Пикет против религиозной и национальной дискриминации этнических армян в Грузии

18.02.2011

Пикет против религиозной и национальной дискриминации этнических армян в Грузии

Пресс-релиз

Пикет против непрекращающейся религиозной дискриминации национальных меньшинств в Грузии.

 19 февраля 2011 года в 12-00, в Москве по адресу: Малый Ржевский переулок дом. 6 (секция интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве) будет проведён пикет с требованием прекратить дискриминацию национальных меньшинств по религиозному признаку.

Пикет будет организован силами двух общественных организаций: Московской региональной общественной организацией «Единый Джавахк» и Союзом Молодёжи при Армянской Апостольской Церкви «НУР». Всего пикет соберёт около 30 участников.  Так же будут присутствовать представители армянских общественных организаций города Москвы, грузинской диаспоры, северо-кавказских диаспор, еврейской диаспоры, а также российские и европейские общественные объединения. О проведении пикета проинформированы дипломатические представительства некоторых иностранных государств. На пикет приглашены представители федеральных и региональных телеканалов и ведущих российских изданий. Участники пикета будут давать интервью на русском и английском языках.

 Будут озвучены наши требования, вот некоторые из них:

1. Соблюдение и выполнение властями Грузии статьи 19 Конституции, гарантирующей свободу совести и вероисповедания.

2. Безотлагательно принять Закон о Религии и религиозных объединений в Грузии.

3. Обеспечить равные права всем конфессиональным объединениям, зарегистрированным на территории Грузии.

Одновременно с этим в секцию интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве будут переданы письма на русском и английском языках с полным текстом требований.

После окончания пикета все участники и представители СМИ будут приглашены в ресторан «Ереван» (адрес: метро "Октябрьское", Шаболовка, 2, стр. 1.) на праздник Армянской Апостольской Церкви «День Святого Саргиса, его сына Мартироса и 14 воинов».

Более подробную информацию по проведению пикета, полный список требований, а также другую интересующую информацию можно узнать по телефонам:  (499) 271-29-27; (499) 271-29-57   Манукян Гаяне


СПЮРК-ДЖАВАХКЦЫ ИЗ РОССИИ

Т Р Е Б У Ю Т

(представляется в секцию интересов Республики Грузии

Посольства  Швейцарии в городе Москве)

 Грузия является многонациональным полиэтническим государством, созидающим демократические институты и идущим по пути становления гражданского общества. Однако Грузия является единственной страной на постсоветском пространстве, где попираются права всех конфессионных объединений, что во многом объясняется противодействием Грузинской Православной Церкви, имеющей свой особый статус. При этом следует отметить, что ГПЦ имеет значительные преференции.

Вместе с этим, как многим известно, пастырский визит Католикоса Всех армян в Грузию, который был намечен  во  второй  половине  ноября 2010 года,  в  очередной  раз был отложен. Причиной тому была якобы патриарх Грузии Илья Второй после лечения нуждался в реабилитации. Однако доводы грузинской стороны, судя по многим событиям произошедшими на намеченную дату, становятся все более не убедительными.

Исходя из создавшего положения, Спюрк-джавахкцы, проживающие в Российской Федерации, требуют:

• НЕМЕДЛЕННО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СТАТУСА ГРУЗИНСКОЙ ЕПАРХИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕКУЛЯРИЗОВАННЫХ АРМЯНСКИХ ХРАМОВ,СВЯТЫНЬ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ

• БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО ПРИНЯТЬ ЗАКОН О РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГРУЗИИ

• ОБЕСПЕЧИТЬ РАВНЫЕ ПРАВА, УСЛОВИЯ И СВОБОДЫ ВСЕМ КОНФЕССИОННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИИ

• СОБЛЮДЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ СТАТЬИ 19 КОНСТИТУЦИИ ГРУЗИИ ГАРАНТИРУЮЩЕЙ СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Спюрк-джавахкцы из России,
Россия, февраль, 2011 год.

