развитие и наполнение внутреннего рынка высока. Он развивается опережающими темпами. Что касается металлопродукции, труб, кабельной продукции, судового оборудования, арматуры, машин и механизмов, то внутренний рынок богат и разнообразен. Ценовая политика на внутреннем рынке контролируется государством.

- пятое – дизелестроение в Индии развито на уровне ряда компаний выпускающие двигатели для автопрома и сельскохозяйственных машин. Что же касается дизелестроения и выпуска двигателей для судостроительной отрасли, то в данном направлении ощущается дефицит. Однако важно отметить, что заинтересованные компании ищут выход из сложившейся ситуации. К примеру, индийская компания Garden Reach Shipbuilders and Engineers Ltd. (GRSE) и Rolls-Royce подписали рамочное лицензионное соглашение о локализации производства судовых двигателей MTU серии 4000 по требованиям IMO Tier II мощностью 746-4300 кВт. Данный тип двигателя планируется устанавливать на корабли строящиеся для ВМС страны и выпускать под брендом «Сделано в Индии».

Что же касается дизелестроения в Индии и обеспечения дизельными двигателями строящихся на верфях крупнотоннажных судов, необходимо отметить, что данный вопрос решается за счет импорта.

Может быть важным и интересным рассмотрение вопроса о кооперации российских и индийских разработок судовых двигателей и их совместном производстве, но нельзя не отметить, что наш производственный комплекс имеет массу проблем. Однако в Индии традиционно сильно литейное производство. У нас (при СССР) был высокий уровень качества: коленчатых валов, поршней, цилиндров, подшипников и др. комплектующих используемых в машиностроении. Налаживание совместного производства с параллельным восстановлением советских технологий является крайне перспективным направлением развития российско-индийских отношений в сфере судостроения.

- шестое – порты и портовая инфраструктура. Индия идет семимильными шагами по пути роста экономического развития, что требует более широкого присутствия на мировых рынках. Страна с высоко развитой портовой инфраструктурой и высокими логистическими возможностями способна принимать суда любого типа и тоннажа, что обеспечивает ее высокую вовлеченность в мировую торговлю.

4.jpg

Индия располагает 13 крупнейшими морскими портами. Вот наиболее известные: Мумбай, Нава-Шева, Мундра, Ченнаи, Диндайл, Чидадамбаранар, Калькута, Пипав, Парадил. Имеется также 217 промежуточных портов. Индия это морская держава, береговая линия составляет 7517 км. Через крупнейшие порты Индии в 2022-2023 гг. прошло 795 млн т грузов. Логистические возможности индийских портов, их техническое вооружение, механизация и автоматизация, а также взаимодействие с другими видами транспорта, находятся на очень высоком уровне.

- седьмое – торговый флот Индии насчитывает 1859 судов, 41 млн т. DWT.

Правительством Индии принята 10 летняя программа по строительству коммерческих судов, которая предусматривает развитие индийского торгового флота и увеличение его минимум на 1000 судов в течение 10 лет, в результате чего к 2047 г. отчисления за фрахт иностранным перевозчикам сократятся как минимум на треть.

Здесь важно оценить роль государственных структур в обеспечении транспортной, а значит экономической, безопасности.

- восьмое – научный потенциал. Национальный институт исследований и разработок в области оборонного судостроения (NIRDESH). Он расположен в Чалияме, в округе Кожикоде, штата Керала. Также в Индии работает Центр передового опыта в области морского судостроения (CEMS). Он сфокусирован на развитии и взаимодействии морского и судостроительного сектора страны. В его составе 24 лаборатории 6 в Мумбаи и 18 в кампусе Визаг, которые ведут проектирование и разработку новых типов судов.

   Важно также отметить важность ряда других исследовательских центров: Морского исследовательского центра Арнаба Даса, компании ООО «Пресижн Пауэр» Аурангабад, Ассоциации Индийского океана, Центра морских исследований университета Пондичерри.

   Научная деятельность Индии в морском секторе ведется постоянно и финансируется государством, она находится на очень высоком уровне. Ее деятельность важна с экономической точки зрения и ценна для государства с политической.

