Сделать предложение, от которого невыгодно отказаться

07.10.2012

Сделать предложение, от которого невыгодно отказаться

Введение на его территории утилизационного сбора на ввозимые из третьих стран автомобили уже сильно ударило по украинским автопроизводителям и некоторым особенно рьяным евроинтеграторам из правительства, чей бизнес связан с украинским авторынком.

Вместе с тем, в потоке информации о взаимоотношениях Украины и Таможенного часто упускается из виду вопрос – какие именно выгоды может получить Украины от членства в этом интеграционном объединении. Эксперты сходятся на мнении, что их несколько:

Во-первых, «загрузка» заказами высокотехнологичных предприятий по всей стране – от Киева до Донецка. В первую очередь здесь стоит упомянуть об оборонных предприятиях Харькова и Днепропетровска, а также о мощном производственном потенциале Поднепровья, «мозговых центрах» авиа- и судостроения, космической промышленности, расположенных в столице, Запорожье и Днепропетровске. Сейчас большинство из этих фирм находятся на грани банкротства, имеют долги по зарплате перед своими работниками. Покупающие их европейцы (как в случае к крупнейшими на постсоветском пространстве николаевскими верфями) резко сокращают производство и делают из высокотехнологичного предприятия фирму по производству прогулочных яхт. То же относится и к кадровому потенциалу украинской науки – украинцы (особенно молодые) бегут из страны в поиске заработка на Западе. То же самое характерно и для России. Однако в гораздо менее острой степени. Кроме того, программа перевооружения армии и промышленности, начавшаяся в 2010-х годах, должна дать импульс отечественной промышленности. Россия и Украина вместе – это промышленности развитые страны, порознь – сырьевые экономики. Потому что никому в мире не нужны новые-старые конкуренты.

Если Евросоюз предлагает Украине место догоняющей страны, граждане которой будут играть роль обслуживающего персонала, малого и среднего бизнеса в этом интеграционном объединении, то в Таможенном союзе Украина займет одно из лидирующих мест, подразумевающее увеличения количества рабочих мест в центре и регионах страны.

Вторая группа преимуществ – это удешевление энергоносителей, снятие существующих таможенных ограничений. Уполномоченный правительства Украины по взаимоотношениям со странами СНГ Валерий Мунтиян приводил цифру в $9 млрд – такова будет ежегодная экономия украинского бюджета в случае вступления Украины в Таможенный союз. Кроме того, Таможенный союз откроет перспективу модернизации основных промышленных объектов Украины, в первую очередь газотранспортной системы. Это позволит не поднимать цены на газ для населения, на чем упорно настаивает Европа.

Кроме того, существует большой потенциал кооперации между российскими и украинскими предприятиями – начиная от агропромышленного комплекса и заканчивая космической отраслью. Пример удачных испытаний украинско-российского грузового самолета АН-70 показывает, что «оттепель», наступившая в двусторонних отношениях с 2010 года, уже дает свои реальные плоды.

Европа же намерена развивать исключительно финансовую сторону сотрудничества – укреплять свое влияние в банковском секторе. Промышленность Украины для Запада – это конкуренты, которых надо устранить, что стимулирует сокращение рабочих мест и усиление миграции украинцев в западные страны на заработки.

Таким образом, для руководства страны с чисто прагматической точки зрения выбор очевиден. Единственным объяснением того, что они им до сих пор не воспользовались может быть только то, что президент и его окружение находятся в плену «евроиллюзий».

Олег Горбунов, политический обозреватель сайта «Политком.ру»


← Назад к списку новостей