*Спюрк - джавахкцы – это выходцы (диаспора) из края Самцхе-Джавахетии

Равенство и толерантность ко всем конфессиям в Грузии

Особый статус Грузинской Православной Церкви подтвержден многовековой историей и религиозностью большинства населения Грузии. Данный статус не нуждается ни в каких юридических привилегиях и государственной поддержке. Грузинская Православная Церковь была, есть и будет одним из краеугольных камней, на котором стоит грузинское общество. Так неужели эта Церковь нуждается в каких-либо привилегиях по сравнению с другими конфессиями? Мы так не думаем, впрочем, если кто думает иначе, мы готовы выслушать их доводы.

Гораздо важнее другое, равенство конфессий главная отличительная черта любой цивилизованной страны, при том условии, что страна не является моноэтнической и в ней нет официальной государственной религии. Для Грузии это единственный выход, и чем раньше будет принято такое решение, тем лучше. Так или иначе положение дел, при котором Армянская Апостольская Церковь не обладает никаким статусом в Грузии никак не может считаться нормальным.

Некоторые возможные требования ААЦ к властям Грузии

При условии поддержки со стороны армянского государства и структур Диаспоры, Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) может хоть сегодня выработать и представить в международные правовые инстанции автономную программу по преодолению последствий разрушений, захвата и присвоения в отдельно взятой церковной сфере, включающую в себя следующие основные требования (детально выверенные юридические формулировки - дело специалистов):

а) Возвратить под духовно-административную юрисдикцию ААЦ все армянские церкви, святыни, исторические памятники и/или земельные участки, на которых они находились до 1921 года;

б) Выплатить ААЦ моральную и финансовую компенсации за уничтожение армянских храмов, церквей, святынь, конфискацию и разграбление их культурно-исторических ценностей и имущества;

в) Предоставить армянам - гражданам Республики Армении и других государств - право свободно посещать места религиозных святынь Армянской Апостольской Церкви на территории Грузии и исполнять там свои духовные потребности;

г) Обязательно согласовывать с ААЦ работы по сохранению и реставрации памятников армянского церковного зодчества на территории  Грузии, если таковые будут вестись на территории указанного государства, а также предоставить ААЦ право проводить подобные реставрационные работы на свои собственные средства.

Некоторые вопросы к властям Грузии

В связи с тем, что основные принципы взаимоотношений секулярного грузинского государства с ее Церковью находятся в противоречии, мы вместе со многими встревоженными гражданами Грузии, обращаемся к Вам с несколькими вопросами. Мы считаем, что в деле укрепления и развития демократии Грузии Ваши ответы будут иметь особое значение.

1. Государственный бюджет пополняют не только православные граждане, но и представители других религий (мусульмане, иудеи, христиане Армянской Апостольской Церкви, католики, езиды, баптисты, пятидесятники, иеговисты и др.), атеисты и другие нерелигиозные граждане. Поэтому, считаете ли вы или нет, что на этом фоне передача Грузинской Церкви из президентского и правительственных фондов определённых денежных средств является дискриминацией и вмешательством в дела церкви? Не считаете ли вы нарушением вышеуказанных принципов, когда из государственных резервных фондов финансируется разные телеканалы и телепрограммы, принадлежащие Грузинской Патриархии?

2. Какой цели служило и насколько было закономерным, когда перед парламентскими и муниципальными выборами, были переданы высокопоставленным иерархам грузинской церкви дорогостоящие автомобили джипы и пикапы?

3. Почему не возвращается имущество другим религиозным концессиям, отобранное у них в советский период, как возвращается таковое Грузинской Церкви?

 4. Почему только Грузинская Церковь освобождена от уплаты налогов? И почему подобные привилегии не распространяются на другие конфессии?

5. Между государством и Грузинской Церковью оформлено дискриминационное соглашение, на основании которого Патриархия имеет эксклюзивное право давать разрешение духовным лицам из других конфессий посещать места лишения свободы. Почему по сей день продолжается подобная дискриминационная практика и почему до сих пор не аннулировано это соглашение?