- девятое – кадры. Кадры – основа индийской экономики. Что же касается морского кластера, то важно отметить, что им управляют грамотные и опытные специалисты. Подчеркну, что на международном рынке Индия является второй (после Филиппин) страной, поставляющей экипажи для иностранных судоходных компаний. Сегодня в иностранных судоходных компаниях работает (примерно) 15 000 индийских моряков и 9 000 офицерского состава.

5.jpg

Будет правильным зафиксировать, что в структуре ряда судоходных зарубежных компаний работают технические, инженерные специалисты и экономисты из Индии. Они обеспечивают управление флотом компаний, контролируют техническое состояние судов, готовят документацию и проводят плановые ремонты на судоремонтных заводах зарубежных стран. Хочу подчеркнуть, что мне приходилось встречать специалистов из Индии в КБ судостроительных заводов, а также представительствах зарубежных компаний на судостроительных заводах в Республике Корея, Японии и Китае, а также различных зарубежных классификационных (Морской регистр) обществ.

- десятое специализированные учебные заведения. Индийский морской университет, Национальная морская академия Ченнаи, Колледж перспективных морских исследований имени Лала Бахадура Шастри и Институт морской инженерии и исследований в Мумбаи, институт морской инженерии в Калькутте и индийский институт управления портами в Калькутте, а также Национальный центр проектирования и исследований судов в Вишакхапатнаме. Подготовка кадров для морского кластера Индии находится на подъеме, полученные профессии являются престижными, востребованными и высокооплачиваемыми.

 

Пути сотрудничества, которые важны и необходимы

Важно отметить, что российской и индийской сторонами активно обсуждается пути сотрудничества в области проектирования и строительства коммерческих судов, а также создание совместных предприятий, либо открытие российских предприятий в Индии. Обе стороны находятся на распутье, новые времена с учетом поставленной цели достичь уровня товарооборота в $100 млрд все настойчивее диктуют обеим сторонам необходимость укрепления транспортной составляющей сотрудничества. Москва и Дели стремятся к достижению полного суверенитета и ищут точки соприкосновения, однако процесс вялотекущий. Важно чтобы он перешел в прогресс. А это можно сделать путем приобретения Российской Федерацией ряда судостроительных и судоремонтных предприятий Индии.

Важно отметить, что РФ разместила ряд заказов на верфях Индии. Например, строительство линейки судов река-море, для транспортного коридора «Север-Юг». Эксперты и специалисты неоднократно отмечали, что стране нужны универсальные суда. а также балкеры – от 15 тыс. до 60 тыс. т DWT и танкеры от 40 тыс. до 150 тыс. т DWT. Решения по данному вопросу рассматривается.

Важность вопроса заключается в том, чтобы объединить усилия двух стран в развитии судостроительного потенциала и наращивания силы и мощи коммерческого флота дружественных стран. К 2030 г. не только возрастет грузооборот между Россией и Индией, но и грузовые потоки будут переориентированы на страны Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки. Иметь судостроительные и судоремонтные мощности в Индии – это ценно, важно, престижно и перспективно для страны.

 

***

 

По словам Нарендры Моди: «сегодня формируется новый мировой порядок, и мир смотрит на Индию». При этом индийский премьер отметил, что усилия правительства страны направлены на то, чтобы основные порты Индии стали в логистическом плане передовыми, коммерческий флот пополнялся современными судами, а судостроительная индустрия достигла уровня передовых стран мира (Республика Корея, Китай, Япония).

Сотрудничество Индии и России в отрасли кораблестроения имеет много положительных моментов – ведется совместная разработка, интересующая наших партнеров проектов. В декабре 2010 г. PDOE заключила соглашение о сотрудничестве с «Рособоронэкспортом» по совместному продвижению военных кораблей российских проектов на рынки Индии и третьих стран.

Хорошо сбалансированное взаимодействие Российской Федерации и Индии открывает перспективные возможности для сотрудничества в сфере: строительства и ремонта судов, развитию портовой инфраструктуры и современного торгового флота. Это представляется ключевым условием для успешного решения экономической безопасности дружественных стран Индии и России.

Михаил Мореходов, эксперт судостроения, действительный член Петровской академии наук и искусств, член союза журналистов России


← Назад к списку новостей