6. Почему грузинские власти не реагируют на преступления, которые совершают православные духовные лица, преследуя религиозные меньшинства?

7.
На основании закона об общем образовании в учебных учреждениях запрещен прозелитизм, индоктринация и применение религиозных символов вне академических целей. Несмотря на это, все эти требования тотально нарушаются. Почему власти не реагируют на это и не обеспечивают исполнения закона?

Спорные церкви в Тбилиси и других регионах являются грузинскими, а не армянскими - МИД Грузии

 Так называемые «спорные церкви» в Тбилиси и других регионах являются грузинскими, а не армянскими. Об этом армянским журналистам в Тбилиси заявил 29.07.2010 года  тогда ещё замминистра иностранных дел Грузии Александр Налбандов.

«Грузия не может передавать исторические памятники физическому лицу, каковым является глава Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Право на наследование принадлежит только юридическим лицам, а ААЦ не является таковым на территории Грузии», - сказал он. Александр Налбандов считает, что требование армянской общины о возвращении церквей не имеет под собой основы. 

 «Спорные» армянские церкви в Грузии

которые вот уже  несколько лет

грузинская церковь обещает решить

вопрос их возвращения армянской

общине и никак не решает

Конституция Грузии и взятые страной международные обязательства создают достаточную базу для придания Армянской церкви Грузии, так же, как и всем остальным основным религиозным группам, статуса юридического лица. Таковой статус имеется у доминантной религиозной группы Грузии – у Грузинской Православной Церкви, что было закреплено Конкордатом, подписанным между ГПЦ и правительством Грузии. Этот Конкордат поставил ГПЦ в привилегированное положение, в том числе и в налоговом плане. В результате в религиозной жизни страны сегодня действуют дискриминационные порядки, где церковь-доминанта правит, а церкви-меньшинства не имеют признанного юридического права на реализацию своей пасторальной миссии.

Результатом такого положения является то, что ныне речь идет о так называемых спорных церквах, пять из которых находятся в Тбилиси и одна – в Ахалцихе, компактно населенном гражданами Грузии армянского происхождения. Это церкви Норашен, Сурб Ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Мугну Сурб Геворг, Сурб Минас и Сурб Ншан (Ахалцихе). Вышеуказанные церкви находятся в закрытом состоянии, они рушатся.

В 2005 году Министерство культуры, охраны памятников Грузии реализовывало программы, направленные на защиту культурного наследия Грузии. Эти программы, к сожалению, никак не затронули культурные религиозные памятники армянского происхождения на территории Грузии.

Возмутительное заявление представителя грузинской власти 

Мы выражаем возмущение заявлением заместителя министра по реинтеграции и по вопросам правовой защиты Грузии Элены Тевдорадзе.  Она в ходе прошлогодней прошедшей конференции «Армянское общество в Тбилиси: проблемы и перспективы», заявила, что Армянская Апостольская Церковь не получит статуса в Грузии. «Мы не дадим Эчмиадзинской церкви в Грузии статус, потому что та Армянская Апостольская Церковь, которая существует в Грузии, это так называемый филиал. Еще раз: Эчмиадзинскую церковь в Грузии мы не признаем». 

«Подобное поведение госпожи Тевдорадзе не исходит как из политических принципов демократической Грузии, ибо в этом случае нарушаются религиозные права человека и достоинство действующих сотни лет в Грузии церквей и конфессий, так и из позиций Верховного Патриарха Грузии Илии II, который выступает за предоставление общественного статуса Армянской Апостольской Церкви и других традиционным религиозным общинам. И было бы желательно, чтобы госпожа Тевдорадзе обеспокоилась плачевным состоянием историко-культурных памятников в Грузии и проблемой возвращения общине армянских церквей».

Список армянских храмов в Грузии

Согласно карте-справочнику, вышедшему в 1995 году и подготовленной специалистом по армянской архитектуре, директором обшественной организации по изучению армянской архитектуры (RAA) Самвелом Карапетяном, а также по данным Армянской Апостольской Церкви, на территории Республики Грузия в начале XX века находилось около 650 армянских храмов. На сегодняшний день в Грузии действуют 32 восстановленные и обновленные армянские церкви. Большинство из них находятся в армянских селах, расположенных в Самцхе-Джавахетии и Квемо-Картли.

Тбилиси

Среди нижеперечисленных церквей сегодня в Тбилиси действуют только два.

·         Церковь Святого Карапета, Тбилиси - переделана в грузинскую.

·         Ванкский собор, Тбилиси — снесен.

·         Верийская церковь Св. Карапи, Тбилиси — переделана в грузинскую.

·         Дзорабашская церковь Св. Георгия, Тбилиси — снесена, на ее месте строится грузинская церковь.

·         Джиграшенская церковь Св. Благовещения, Тбилиси — снесена.

·         Камояна церковь Св. Георгия, Тбилиси — снесена.

·         "Карапи" церковь Св. Георгия, Тбилиси — переделана в грузинскую.

·         Кукийской церковь Пресв. Богородицы, Тбилиси — снесена.

·         Мугнинская церковь Св. Георгия, Тбилиси — не действует.

·         Навтлугская церковь Св. Георгия, Тбилиси — снесена.

·         Церковь Норашен, 1467 г., Тбилиси — не действует.

·         Девичий монастырь, Тбилиси - переделан в грузинский.

·         Петхаинская церковь Пресв. Богородицы (Бетлехем), Тбилиси переделана в грузинскую.

·         Церковь Свв. Архангелов, Тбилиси — снесена, на ее месте строится грузинская церковь.

·         Церковь Св. Георгия Просветителя, Тбилиси — снесена.

·         Церковь Зркинянц, Тбилиси — снесена.

·         Церковь Камянц, Тбилиси — снесена.

·         Церковь Св. Карапета, Тбилиси — снесена.

·         Церковь Св. Креста, Тбилиси – не действует.

·         Церковь Св. Минаса, Тбилиси — не действует.

·         Церковь Сурб-Ншан, Тбилиси – не действует.

·         Церковь Св. Саркиса, Тбилиси — снесена.

·         Церковь Св. Степаноса, Тбилиси — переделана в грузинскую.

·         Церковь Св. Эчмиадзина, Тбилиси — действующая.

·         Чугуретская церковь Пресв. Богородицы, Тбилиси — переделана в грузинскую.

·         Шамхорская церковь Пресв. Богородицы, Тбилиси — развалины.

 

Самцхе-Джавахетия

Ахалкалакский муниципалитет

По утверждению духовного предводителя города Ахалкалака отца Татева Марукяна, во всех 72 сёлах Ахалкалакского муниципалитета есть армянские церкви, но большинство из них полуразрушены, а восстановлены только три-четыре.

·         Церковь Св. Георгия, г. Ахалкалак – не действует.

·         Церковь Сурб Хач (Сурб Хачатур), село Хандо

Ахалцихский муниципалитет

·         Церковь Богоявления Святого Креста, Ахалцихе - развалины

·         Церковь Сурб Ншан (Сурб Вардананц), г. Ахалцихе – не действует.

·         Церковь Сурб Степанос (Святого Стефана), г. Ахалцихе – не действует.

Аджария

Кахетия

Имеретия

Шида-Картли

Квемо-Картли


P.S. Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви (арм. Հայ Առաքելական եկեղեցու Վիրահայոց թեմ) — одна из исторических епархий Армянской Апостольской Церкви, в юрисдикцию которой сегодня входит территории Республики Грузия. Главой епархии является епископ Вазген Мирзаханян.

Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви для полноценного удовлетворения духовных потребностей своей общины, требует вернуть        6 церквей на территории Тбилиси и других регионов Грузии, историческое армянское происхождение которых грузинская сторона ставит под сомнение.

Сегодня Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви не имеет статуса юридического лица, однако идёт, уже продолжающийся много лет, процесс оформления епархии как юридического лица, который, по мнению Армянской Апостольской Церкви, искусственно затормаживается.


← Назад к списку новостей